ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2024 года N 390-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.


2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:


- от 22.03.2021 N 128-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2021 - 2025 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области";


- от 22.06.2021 N 400-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 25.08.2021 N 573-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 24.12.2021 N 938-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 25.03.2022 N 202-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 13.05.2022 N 374-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 23.08.2022 N 701-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 17.02.2023 N 126-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 14.12.2023 N 1311-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п";


- от 28.02.2024 N 207-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 22.03.2021 N 128-п".


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы труда и социальной защиты.


4. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 27.03.2024 N 390-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2030 ГОДЫ



I. Стратегические приоритеты государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2024 - 2030 годы



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1.1. Государственная программа Ярославской области "Социальная поддержка населения Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".


1.2. Государственная программа обеспечивает реализацию трех основных направлений в рамках действующих бюджетных обязательств: предоставление мер социальной поддержки, социальное обслуживание населения, оказание адресной социальной помощи.


1.3. Меры социальной поддержки ежегодно предоставляются более чем 477 тысячам жителей региона. В 2023 году общая сумма расходов на предоставление мер социальной поддержки составила 15 млрд 558,6 млн руб., в том числе 8 млрд 816,6 млн руб. - за счет средств федерального бюджета, 6 млрд 742 млн руб. - за счет средств областного бюджета.


Общая сумма денежных выплат, предусмотренных федеральным законодательством, в 2023 году - 1 млрд 278 млн руб., из них за счет федеральных средств - 965,6 млн руб., за счет региональных средств - 312,4 млн руб.


Общая сумма денежных выплат, предусмотренных региональным законодательством, в 2023 году - 14 млрд 281 млн руб., из них за счет средств регионального бюджета - 6 млрд 430 млн руб., софинансирование за счет средств федерального бюджета - 7 млрд 851 млн руб.


Все меры социальной поддержки предоставляются своевременно, задолженности перед населением нет.


1.4. В рамках социального обслуживания населения 55 государственных и муниципальных учреждений ежегодно предоставляют социальные услуги более чем 180 тысячам жителей области. Участие в предоставлении услуг социального обслуживания принимают негосударственные организации - поставщики социальных услуг, деятельность которых охватывает более 3,3 тысячи жителей региона.


В рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" национального проекта "Демография" в целях улучшения положения граждан старшего поколения реализуются мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности жизни.


Процесс социальной активизации граждан пожилого возраста включает комплекс мероприятий, который оказывает позитивную психологическую и оздоровительную поддержку лицам пенсионного возраста.


На сегодняшний день в регионе имеется инфраструктура с хорошей материально-технической базой, подготовленными специалистами. Важно сохранить имеющийся ресурс и переформатировать деятельность учреждений социального обслуживания населения, сделав акцент на дневную занятость, расширив спектр услуг с учетом запроса старшего поколения.


1.5. В целях социальной защиты населения ежегодно малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется социальная помощь. В 2023 году социальная помощь на сумму более 517 миллионов рублей предоставлена 12442 получателям, в том числе 1745 малоимущим гражданам, из них 1267 малоимущих семей получили социальную помощь на основании социальных контрактов.


Более 50 процентов социальных контрактов заключается для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Успешная реализация социальных контрактов по данному направлению способствует улучшению материального положения семьи.


По итогам оценки эффективности у 58,8 процента граждан, заключивших социальный контракт, среднедушевой доход семьи превысил величину прожиточного минимума.


1.6. В рамках реализации Государственной программы в части укрепления социальной защищенности граждан необходимо:


- совершенствовать систему мер социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи на адресной основе, направленную на снижение уровня бедности в регионе;


- сформировать эффективную клиентоориентированную систему предоставления услуг социального обслуживания, в том числе с привлечением негосударственных поставщиков социальных услуг;


- сформировать систему мониторинга и оценки качества предоставления социальных услуг, в том числе с привлечением независимых операторов, представителей негосударственного сектора.


1.7. Современная ситуация требует применения структурированного подхода к решению социальных проблем семей и детей. Одним из основных принципов семейной политики является обеспечение приоритета интересов ребенка и защиты прав ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального развития.


В Ярославской области проживает более 143 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.2023 в области проживают 236265 несовершеннолетних детей.


В регионе на 01.01.2024 проживает 13462 многодетные семьи, их доля в общей численности семей составляет 9,4 процента.


Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года N 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" 2024 год в стране объявлен Годом семьи. Поддержка семей с детьми - приоритет государственной социальной политики.


В Ярославской области будет проводиться планомерная работа, направленная на сохранение традиционных семейных ценностей, совершенствование поддержки семей, популяризацию многопоколенческих многодетных семей.


1.8. К социально уязвимым группам детей относятся дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время численность детей-инвалидов в области составляет 4,2 тысячи человек. Появление в семье ребенка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи. Решение социальных проблем семей и детей, проживающих в Ярославской области, возможно только путем координации усилий всех заинтересованных структур и объединения различных ресурсов, расширения спектра услуг, оказываемых семье и детям.


1.9. Для повышения качества жизни детей и семей с детьми требуется ежегодное обеспечение отдыха и оздоровления детей (в первую очередь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), выделение средств на укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся вопросами семьи, материнства и детства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Последовательное осуществление мер в рамках Государственной программы позволит не допустить нарастания социальной напряженности в регионе и сконцентрировать усилия на формировании предпосылок для сохранения положительных демографических тенденций.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


2.1. К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации в сфере социальной поддержки населения отнесены:


- повышение благосостояния граждан и снижение бедности;


- повышение ожидаемой продолжительности здоровой жизни;


- совершенствование системы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, оказываемых органами и учреждениями социальной защиты населения;


- развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;


- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;


- развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»