ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 сентября 2022 года N 814р-П


[О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П]



1. Внести в распоряжение Правительства Республики Карелия от 16 мая 2016 года N 361р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2016, N 5, ст. 1093; N 6, ст. 1331; N 10, ст. 2182; 2017, N 3, ст. 483; N 9, ст. 1909; 2019, N 7, ст. 1625; N 9, ст. 1991; N 12, ст. 2999; 2020, N 11, ст. 2835; 2021, N 9, ст. 2333) с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Республики Карелия от 21 января 2022 года N 34р-П, следующие изменения:


1) в пункте 2:


в абзаце первом слова "Органам исполнительной власти Республики Карелия" заменить словами "Исполнительным органам Республики Карелия";


в абзаце втором слова "органами исполнительной власти Республики Карелия" заменить словами "исполнительными органами Республики Карелия";


2) в пункте 3 слова "органами исполнительной власти Республики Карелия" заменить словами "исполнительными органами Республики Карелия";


3) в пункте 5 слова ", Конституционному Суду Республики Карелия" исключить;


4) в Программе оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года, утвержденной указанным распоряжением:


раздел I "Текущее состояние государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия" изложить в следующей редакции:

"I. Итоги реализации мероприятий по оздоровлению финансов в 2016-2021 годах



Установленные бюджетные ограничения стали фактором, определившим подходы к управлению региональными финансами Республики Карелия и муниципальными финансами муниципальных образований в Республике Карелия.


Ввиду одновременного снижения темпа роста валового регионального продукта, ухудшения конъюнктуры рынков, снижения доходов в связи с введением института консолидации налогоплательщиков и увеличения расходных обязательств в социальной сфере, включая выполнение обязательств, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, бюджет Республики Карелия на протяжении последних лет планировался и исполнялся с дефицитом. Смежная проблема - высокая долговая нагрузка на бюджет Республики Карелия: по состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга Республики Карелия составил 124% от годового объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия.


Одним из главных приоритетов Программы оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на период до 2024 года (далее - Программа) в 2016-2018 годах являлась реализация мер бюджетной консолидации при сохранении льготного налогообложения для инвесторов, обеспечении экономически оправданного уровня налоговой нагрузки в целях стимулирования предпринимательской активности. В свою очередь, реализация программных мероприятий в 2019-2021 годах осуществлялась в период макроэкономической нестабильности, связанной с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и устранению последствий ее распространения. Ограничительные меры, принятые как на федеральном, так и на региональном уровнях, оказали значительное влияние на темпы достижения запланированного бюджетного эффекта и плановых значений показателей результативности эффективности Программы.


В период с 2016 по 2021 год в рамках реализации налоговой политики на территории Республики Карелия установлены пониженные ставки налогов для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, введены новые инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности, включая право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль и льготный режим налогообложения для организаций, являющихся участниками специальных инвестиционных контрактов. Сохранила действие льгота по налогу на прибыль для предприятий, наращивающих показатели финансово-хозяйственной деятельности и увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль при сохранении численности работников, введенная с 1 января 2014 года в целях стимулирования организаций реального сектора экономики.


С 2017 года на территории республики установлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в научной, производственной и социальной сферах деятельности, а также началось поэтапное введение налогообложения имущества организаций исходя из кадастровой стоимости: на новый порядок были переведены торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 500 кв. метров, с 1 января 2018 года сфера применения кадастровой оценки при налогообложении имущества организаций была расширена за счет перевода на новый порядок административно-деловых центров (комплексов) общей площадью свыше 500 кв. метров и помещений в них, офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 500 кв. метров, жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, а с 1 января 2019 года критерий по площади был снижен с 500 до 300 кв. метров.


Также в соответствии с Планом по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия", была проведена оптимизация налоговых льгот, в результате которой с 1 января 2019 года были отменены:


пониженные ставки налогообложения по налогу на имущество и налогу на прибыль для организаций потребительской кооперации, а также изменены условия предоставления льготы по налогу на имущество организаций для организаций, являющихся собственниками объектов линейной части магистральных газопроводов, газораспределительных станций, объектов газораспределительных систем, находящихся на территории Республики Карелия, построенных в рамках реализации программы газификации субъектов Российской Федерации;


пониженные ставки налогообложения по налогу на имущество организаций для организаций, осуществляющих производство бумаги и картона, в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта.


Кроме того, были увеличены ставки по транспортному налогу для организаций.


Значительные изменения в региональное налоговое законодательство внесены в 2020 году и вступили в силу с 1 января 2021 года:


расширен перечень территорий муниципальных образований, на которых применяются пониженные коэффициенты для определения потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территориях республики, входящих в Арктическую зону Российской Федерации;


до 31 декабря 2023 года продлено действие налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и (или) патентную системы налогообложения;


с 1 января 2021 года расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, что позволило перейти на нее практически всем индивидуальным предпринимателям, применявшим до 31 декабря 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;


на 2021 год установлены пониженные ставки налогообложения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, перешедших с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на упрощенную систему налогообложения.


Также с 1 июля 2020 года в Республике Карелия введен в действие налог на профессиональный доход.


Приоритетами бюджетной политики в 2016-2021 годах в части расходов консолидированного бюджета Республики Карелия являлись не только рациональное использование бюджетных средств, но и повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг населению Республики Карелия, централизация непрофильных функций исполнительных органов Республики Карелия и государственных учреждений Республики Карелия.


Мероприятия по совершенствованию системы оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия реализовывались путем укрупнения государственных учреждений Республики Карелия, осуществляющих деятельность в сфере занятости и социального обслуживания населения, а также учреждений культуры и здравоохранения, осуществляющих деятельность в смежных сферах, оптимизации численности административно-управленческого и обслуживающего персонала, передачи государственными учреждениями Республики Карелия несвойственных им функций на аутсорсинг, размещения разнопрофильных государственных учреждений Республики Карелия под одной крышей. В целом за период с 2016 по 2021 год количество государственных учреждений Республики Карелия сократилось на 23%.


В 2016-2021 годах полностью завершена централизация функций исполнительных органов Республики Карелия в сферах:


бухгалтерского (бюджетного) учета исполнительных органов Республики Карелия на уровне государственного казенного учреждения Республики Карелия "Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения";


транспортного обслуживания исполнительных органов Республики Карелия на уровне государственного казенного учреждения Республики Карелия "Управление делами Правительства Республики Карелия";


информационных технологий и программно-технического обеспечения на базе государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский ресурсный центр цифровых технологий";


закупок товаров, работ, услуг на базе государственного казенного учреждения Республики Карелия "Центр организации закупок Республики Карелия и мониторинга в сфере экономики";


материально-технического обеспечения исполнительных органов Республики Карелия на уровне подведомственных им государственных учреждений Республики Карелия.


Начиная с 2019 года реализуется работа по централизации бухгалтерского учета государственных учреждений Республики Карелия: за период 2019-2021 годов 16 государственных учреждений Республики Карелия передали указанные функции в государственное казенное учреждение Республики Карелия "Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения".


В области социальной поддержки граждан проведен комплекс мероприятий, включающий в том числе установление контроля за достоверностью сведений о доходах получателей при предоставлении социальной поддержки и поэтапный переход на предоставление помощи по критерию нуждаемости. С целью снижения нагрузки на бюджет Республики Карелия проведена инвентаризация численности неработающего населения республики.


Реализован комплекс мероприятий по оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на предоставление мер социальной поддержки населения. Введены критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, увеличен стаж, необходимый для присвоения звания "Ветеран труда Республики Карелия". Продолжена работа по переводу категорий граждан, имеющих право на предоставление льгот по двум основаниям, в федеральный регистр с финансовым обеспечением социальных выплат за счет средств федерального бюджета. В целях обеспечения контроля за назначением социальных выплат осуществляется проверка достоверности сведений о доходах граждан.


Реализован адресный подход при предоставлении субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта. Проведена работа по оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на предоставление субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства.


В 2019-2021 годах реализован комплекс мероприятий по внедрению системы электронного документооборота в государственных учреждениях Республики Карелия, осуществляющих деятельность в сферах социального обслуживания, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также при оформлении ветеринарных сопроводительных документов. В 2021 году информационно-коммуникационные технологии внедрены в социальную сферу для обеспечения доступности и повышения качества оказания социально значимых услуг для граждан в Республике Карелия.


В части бюджетных инвестиций обязательным условием начала (продолжения) реализации объекта установлена оценка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета Республики Карелия. Все проекты, предлагаемые к включению в адресную инвестиционную программу Республики Карелия, оценены как эффективные. Продолжена практика приоритетной реализации инвестиционных проектов с долей участия федерального бюджета, при этом в 2019 году предельный уровень софинансирования расходного обязательства из федерального бюджета установлен в размере 94%, в 2020-2021 годах указанный показатель увеличен до 99%.


В рамках реализации Программы осуществлена работа по совершенствованию межбюджетных отношений с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия. Расширен перечень межбюджетных трансфертов, в отношении которых применен заявочный механизм их предоставления местным бюджетам. Обеспечено внесение изменений в Закон Республики Карелия от 1 ноября 2015 года N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия": в 2017 году внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в части распределения 20% дотации с учетом результатов анализа реестров расходных обязательств, в 2018 году утверждена норма о формировании местных бюджетов в программном формате, предусмотрено распределение субсидий между бюджетами городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период.


Разработаны и утверждены условия предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в Республике Карелия. В соответствии с заключаемыми ежегодно соглашениями с Министерством финансов Республики Карелия о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в Республике Карелия предусмотрены обязательства органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов в Республике Карелия, а также по реализации мероприятий, направленных на бюджетную консолидацию.


Задачами долговой политики Республики Карелия являлись сдерживание темпов роста государственного долга Республики Карелия и формирование оптимальной и управляемой структуры государственного долга Республики Карелия, позволяющей сократить расходы бюджета Республики Карелия на обслуживание государственного долга Республики Карелия.


В указанных целях ежегодные программы государственных внутренних заимствований Республики Карелия в 2016-2018 годах формировались исключительно из среднесрочных и долгосрочных заимствований, включая размещение государственных ценных бумаг Республики Карелия, активно использовались кредитные инструменты в режиме возобновляемых линий и краткосрочные бюджетные кредиты на покрытие кассовых разрывов, заключались дополнительные соглашения к государственным контрактам на снижение процентных ставок по кредитам, активно использовались свободные средства автономных и бюджетных учреждений Республики Карелия, а привлечение коммерческих заимствований переносилось на более поздний период.


В период с 2019 по 2021 год произошли существенные изменения в структуре государственного долга Республики Карелия:


реализован отказ от предоставления государственных гарантий, по состоянию на 1 января 2022 года указанный элемент в структуре государственного долга Республики Карелия отсутствует;


снижена доля коммерческого долга в структуре долговых обязательств в пользу бюджетных кредитов, что положительно отразилось на объеме расходов на обслуживание государственного долга Республики Карелия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»