АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2023 года N 863-п


О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области"



Администрация Волгоградской области постановляет:


1. Внести в постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 504-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области", утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ



Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 21 декабря 2023 г. N 863-п



"Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 25 сентября 2017 г. N 504-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"



Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области"



1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты населения в Волгоградской области


В настоящее время в системе социальной защиты населения Волгоградской области меры социальной поддержки и социальную помощь получают около 600 тыс. человек, в том числе труженики тыла, жертвы политических репрессий, ветераны труда, ветераны труда Волгоградской области, граждане, имеющие статус "Жители осажденного Сталинграда", сельские специалисты, малоимущие граждане, семьи с детьми.


Приоритетным направлением является поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с низкими доходами, обеспечение адресности оказания помощи.


Одним из эффективных видов государственной социальной помощи является социальный контракт.


С 2021 года региону предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.


Об эффективности оказания социальной помощи на основании социального контракта свидетельствует то, что доля граждан, охваченных такой социальной помощью, среднедушевой доход которых по окончании срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, составляет 21,1 процента от числа заключивших социальный контракт при плановом показателе 16,8 процента.


С 01 января 2019 г. реализуются региональные проекты "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Волгоградская область)" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)", которые направлены на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Демография".


Намеченные в рамках реализации вышеназванных региональных проектов результаты ежегодно достигаются в полном объеме.


В регионе выстроена системная поддержка семей с детьми, вопросы защиты материнства и детства входят в число приоритетных. Выплата мер социальной поддержки семей с детьми осуществляется своевременно и в полном объеме. Размер выплат ежегодно индексируется.


Изменены условия предоставления и размер дополнительного единовременного пособия на первенцев, рожденных после 31 декабря 2018 г.: размер выплаты увеличен до 58,5 тыс. рублей при условии рождения первого ребенка женщиной в возрасте до 24 лет включительно. Право на выплату имеет один из родителей - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Волгоградской области, при условии обращения до достижения ребенком возраста 6 месяцев.


Введена новая выплата - дополнительное единовременное пособие в размере 58,5 тыс. рублей семьям при условии рождения второго ребенка до достижения первым ребенком возраста трех лет. Выплата предоставляется при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области.


Ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет осуществляется на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.


Семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 01 января 2016 г., среднедушевой доход которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, при достижении третьим или последующим ребенком возраста трех лет предусмотрен родительский капитал в размере 81957 рублей.


В 2022 году только в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Волгоградская область)" различные меры финансовой поддержки в установленном порядке получили более 39 тыс. семей.


Ряд выплат государственных пособий и мер социальной поддержки семьям с детьми назначается без учета доходов семьи. Данные выплаты призваны содействовать повышению качества жизни семей с детьми, созданию в них дополнительных источников для содержания и развития детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивать достойную жизнь этим семьям и улучшение демографической ситуации в Волгоградской области.


Одна из актуальных задач, решенных в регионе в 2022 году, - упрощение процедур получения мер социальной поддержки многодетных семей. В ходе решения данной задачи стало возможным назначение мер социальной поддержки в проактивном режиме, этим уже воспользовалось порядка 9 тыс. многодетных семей.


В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. По итогам 2022 года выплату получили 108725 детей.


В 2022 году расширена возможность финансовой поддержки семей с детьми - на территории Волгоградской области введена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, получателями которой стали 66,8 тыс. семей, выплата назначена 97364 детям.


С 01 января 2023 г. введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка для граждан, имеющих детей, и беременных женщин, которое объединило ряд действующих в настоящее время мер социальной поддержки, в том числе ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет и ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Данное пособие назначается и выплачивается Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.


Вместе с тем необходимо отметить, что социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения организациями социального обслуживания, находящимися в ведении комитета социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Облкомсоцзащиты), для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.


Приоритетным направлением социальной политики в 2022 году оставалось повышение качества и доступности как мер социальной поддержки, так и социального обслуживания для нуждающихся в них граждан.


В системе социальной защиты населения Волгоградской области по состоянию на 01 января 2023 г. функционируют 77 подведомственных Облкомсоцзащиты организаций социального обслуживания, которые предоставляют гражданам социальные услуги в стационарной, полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому. С 01 января 2019 г. Облкомсоцзащиты осуществляет функции и полномочия учредителя центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, которые предоставляют социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


В рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)" реализуются мероприятия по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.


Начиная с 2020 года система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами внедрена на территории всех муниципальных образований Волгоградской области. Продолжается активная работа по внедрению стационарозамещающих технологий ("персональный помощник", отделения дневного пребывания для пожилых граждан и инвалидов, в том числе страдающих когнитивными расстройствами, служба сиделок, "школа ухода" и прочие), которые позволяют продлить пребывание пожилых людей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в комфортных домашних условиях, обеспечивая им при этом качественный уход и максимально возможный уровень независимости.


По итогам 2022 года услугами по системе долговременного ухода охвачено 14,6 процента от числа лиц старше трудоспособного возраста (план на 2022 год - не менее 14,5 процента).


На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных некоммерческих организаций. Удельный вес таких организаций в общем количестве организаций социального обслуживания в Волгоградской области увеличился до 38,4 процента (2021 год - 34,7 процента).


С целью обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности в Волгоградской области ведется планомерная комплексная работа по улучшению положения инвалидов с привлечением различных ведомств и организаций.


По состоянию на 01 июня 2023 г. в Волгоградской области зарегистрировано 160152 человека, имеющих статус инвалида, в том числе старше 18 лет - 151281 человек, детей-инвалидов - 8871 человек, что составляет 5,5 процента от общего количества инвалидов в Волгоградской области.


В регионе сформирована сеть организаций, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия и услуги по различным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов.


Итоги проведенной оценки региональной системы реабилитации, а также задачи по формированию систем ранней помощи и сопровождаемого проживания, по повышению эффективности исполнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) показали необходимость развития и совершенствования региональной системы реабилитации.


Несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, еще остаются нерешенные проблемы:


сохраняются отдельные негативные социальные явления, такие как материальное неблагополучие, проявляющееся в бедности (абсолютной и относительной) части населения, социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью, физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, наркоманией, состоянием психического здоровья граждан;


не удовлетворена в полной мере потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества, не обеспечена их доступность (имеется различие в доступности и безопасности предоставления социальных услуг по видам и типам организаций социального обслуживания, территориям Волгоградской области);


материальная база находящихся в ведении Облкомсоцзащиты организаций социального обслуживания нуждается в обновлении.


Необходимость решения существующих проблем в системе социальной защиты населения Волгоградской области определяет направления и содержание мероприятий государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области" (далее именуется - государственная программа).



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и общие требования к государственной региональной политике в сфере социальной защиты населения определены исходя из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 г. N 164-р, указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ N 474), от 02 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее именуется - Указ N 400), государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД (далее именуется - Стратегия развития Волгоградской области).


К стратегическим приоритетам в сфере реализации государственной программы относятся национальная цель "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" (далее именуется - национальная цель) и характеризующие ее достижение к 2030 году целевые показатели "обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации", "повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года", определенные Указом Президента Российской Федерации N 474, и стратегический национальный приоритет "Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала", определенный Указом N 400 (далее именуется - стратегический национальный приоритет).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»