ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 октября 2023 года N 669-рп


О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период", от 25 декабря 2015 года N 487-п "О порядке разработки, корректировки, утверждения (одобрения) и осуществления мониторинга прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период и контроля его реализации и признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2007 года N 327-п "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 6 октября 2023 года N 33), публичных слушаний на площадке акселерационной программы "Формула Роста" (протокол заседания от 7 октября 2023 года), публичных слушаний на площадке акселерационной программы "Акселератор креативных индустрий" о показателях прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 - 2026 годы (протокол заседания от 7 октября 2023 года):


Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2023 года N 669-рп



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ


Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - прогноз, автономный округ, регион) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 года (далее также - РФ), исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, установленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, и задач, поставленных на достижение национальных целей развития и ключевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".



Раздел I. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


На экономику автономного округа оказало влияние ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в результате снижения мировых цен на углеводороды и другие товары сырьевой группы, являющиеся основой экономики региона, девальвация рубля во второй половине текущего года, которая привела к сокращению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, а также затруднение доступа к внешнему заемному финансированию, ограничение импорта технологий, продукции.


Правительством автономного округа за последние годы выработана система мер, позволивших в условиях неблагоприятной экономической динамики обеспечить стабильное развитие социальной сферы и инфраструктуры автономного округа. Это прежде всего эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления услуг, меры по стимулированию экономической активности и сдерживанию инфляции.


Так, по итогам 2022 года экономическую и социальную динамику развития автономного округа подтверждает оценка рейтингового агентства РИА Рейтинг - 3-е место по уровню безработицы и заработных плат работников; 4-е место по социально-экономическому положению субъектов РФ и уровню благосостояния семей; автономный округ входит в группу лидирующих субъектов РФ по качеству жизни населения (5-я позиция).


Сформированная в автономном округе комплексная система правового и институционального сопровождения и поддержки инвестиционной деятельности обеспечила региону 9-ю позицию среди субъектов РФ в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 2022 года.


Социально-экономическое положение автономного округа в 2022, 2023 годах характеризуется основными макроэкономическими показателями, включенными в таблицу 1.



Таблица 1


Основные макроэкономические итоги развития автономного округа (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатель

2022 год

2023 год

январь - март

январь - июнь

январь - июль

год

январь - март

январь - июнь

январь - июль

год оценка <1>

Индекс промышленного производства

109,40

104,40

104,20

102,80

95,70

98,50

97,80

96,83

Инвестиции в основной капитал

111,60

110,50

x

110,30

105,70

110,20

x

103,95

Реальные денежные доходы населения

102,90

100,50

x

103,10

109,80

109,80

x

107,85

Реальная заработная плата работников

103,40

100,30

102,50

105,18

107,40

109,50

109,10

107,96

Реальный размер дохода пенсионера

99,84

105,45

105,39

104,13

108,68

103,75

104,04

103,54

Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года)

107,6

107,8

106,9

107,1

100,0

100,8

100,7

103,8

Оборот розничной торговли

101,30

96,50

96,90

94,70

99,10

106,80

108,00

105,96

Объем платных услуг населению

108,20

107,40

108,20

103,90

100,80

102,20

102,00

102,64

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

0,45

0,43

0,41

0,38

0,38

0,33

0,30

0,36

для справки:

Добыча нефти, млн тонн <3>

55,78

109,71

128,92

223,08

54,65

108,22

126,30

215,00 <2>


________________


Источник:


<1>, <2> оценка Департамента экономического развития автономного округа, Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа;


<3> по данным автономного учреждения автономного округа "НАЦ РН им. В.И.Шпильмана"


По итогам 2022 года автономный округ по производству отдельных видов промышленной продукции в России занимает:


по добыче нефти, по выработке электроэнергии - 1-е место;


по добыче газа, объему промышленного производства - 2-е место.


Доля автономного округа в общем объеме в 2022 году составила:


по произведенной промышленной продукции - 6,9%;


по добыче нефти - 41,7%, при этом сначала разработки нефтяных месторождений автономного округа (с 1964 года) на 1 января 2023 года добыто нефти - 12 564,4 млн тонн;


по добыче попутного и природного газа - 4,9%;


по объему выработки электроэнергии - 7,3%.


Регион входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень безработицы, что также подтверждается данными агентства РИА Рейтинг: по индексу рынка труда 6-е место.


Согласно информации Федеральной службы государственной статистики численность населения автономного округа на 1 января 2023 года составила 1 730,4 тыс. человек (28-е место среди субъектов РФ). Определяющий фактор положительной динамики демографических процессов в автономном округе - естественный прирост населения.


Так, за январь - июнь 2023 года он составил 4 тыс. человек (за январь - июнь 2022 года - 3,6 тыс. человек), коэффициент естественного прироста на 1 000 человек населения - 4,6 (6-е место в РФ).


За январь - июнь 2023 года родились 9,3 тыс. человек (за январь - июнь 2022 года - 9,3 тыс. человек), коэффициент рождаемости на 1 000 человек населения - 10,8 (11-е место в РФ).


Число умерших - 5,3 тыс. человек (за январь - июнь 2022 года - 5,7 тыс. человек), коэффициент смертности на 1 000 человек населения - 6,2.


Показатели рождаемости в автономном округе превышают показатели смертности в 1,8 раза. Доход на душу населения и средняя заработная плата 1 работника превышают среднероссийские показатели в 1,5 раза; среднедушевые денежные доходы 1 жителя обеспечивают 3,4 величины бюджета прожиточного минимума.


По итогам января-июня 2023 года среди субъектов РФ регион занимает 2-е место по объему инвестиций в основной капитал с номиналом в 694,8 млрд рублей и 4-е место по объему инвестиций на душу населения с номиналом в 403,5 тыс. рублей; 8-е место по среднедушевым денежным доходам населения и 9-е место - по средней заработной плате работников.



Раздел II. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


В целях формирования бюджета автономного округа в соответствии с порядком разработки прогноза социально-экономического развития автономного округа на среднесрочную перспективу прогноз на 2024 - 2026 годы разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.


Базовый вариант прогноза социально-экономического развития региона описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики автономного округа с учетом ожидаемых внешних условий и предусматривает выполнение в полном объеме запланированного комплекса мер по обеспечению развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры региона, включая реализацию мер экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и ее структурной перестройки.


Консервативный вариант прогноза основан на предпосылках ухудшения состояния мировой экономики и более существенного, чем в базовом варианте, эффекта санкционного давления.


В прогнозе учтены:


более высокий уровень мировых цен на нефть, снижение объемов добычи нефти по сравнению с уровнем, прогнозируемым в начале 2023 года;


сохранение низкого уровня безработицы, рост реальных доходов населения и реальной заработной платы работников;


ускоренный рост инвестиционной активности.


Как следствие, были улучшены оценки роста валового регионального продукта и ряда его компонентов на 2023 и 2024 годы; на 2025 и 2026 годы прогноз скорректирован в сторону понижения темпов роста из-за эффекта более высокой базы.



Таблица 2


Исходные условия для формирования вариантов социально-экономического развития автономного округа

Показатели

2022 отчет

2023 оценка

прогноз

2024

2025

2026

1. Внешние и сопряженные с ними условия

Экспортная цена на российскую нефть, долл. США/барр.

базовый

79,62

63,41

71,31

70,10

70,02

консервативный

64,26

58,69

56,50

Добыча нефти, млн тонн

базовый

223,08

215,00

222,00

220,00

219,00

консервативный

215,00

214,00

213,00

2. Внутренние условия

Валовой региональный продукт, %

базовый

102,78

97,67

102,92

100,05

100,15

консервативный

100,11

99,85

99,89

Индекс промышленного производства, %

базовый

102,80

96,83

102,74

99,33

99,70

консервативный

99,65

99,66

99,66

Инвестиции в основной капитал, %

базовый

110,30

103,95

100,35

100,55

100,67

консервативный

100,02

100,16

100,20

Реальные денежные доходы населения, %

базовый

103,10

107,85

102,08

102,72

102,49

консервативный

100,38

102,31

101,98

Реальная заработная плата работников организаций, %

базовый

105,18

107,96

102,36

102,24

102,39

консервативный

100,37

101,90

101,96

Индекс потребительских цен на конец года, в процентах к декабрю

базовый

107,1

103,8

104,0

104,0

104,0

консервативный

105,4

103,6

104,0

Оборот розничной торговли, %

базовый

94,70

105,96

101,76

101,65

101,50

консервативный

100,51

100,69

100,73

Объем платных услуг населению, %

базовый

103,90

102,64

103,12

103,07

102,51

консервативный

100,95

101,02

101,11

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

базовый

67,46

85,22

90,12

91,13

92,28

консервативный

95,67

97,81

100,32

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»