ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2023 года N 747-п


О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 01 октября 2013 г. N 1305-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"



В соответствии с распоряжением губернатора Пермского края от 24 апреля 2023 г. N 108-р "Об утверждении Плана подготовки проекта закона о бюджете Пермского края на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов в органах государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Пермского края от 01 октября 2013 г. N 1305-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 27 декабря 2013 г. N 1819-п, от 27 марта 2014 г. N 203-п, от 09 апреля 2014 г. N 248-п, от 18 июля 2014 г. N 648-п, от 15 августа 2014 г. N 802-п, от 30 сентября 2014 г. N 1099-п, от 24 декабря 2014 г. N 1506-п, от 10 апреля 2015 г. N 203-п, от 25 сентября 2015 г. N 714-п, от 25 сентября 2015 г. N 729-п, от 25 декабря 2015 г. N 1147-п, от 25 марта 2016 г. N 153-п, от 15 июля 2016 г. N 469-п, от 26 сентября 2016 г. N 823-п, от 11 ноября 2016 г. N 1022-п, от 09 декабря 2016 г. N 1103-п, от 10 января 2017 г. N 1-п, от 29 марта 2017 г. N 136-п, от 26 июля 2017 г. N 698-п, от 19 сентября 2017 г. N 781-п, от 28 сентября 2017 г. N 803-п, от 20 февраля 2018 г. N 65-п, от 10 мая 2018 г. N 254-п, от 25 июля 2018 г. N 397-п, от 28 сентября 2018 г. N 526-п, от 12 ноября 2018 г. N 682-п, от 07 февраля 2019 г. N 67-п, от 11 апреля 2019 г. N 240-п, от 10 июля 2019 г. N 453-п, от 26 сентября 2019 г. N 676-п, от 30 сентября 2019 г. N 689-п, от 13 ноября 2019 г. N 811-п, от 12 февраля 2020 г. N 68-п, от 09 апреля 2020 г. N 198-п, от 30 сентября 2020 г. N 715-п, от 30 сентября 2020 г. N 728-п, от 17 февраля 2021 г. N 91-п, от 06 мая 2021 г. N 285-п, от 12 мая 2021 г. N 299-п, от 27 июля 2021 г. N 512-п, от 29 сентября 2021 г. N 708-п, от 02 ноября 2021 г. N 849-п, от 24 февраля 2022 г. N 140-п, от 13 мая 2022 г. N 376-п, от 18 августа 2022 г. N 700-п, от 28 сентября 2022 г. N 807-п, от 24 ноября 2022 г. N 991-п, от 16 марта 2023 г. N 185-п, от 26 апреля 2023 г. N 315-п) следующие изменения:


1.1. в преамбуле слова "с постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 01 декабря 2011 г. N 3046 "О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года", постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2019 г. N 835-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Пермского края" заменить словами "со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации";


1.2. в пункте 4 слова ", природопользования и безопасности" исключить;


1.3. государственную программу Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1.2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня подписания настоящего постановления.



Губернатор Пермского края
Д.Н.МАХОНИН



Приложение
к постановлению
Правительства
Пермского края
от 29.09.2023 N 747-п



"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Пермского края
от 01.10.2013 N 1305-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО КРАЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ"



ПАСПОРТ
 государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"

Куратор государственной программы

Демкин Алексей Николаевич, заместитель председателя Правительства Пермского края

Ответственный исполнитель государственной программы

Усачева Светлана Викторовна, министр территориального развития Пермского края

Период реализации государственной программы

Этап I: 2014 - 2017 годы;

этап II: 2018 - 2023 годы;

этап III: 2024 - 2026 годы

Цели государственной программы

Создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края

Повышение уровня удовлетворенности населения развитием территорий до 54,7% к 2026 году

Целевые показатели государственной программы

N п/п

Наименование целевого показателя

Ед. изм.

Значения целевых показателей

2024 год (прогноз)

2025 год (прогноз)

2026 год (прогноз)

1

Уровень удовлетворенности населения развитием территорий

%

54,5

54,6

54,7

Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы

Источники финансового обеспечения

Расходы (тыс. рублей)

2024 год (план)

2025 год (план)

2026 год (план)

Итого

Всего, в том числе:

16729160,9

18012102,9

19792187,3

54533451,1

бюджет Пермского края

16160734,0

17325808,9

19136841,5

52623384,4

федеральный бюджет

47154,0

45385,0

0,0

92539,0

местный бюджет

521272,9

640909,0

655345,8

1817527,7



I. Стратегические приоритеты государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пермского края


Региональная политика в области развития местного самоуправления основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Пермского края, а также иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.


Устойчивое социально-экономическое развитие Пермского края возможно только на основе консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и непосредственно жителей Пермского края.


На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования территориальной организации местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти.


В 2022 году в Пермском крае завершен переход от двухуровневой ("район с поселениями") к новой одноуровневой модели организации местного самоуправления. С 2017 года в результате преобразований количество муниципалитетов уменьшилось более чем в 7 раз: с 337 до 43 (22 городских округа и 21 муниципальный округ).


При этом органы местного самоуправления по-прежнему тесно взаимодействуют с населением: в "бывших" поселениях действуют территориальные органы местной администрации и работают выездные специалисты. Связующим звеном между органами местного самоуправления и населением выступают сельские старосты, которых в Пермском крае с каждым годом становится все больше.


При новой модели отсутствуют дробление на поселения, параллельные бюджеты и дублирующие органы местного самоуправления. В связи с тем, что все финансовые и кадровые ресурсы сосредоточены в одном месте, проще принимать управленческие решения, привлекать средства федерального и краевого бюджетов на реализацию крупных проектов.


В ходе преобразования муниципалитетов сократились расходы на содержание аппарата управления. Эти средства остались в территориях и направляются не на содержание управленческого аппарата, а на реализацию мероприятий. Все преобразованные территории получили дополнительную поддержку из краевого бюджета. Субсидии предоставляются ежегодно в течение трех лет начиная с года, на который впервые сформирован единый бюджет преобразованного муниципального образования. Большая часть этих средств (55%) направлена в сельские территории - "бывшие" поселения, где ранее финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Данная финансовая поддержка позволила реализовать органам местного самоуправления проекты по благоустройству территорий, капитальному ремонту объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. Новая одноуровневая модель является мобильной и слаженной, поэтому более эффективно работает в современных условиях.


В настоящее время одним из ключевых направлений реализации региональной политики является комплексное развитие территорий Пермского края. В рамках стратегического планирования и целеполагания в 2022 году в каждом муниципальном образовании Пермского края утверждены комплексные планы развития территорий до 2030 года. По итогам анализа комплексных планов развития территорий разработана программа "Комфортный край", в которой выделены приоритетные направления развития муниципальных образований и предусмотрены дополнительные меры поддержки из бюджета региона.


Развитие муниципальных образований Пермского края осуществляется с опорой на мнение и интересы жителей. Данный подход требует организации эффективного взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления с местными сообществами: инициативными группами граждан, органами территориального общественного самоуправления, сельскими старостами.


Одним из инструментов выстраивания такого взаимодействия в Пермском крае является поддержка местных инициатив.


Механизмы софинансирования проектов инициативного бюджетирования и мероприятий с участием средств самообложения граждан позволяют учесть мнение жителей по приоритетным вопросам развития территории их проживания, стимулируют инициативу общественности и на практике позволяют жителям убедиться в том, что органы власти готовы к конструктивному сотрудничеству, выстраиванию доверительного диалога между властью и обществом.


Реализация проектов инициативного бюджетирования осуществляется в Пермском крае с 2017 года. Практика реализации данного механизма предполагает непосредственное участие жителей в определении приоритетных проблем местного значения и распределении части бюджетных средств, а также осуществление общественного контроля за реализацией проектов. Мероприятия с участием средств самообложения граждан реализуются в Пермском крае с 2011 года. Отмечается, что в Пермском крае самообложение граждан вводится преимущественно по итогам сходов граждан. На сходах граждан жителями принимаются решения по введению самообложения для реализации мероприятий по улучшению качества жизни на территории.


Использование данных механизмов предоставляет возможность гражданам участвовать в социально-экономическом развитии территорий, благоустраивать свои населенные пункты, а также способствует развитию гражданской активности, повышению финансовой грамотности.


Немаловажным является оказание внимания и поддержки институтам общественного самоуправления: органам территориального общественного самоуправления и сельским старостам, которые обеспечивают органам местного самоуправления постоянное получение "обратной связи" от жителей, позволяют оперативно информировать органы местного самоуправления и жителей о проблемах и их решении, а также направлены на выявление местных инициатив и формирование общественного мнения.


Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений направлена на сохранение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Пермского края, а также на стимулирование муниципальных образований к наращиванию собственных налоговых доходов.


Основным инструментом финансового выравнивания муниципальных образований Пермского края является предоставление из бюджета Пермского края дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов, городских округов, позволяющей сокращать разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципалитетами.


В целях привлечения инвесторов, создания новых рабочих мест, диверсификации экономики моногородов (снижения ее зависимости от градообразующих организаций) в Пермском крае сроком на 12 лет созданы территории опережающего развития "Чусовой" (в 2017 г.) и "Нытва" (в 2019 г.).


Наличие свободных инвестиционных площадок, выгодное экономико-географическое положение обеих территорий опережающего развития определяют потенциал для привлечения новых инвесторов.


Пермский край характеризуется "мелкоселенностью", то есть большим количеством малочисленных деревень и поселков, удаленных от административного центра муниципального образования и основных транспортных магистралей. Проблемой "мелкоселенности" является отсутствие перспектив социально-экономического развития таких населенных пунктов и невозможность за счет ресурсов местных бюджетов создать необходимые условия для комфортного проживания населения и оказания качественных государственных и муниципальных услуг. Часто такие населенные пункты в весенне-осенний период остаются отрезаны от транспортного сообщения ввиду погодных условий и неудовлетворительного состояния дорог, мостов.


Кроме того, на территории Пермского края имеются территории бывшего Кизеловского угольного бассейна (далее - КУБ). В связи с ликвидацией градообразующих предприятий по добыче угля на территории КУБ сложилась неблагоприятная социально-экономическая обстановка, что особенно пагубно повлияло на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть семей работников ликвидированных шахт переехала на новое место жительства, и многие жилые помещения пустуют или находятся в аварийном состоянии.


В Пермском крае в реестр паводкоопасных территорий входят 104 населенных пункта, в большей части из которых установлены границы зон затопления. Часть жилых домов в подтопляемых территориях подвергается систематическому подтоплению, еще часть находится в непосредственной близости от обрушающихся берегов водоемов, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу людей.


С целью решения вышеуказанных проблем и создания условий для комфортного проживания жителей на территории Пермского края реализуются мероприятия по переселению жителей из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов, из жилых помещений, подвергающихся затоплению и расположенных в зоне берегообрушения, а также из полупустующих аварийных домов с окраин шахтерских городов и поселков.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»