ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2013 года N 1305-п


Об утверждении государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"

(с изменениями на 7 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 27.12.2013 N 1819-п, от 27.03.2014 N 203-п, от 09.04.2014 N 248-п, от 18.07.2014 N 648-п, от 15.08.2014 N 802-п, от 30.09.2014 N 1099-п, от 24.12.2014 N 1506-п, от 10.04.2015 N 203-п, от 25.09.2015 N 714-п, от 25.09.2015 N 729-п, от 25.12.2015 N 1147-п, от 25.03.2016 N 153-п, от 15.07.2016 N 469-п, от 26.09.2016 N 823-п, от 11.11.2016 N 1022-п, от 09.12.2016 N 1103-п, от 10.01.2017 N 1-п, от 29.03.2017 N 136-п, от 26.07.2017 N 698-п, от 19.09.2017 N 781-п, от 28.09.2017 N 803-п, от 20.02.2018 N 65-п, от 10.05.2018 N 254-п, от 25.07.2018 N 397-п, от 28.09.2018 N 526-п, от 12.11.2018 N 682-п, от 07.02.2019 N 67-п, от 11.04.2019 N 240-п, от 10.07.2019 N 453-п, от 26.09.2019 N 676-п, от 30.09.2019 N 689-п, от 13.11.2019 N 811-п, от 12.02.2020 N 68-п, от 09.04.2020 N 198-п, от 30.09.2020 N 715-п, от 30.09.2020 N 728-п, от 17.02.2021 N 91-п, от 06.05.2021 N 285-п, от 12.05.2021 N 299-п, от 27.07.2021 N 512-п, от 29.09.2021 N 708-п, от 02.11.2021 N 849-п, от 24.02.2022 N 140-п, от 13.05.2022 N 376-п, от 18.08.2022 N 700-п, от 28.09.2022 N 807-п, от 24.11.2022 N 991-п, от 16.03.2023 N 185-п, от 26.04.2023 N 315-п, от 29.09.2023 N 747-п, от 27.11.2023 N 924-п, от 07.02.2024 N 71-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Пермского края от 10 февраля 2020 г. N 61-п "Об утверждении перечня государственных программ Пермского края", постановлением Правительства Пермского края от 29 сентября 2023 г. N 746-п "О системе управления государственными программами Пермского края" Правительство Пермского края постановляет:


(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 09.04.2020 N 198-п, от 29.09.2023 N 747-п, от 07.02.2024 N 71-п)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Пермского края "Региональная политика и развитие территорий".


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.


3. Признать утратившими силу:


Постановление Правительства Пермского края от 16 декабря 2011 г. N 1068-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы";


Постановление Правительства Пермского края от 22 октября 2012 г. N 1158-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 16 декабря 2011 г. N 1068-п";


Постановление Правительства Пермского края от 22 мая 2013 г. N 501-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 16 декабря 2011 г. N 1068-п";


Постановление Правительства Пермского края от 8 декабря 2010 г. N 1009-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексный инвестиционный план модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы";


Постановление Правительства Пермского края от 17 ноября 2011 г. N 911-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Комплексный инвестиционный план модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 8 декабря 2010 г. N 1009-п";


Постановление Правительства Пермского края от 14 августа 2012 г. N 664-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Комплексный инвестиционный план модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 8 декабря 2010 г. N 1009-п";


Постановление Правительства Пермского края от 1 июля 2013 г. N 809-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Комплексный инвестиционный план модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 8 декабря 2010 г. N 1009-п".


4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам территориального развития).


(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 02.11.2021 N 849-п, от 29.09.2023 N 747-п)



Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 01.10.2013 N 1305-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО КРАЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ"

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 747-п, от 07.02.2024 N 71-п)




ПАСПОРТ
 государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"

Куратор государственной программы

Демкин Алексей Николаевич, заместитель председателя Правительства Пермского края

Ответственный исполнитель государственной программы

Усачева Светлана Викторовна, министр территориального развития Пермского края

Период реализации государственной программы

Этап I: 2014 - 2017 годы;

этап II: 2018 - 2023 годы;

этап III: 2024 - 2026 годы

Цели государственной программы

Создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края

Повышение уровня удовлетворенности населения развитием территорий до 54,7% к 2026 году

Целевые показатели государственной программы

N п/п

Наименование целевого показателя

Ед. изм.

Значения целевых показателей

2024 год (прогноз)

2025 год (прогноз)

2026 год (прогноз)

1

Уровень удовлетворенности населения развитием территорий

%

54,5

54,6

54,7

Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы

Источники финансового обеспечения

Расходы (тыс. рублей)

2024 год (план)

2025 год (план)

2026 год (план)

итого

Всего, в том числе:

14591372,6

15821048,3

16119004,4

46531425,3

бюджет Пермского края

13877945,7

15043965,2

15463658,6

44385569,5

федеральный бюджет

47154,0

46166,2

0,0

93320,2

местный бюджет

666272,9

730916,9

655345,8

2052535,6

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 07.02.2024 N 71-п)



I. Стратегические приоритеты государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий"



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пермского края


Региональная политика в области развития местного самоуправления основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Пермского края, а также иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.


Устойчивое социально-экономическое развитие Пермского края возможно только на основе консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и непосредственно жителей Пермского края.


На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования территориальной организации местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти.


В 2022 году в Пермском крае завершен переход от двухуровневой ("район с поселениями") к новой одноуровневой модели организации местного самоуправления. С 2017 года в результате преобразований количество муниципалитетов уменьшилось более чем в 7 раз: с 337 до 43 (22 городских округа и 21 муниципальный округ).


При этом органы местного самоуправления по-прежнему тесно взаимодействуют с населением: в "бывших" поселениях действуют территориальные органы местной администрации и работают выездные специалисты. Связующим звеном между органами местного самоуправления и населением выступают сельские старосты, которых в Пермском крае с каждым годом становится все больше.


При новой модели отсутствуют дробление на поселения, параллельные бюджеты и дублирующие органы местного самоуправления. В связи с тем, что все финансовые и кадровые ресурсы сосредоточены в одном месте, проще принимать управленческие решения, привлекать средства федерального и краевого бюджетов на реализацию крупных проектов.


В ходе преобразования муниципалитетов сократились расходы на содержание аппарата управления. Эти средства остались в территориях и направляются не на содержание управленческого аппарата, а на реализацию мероприятий. Все преобразованные территории получили дополнительную поддержку из краевого бюджета. Субсидии предоставляются ежегодно в течение трех лет начиная с года, на который впервые сформирован единый бюджет преобразованного муниципального образования. Большая часть этих средств (55%) направлена в сельские территории - "бывшие" поселения, где ранее финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Данная финансовая поддержка позволила реализовать органам местного самоуправления проекты по благоустройству территорий, капитальному ремонту объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. Новая одноуровневая модель является мобильной и слаженной, поэтому более эффективно работает в современных условиях.


В настоящее время одним из ключевых направлений реализации региональной политики является комплексное развитие территорий Пермского края. В рамках стратегического планирования и целеполагания в 2022 году в каждом муниципальном образовании Пермского края утверждены комплексные планы развития территорий до 2030 года. По итогам анализа комплексных планов развития территорий разработана программа "Комфортный край", в которой выделены приоритетные направления развития муниципальных образований и предусмотрены дополнительные меры поддержки из бюджета региона.


Развитие муниципальных образований Пермского края осуществляется с опорой на мнение и интересы жителей. Данный подход требует организации эффективного взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления с местными сообществами: инициативными группами граждан, органами территориального общественного самоуправления, сельскими старостами.


Одним из инструментов выстраивания такого взаимодействия в Пермском крае является поддержка местных инициатив.


Механизмы софинансирования проектов инициативного бюджетирования и мероприятий с участием средств самообложения граждан позволяют учесть мнение жителей по приоритетным вопросам развития территории их проживания, стимулируют инициативу общественности и на практике позволяют жителям убедиться в том, что органы власти готовы к конструктивному сотрудничеству, выстраиванию доверительного диалога между властью и обществом.


Реализация проектов инициативного бюджетирования осуществляется в Пермском крае с 2017 года. Практика реализации данного механизма предполагает непосредственное участие жителей в определении приоритетных проблем местного значения и распределении части бюджетных средств, а также осуществление общественного контроля за реализацией проектов. Мероприятия с участием средств самообложения граждан реализуются в Пермском крае с 2011 года. Отмечается, что в Пермском крае самообложение граждан вводится преимущественно по итогам сходов граждан. На сходах граждан жителями принимаются решения по введению самообложения для реализации мероприятий по улучшению качества жизни на территории.


Использование данных механизмов предоставляет возможность гражданам участвовать в социально-экономическом развитии территорий, благоустраивать свои населенные пункты, а также способствует развитию гражданской активности, повышению финансовой грамотности.


Немаловажным является оказание внимания и поддержки институтам общественного самоуправления: органам территориального общественного самоуправления и сельским старостам, которые обеспечивают органам местного самоуправления постоянное получение "обратной связи" от жителей, позволяют оперативно информировать органы местного самоуправления и жителей о проблемах и их решении, а также направлены на выявление местных инициатив и формирование общественного мнения.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»