КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2023 года N 1189


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2019 N 344 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019 - 2025 годы" и внесении изменения в перечень государственных программ Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2019 N 344 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019 - 2025 годы" и внесении изменения в перечень государственных программ Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2019 N 761, от 28.01.2020 N 30, от 22.04.2021 N 273, от 26.01.2022 N 59, от 18.01.2023 N 20, от 14.03.2023 N 248) следующие изменения:


наименование постановления изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом";


пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - государственная программа).";


пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:


"2. Определить Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


Государственную программу Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019 - 2025 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 26 апреля 2019 г. N 344
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 27 сентября 2023 г. N 1189)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ ТАТАРСТАН СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом"



I. Оценка текущего состояния в сфере содействия занятости населения


Государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Республики Татарстан.


Содействие добровольному переселению в республику соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.


Государственной программой Республики Татарстан обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения республики, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу.


Человеческий капитал является главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Именно человеческий капитал определяет развитие республики и позволяет обеспечить переход к новым технологическим укладам.


Ключевыми направлениями накопления и развития человеческого капитала являются миграционная и демографическая политика, образование всех уровней (дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее). Ряд других направлений - здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита - создают дополнительные условия для накопления человеческого капитала в регионе. Обеспеченность трудовыми ресурсами является одним из факторов конкурентоспособности республики.


Численность населения Республики Татарстан имеет тенденцию к росту. За 1995 - 2017 годы прирост населения составил 100,8 тыс. человек, который обеспечен в основном за счет миграции. Вместе с тем миграционный прирост населения снижается. Если в 2012 году этот показатель составлял 9 786 человек, то в 2016 году его значение снизилось до 5 880 человек, а за 2017 год - до 4 411 человек.


Демографическая ситуация с 2011 по 2016 год имела положительную динамику. Ежегодный естественный прирост населения в эти годы составил примерно 10 тыс. человек ежегодно. Численность родившихся в 2017 году на 7 738 человек меньше, чем число родившихся в 2016 году. Естественный прирост населения в 2017 году составил 4 158 человек.


Однако дальнейшее улучшение демографической ситуации в республике сдерживают негативные тенденции в возрастной структуре населения, которые практически не отличаются от общероссийских и связаны с сокращением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличением численности пожилого населения. Доля населения трудоспособного возраста сокращается с 2008 года, растет нагрузка пожилыми людьми и детьми, уменьшается количество молодежи: в ближайшие годы численность молодых специалистов на рынке труда может уменьшиться примерно на 40 процентов.


В этих условиях привлечение на территорию Республики Татарстан соотечественников окажет положительное влияние на региональную экономику, позволив в значительной степени компенсировать выбытие трудоспособного населения и содействуя обеспечению кадровой потребности работодателей.


Глобальным документом, всесторонне охватившим проблемы и направления развития республики, является Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030). В соответствии со Стретегией-2030 Татарстан к 2030 году должен стать лидером по качеству развития человеческого капитала. Сбалансированный рынок труда, эффективная политика в сфере занятости создают дополнительные условия для развития и привлечения человеческого капитала в республику. Модернизация производства, переход к новым технологиям, создание новых высокопроизводительных рабочих мест требуют качественной рабочей силы, высококвалифицированных работников.


В настоящее время безработица в Республике Татарстан носит в основном структурный характер и связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. В связи с этим непрерывное образование взрослого населения по программам среднего профессионального образования и дополнительное образование безработных граждан по направлению органов службы занятости населения являются наиболее эффективным инструментом сдерживания роста безработицы, обеспечения занятости граждан, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и трудовой мобильности.


К позитивным изменениям на рынке труда в последние годы относится наличие постоянного спроса на рабочую силу. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом защиты рынка труда. Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, заявленных работодателями на выполнение отдельных видов работ на определенный период времени.


Заявленное работодателями число вакансий на 19 июня 2023 года составило 34,4 тыс. единиц. Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0,13 человека на вакансию, то есть одному безработному условно можно предложить более пяти вакансий (численность зарегистрированных безработных на 19 июня 2023 года составила 6,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,3 процента).


Спрос на рабочую силу, в подавляющем большинстве случаев - на высококвалифицированных рабочих, недостаточен для реализации имеющегося предложения рабочей силы, и его удовлетворение по-прежнему будет сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.


В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и работниках неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников.


Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:


недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;


отсутствие необходимой инфраструктуры (жилье, детские сады, медицинские учреждения);


неразвитость механизмов организованного набора специалистов для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов.


Республика Татарстан является миграционно привлекательным регионом Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2023 года на территории Республики Татарстан фактически пребывают 62,4 тысячи иностранных граждан, имеющих действующий миграционный учет по месту пребывания, 15,2 тысячи иностранных граждан проживают на основании разрешения на временное проживание и вида на жительство. Таким образом, в республике пребывают 77,6 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства.


Одной из основных целей прибытия иностранных граждан является трудоустройство. За 4 месяца 2023 года 40,9 тысячи иностранных граждан заявили о прибытии в республику с целью трудоустройства. Продлен срок пребывания (постановки на миграционный учет) 36,1 тысячи иностранных граждан, в том числе прибывшим с целью осуществления трудовой деятельности (26,7 тыс. человек).


По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. Уровень регистрируемой безработицы к концу 2030 года не превысит 0,5 процента от численности рабочей силы республики.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан


Приоритетами государственной программы Республики Татарстан являются:


а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Республику Татарстан;


б) содействие социально-экономическому развитию Республики Татарстан;


в) увеличение численности населения Республики Татарстан.


Цель государственной программы Республики Татарстан - содействие добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан, принятие мер по стимулированию их переезда и созданию социально-экономических, организационных условий.


Стратегические направления развития Республики Татарстан обозначены в Стратегии-2030.



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии-2030, показателями государственных программ Российской Федерации


Цели, задачи и приоритеты Стратегии-2030 соотносятся с национальными целями развития Российской Федерации и в значительной степени со стратегическими национальными приоритетами государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, обозначенными в Стратегии национальной безопасности.


Национальная цель развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровья и благополучия семей" предусматривает в том числе показатель "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации". В соответствии с этим в Стратегии-2030 закреплено следующее: "Гибкий рынок труда, повышение производительности труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал". Достижению этой цели служит показатель "Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики", а также "Содействовать территориальной мобильности населения и трудовой миграции в пределах республики с целью более эффективного использования рабочей силы".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»