ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2023 года N 343-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 915-пп



Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 915-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 01.04.2019 N 199-пп, от 25.11.2019 N 871-пп, от 25.12.2019 N 1023-пп, от 19.03.2020 N 209-пп, от 24.12.2020 N 1230-пп, от 15.06.2021 N 485-пп, от 16.11.2021 N 1064-пп, от 01.02.2022 N 73-пп, от 26.05.2022 N 488-пп, от 22.11.2022 N 1252-пп, от 27.12.2022 года N 1532-пп) следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 31 марта 2023 г. N 343-пп



Государственная программа "Развитие культуры Оренбургской области"



1. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Развитие культуры Оренбургской области" (далее - государственная программа)


В Российской Федерации культура относится к национальным приоритетам и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.


Государственная политика в сфере культуры, в том числе в рамках национального проекта "Культура", направлена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.


Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, проектные офисы. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, для повышения доступности организаций культуры.


Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Согласно стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, целями государственной политики в области культуры являются повышение уровня удовлетворенности населения качеством, доступностью и разнообразием культурных благ, сохранение и популяризация культурного наследия региона как важнейшего компонента исторического и культурного достояния Оренбуржья.


На территории Оренбургской области реализация государственной политики в сфере культуры в первую очередь направлена на сохранение единого культурного пространства, популяризацию культуры, повышение доступности культурных благ и создание условий для самореализации личности и развития талантов.


С учетом приграничного положения и многонационального состава населения Оренбургской области важным направлением является укрепление дружественных отношений между представителями разных народностей и конфессий.


Особое место занимает реализация направлений, ориентированных на поддержку семьи и детства (стимулирование семейного посещения музеев, театров, сельских клубов и иных учреждений культуры, возрождение традиций семейного чтения).


В настоящее время в Оренбургской области функционируют 1893 объекта культуры, в том числе 882 библиотеки, 948 культурно-досуговых учреждений, 46 музеев, 9 театрально-зрелищных учреждений.


В целях сохранения культурного наследия на территории области осуществляют свою деятельность государственные и муниципальные библиотеки и музеи, совокупный фонд которых составляет 12,2 млн. единиц хранения.


На повышение интереса к сценическому искусству направлена деятельность театрально-концертных учреждений, которые ежегодно осуществляют не менее 30 новых постановок, концертных программ, ярких творческих проектов.


Народное творчество на протяжении всей истории своего существования являлось средством не только воспитания, но и развития личности. На базе учреждений культурно-досугового типа функционируют почти 6 тыс. коллективов самодеятельного народного творчества, объединяющих 61 тыс. человек. 478 коллективов носят звание "Народный самодеятельный коллектив Оренбургской области", а 2 коллектива удостоены звания "Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации".


Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2015 года на 40 процентов и составила 18,5 млн. посещений, то есть каждый день в театры, музеи, библиотеки, дома культуры приходят около 50 тысяч жителей региона. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 10, в 2015 году - 6,6 посещения.


К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение количества посещений мероприятий организаций культуры до 54 млн. посещений, или в среднем до 29,4 посещения в расчете на одного человека в год.


Одним из важных направлений государственной культурной политики является сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры Оренбургской области. На территории Оренбургской области на государственной охране состоят 3144 объекта культурного наследия, в том числе 871 памятник архитектуры, истории и монументального искусства, 2273 объекта археологического наследия.


На территории Оренбургской области на государственной охране состоят 3144 объекта культурного наследия, в том числе 2002 объекта, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и 1142 выявленных объектов культурного наследия (в том числе 156 памятников архитектуры и градостроительства, истории и монументального искусства, 986 памятников археологии).


В настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия Оренбургской области имеются следующие проблемы:


1. Неудовлетворительное состояние, возможность реальной угрозы утраты объектов культурного наследия Оренбургской области.


Основной массив памятников составляют сооружения XVIII - XIX веков и начала XX века. Это культовые постройки, жилые дома, общественные и административные здания, торговые и промышленные сооружения, инженерно-техническое состояние которых требует проведения срочных мер по их спасению от разрушения, повреждения и уничтожения.


Ежегодно потребность в реставрации объектов культурного наследия Оренбургской области повышается, что связано как с выявлением новых памятников, так и с недостаточным развитием реставрационной деятельности и финансированием реставрационных работ.


2. Несоответствие условий содержания и использования памятников архитектуры и градостроительства современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь к данным объектам относятся памятники и выявленные объекты культурного наследия, используемые под государственный и муниципальный жилищный фонд.


В большинстве случаев указанные здания и сооружения имеют большой амортизационный износ. При несвоевременном выполнении работ по комплексной их реставрации возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, элементов декора, предметов внутренней отделки, что влечет в дальнейшем значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия Оренбургской области.


3. Процессы естественного старения объектов культурного наследия Оренбургской области под воздействием неблагоприятных климатических условий.


Более половины объектов культурного наследия Оренбургской области утратили свои потребительские свойства под воздействием неблагоприятных климатических условий (влажность, загазованность атмосферы, длительность залегания снега, подтопления и другое), а также из-за отсутствия необходимой защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции.


4. Утрата своеобразия историко-архитектурного облика объектов культурного наследия Оренбургской области в связи с интенсивным хозяйственным освоением территорий исторических поселений регионального значения.


В Оренбургской области находятся 4 исторических поселения: г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук, г. Бугуруслан. Наибольший урон объектам культурного наследия, расположенным на территориях исторических поселений регионального значения, наносится ремонтными и строительными работами, выполняемыми без учета интересов сохранения историко-культурной среды указанных поселений.


Установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и природной среде.


5. Остается нерешенной проблема большого количества выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургской области, что не позволяет актуализировать перечень объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.


6. Отсутствие необходимого объема финансовых средств на содержание объектов культурного наследия и разработку правоустанавливающих документов для осуществления их государственной охраны.


Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых превышает стоимость нового строительства. Средства, выделяемые на работы по сохранению объектов культурного наследия, не позволяют предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия, находящихся в собственности Оренбургской области, и поддерживать их в надлежащем эксплуатационном состоянии.


Кроме того, значительные средства требуются на подготовку правоустанавливающих документов, отсутствие которых препятствует осуществлению в полноценном объеме контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление, пресечение, предупреждение и профилактику случаев нарушений законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.


Вышеуказанные проблемы напрямую связаны с обеспечением доступности и использованием потенциальных возможностей объектов культурного наследия в инвестиционной привлекательности Оренбургской области.


Реализация намеченных мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:


высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия;


наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия;


установление предметов охраны, границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, режимов их использования, что обеспечит снижение количества правонарушений в отношении памятников истории и культуры.


Общедоступные библиотеки Оренбургской области выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктур региона. По итогам 2022 года на одну библиотеку приходится в среднем 2088 жителей региона. Охват населения региона библиотечным обслуживанием составил 38 процентов, число читателей - 706,2 тыс. человек, количество посещений библиотек - 9644,1 тыс. посещений, в том числе 2362,3 тыс. - посещения культурно-массовых мероприятий. Совокупный фонд общедоступных библиотек составляет 12180,3 тыс. экземпляров.


В условиях активного развития информационных технологий библиотеками реализуются инновационные подходы для привлечения читателей. Наблюдается стабильный рост основных показателей информатизации библиотечной отрасли: увеличивается парк компьютерной техники, растет доля библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и имеющих свой интернет-сайт или интернет-страницу.


Свободный доступ граждан к правовой информации обеспечивают 30 центров правовой информации. Собственные базы данных с инсталлированными документами (более 100 баз данных различных тематик) имеет 41 общедоступная библиотека региона.


Библиотеки области принимают активное участие в реализации национального проекта "Культура" в части создания модельных библиотек. Благодаря реализации национального проекта "Культура" в Оренбуржье в 2019 - 2022 годах открылись 20 библиотек нового поколения: филиал N 16 им. Х. Ямашева г. Оренбурга, городская библиотека N 1 Сорочинского городского округа, центральная детская библиотека Александровского района, центральная районная библиотека Бугурусланского района, центральная городская библиотека им. Л. Толстого г. Бузулука, центральная детская библиотека Гайского городского округа, центральная детская библиотека Илекского района, центральная районная библиотека Новосергиевского района, Илекская центральная районная библиотека, центральная городская детская библиотека им. С.Т. Аксакова г. Бугуруслана, библиотека семейного чтения г. Новотроицка, филиал N 3 библиотечно-культурного центра "Доброта" г. Оренбурга, центральная детская районная библиотека Ташлинского района, центральная городская библиотека г. Медногорска, районная публичная библиотека им. А. Герцена Абдулинского городского округа, центральная библиотека Ясненского городского округа, центральная районная библиотека Александровского района, Акбулакская детская библиотека, центральная детская библиотека Соль-Илецкого городского округа, библиотека-филиал N 5 г. Орска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»