ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2018 года N 915-пп


Об утверждении государственной программы "Развитие культуры Оренбургской области"

(с изменениями на 20 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 01.04.2019 N 199-пп, от 25.11.2019 N 871-пп, от 25.12.2019 N 1023-пп, от 19.03.2020 N 209-пп, от 24.12.2020 N 1230-пп, от 15.06.2021 N 485-пп, от 16.11.2021 N 1064-пп, от 01.02.2022 N 73-пп, от 26.05.2022 N 488-пп, от 22.11.2022 N 1252-пп, от 27.12.2022 N 1532-пп, от 31.03.2023 N 343-пп, от 19.09.2023 N 925-пп, от 28.11.2023 N 1180-пп, от 20.02.2024 N 132-пп)




В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2023 года N 1387-пп "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" Правительство Оренбургской области


(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 20.02.2024 N 132-пп)


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить государственную программу "Развитие культуры Оренбургской области" согласно приложению.


2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:


от 23.12.2013 N 1201-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы";


от 31.03.2014 N 186-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 01.09.2014 N 629-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 30.12.2014 N 1041-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 19.02.2015 N 107-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 22.06.2015 N 482-пп "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 24.12.2015 N 994-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 04.02.2016 N 61-пп "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 03.02.2017 N 55-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 17.02.2017 N 118-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 21.09.2017 N 688-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 21.12.2017 N 931-пп "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп";


от 12.07.2018 N 433-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1201-пп".


2-1. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике - министра здравоохранения Оренбургской области.


(п. 2-1 введен Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.03.2020 N 209-пп)


3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 29 декабря 2018 г. N 915-пп



Государственная программа "Развитие культуры Оренбургской области"

(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 31.03.2023 N 343-пп, от 19.09.2023 N 925-пп, от 28.11.2023 N 1180-пп, от 20.02.2024 N 132-пп)




1. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Развитие культуры Оренбургской области" (далее - государственная программа)


В Российской Федерации культура относится к национальным приоритетам и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.


Государственная политика в сфере культуры, в том числе в рамках национального проекта "Культура", направлена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.


Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, проектные офисы. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, для повышения доступности организаций культуры.


Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Согласно стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, целями государственной политики в области культуры являются повышение уровня удовлетворенности населения качеством, доступностью и разнообразием культурных благ, сохранение и популяризация культурного наследия региона как важнейшего компонента исторического и культурного достояния Оренбуржья.


На территории Оренбургской области реализация государственной политики в сфере культуры в первую очередь направлена на сохранение единого культурного пространства, популяризацию культуры, повышение доступности культурных благ и создание условий для самореализации личности и развития талантов.


С учетом приграничного положения и многонационального состава населения Оренбургской области важным направлением является укрепление дружественных отношений между представителями разных народностей и конфессий.


Особое место занимает реализация направлений, ориентированных на поддержку семьи и детства (стимулирование семейного посещения музеев, театров, сельских клубов и иных учреждений культуры, возрождение традиций семейного чтения).


В настоящее время в Оренбургской области функционируют 1893 объекта культуры, в том числе 882 библиотеки, 948 культурно-досуговых учреждений, 46 музеев, 9 театрально-зрелищных учреждений.


В целях сохранения культурного наследия на территории области осуществляют свою деятельность государственные и муниципальные библиотеки и музеи, совокупный фонд которых составляет 12,2 млн. единиц хранения.


На повышение интереса к сценическому искусству направлена деятельность театрально-концертных учреждений, которые ежегодно осуществляют не менее 30 новых постановок, концертных программ, ярких творческих проектов.


Народное творчество на протяжении всей истории своего существования являлось средством не только воспитания, но и развития личности. На базе учреждений культурно-досугового типа функционируют почти 6 тыс. коллективов самодеятельного народного творчества, объединяющих 61 тыс. человек. 478 коллективов носят звание "Народный самодеятельный коллектив Оренбургской области", а 2 коллектива удостоены звания "Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации".


Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2015 года на 40 процентов и составила 18,5 млн. посещений, то есть каждый день в театры, музеи, библиотеки, дома культуры приходят около 50 тысяч жителей региона. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 10, в 2015 году - 6,6 посещения.


К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение количества посещений мероприятий организаций культуры до 54 млн. посещений, или в среднем до 29,4 посещения в расчете на одного человека в год.


Одним из важных направлений государственной культурной политики является сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры Оренбургской области. На территории Оренбургской области на государственной охране состоят 3144 объекта культурного наследия, в том числе 871 памятник архитектуры, истории и монументального искусства, 2273 объекта археологического наследия.


На территории Оренбургской области на государственной охране состоят 3144 объекта культурного наследия, в том числе 2002 объекта, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и 1142 выявленных объектов культурного наследия (в том числе 156 памятников архитектуры и градостроительства, истории и монументального искусства, 986 памятников археологии).


В настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия Оренбургской области имеются следующие проблемы:


1. Неудовлетворительное состояние, возможность реальной угрозы утраты объектов культурного наследия Оренбургской области.


Основной массив памятников составляют сооружения XVIII - XIX веков и начала XX века. Это культовые постройки, жилые дома, общественные и административные здания, торговые и промышленные сооружения, инженерно-техническое состояние которых требует проведения срочных мер по их спасению от разрушения, повреждения и уничтожения.


Ежегодно потребность в реставрации объектов культурного наследия Оренбургской области повышается, что связано как с выявлением новых памятников, так и с недостаточным развитием реставрационной деятельности и финансированием реставрационных работ.


2. Несоответствие условий содержания и использования памятников архитектуры и градостроительства современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь к данным объектам относятся памятники и выявленные объекты культурного наследия, используемые под государственный и муниципальный жилищный фонд.


В большинстве случаев указанные здания и сооружения имеют большой амортизационный износ. При несвоевременном выполнении работ по комплексной их реставрации возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, элементов декора, предметов внутренней отделки, что влечет в дальнейшем значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия Оренбургской области.


3. Процессы естественного старения объектов культурного наследия Оренбургской области под воздействием неблагоприятных климатических условий.


Более половины объектов культурного наследия Оренбургской области утратили свои потребительские свойства под воздействием неблагоприятных климатических условий (влажность, загазованность атмосферы, длительность залегания снега, подтопления и другое), а также из-за отсутствия необходимой защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»