ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2023 года N 89


О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 "Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года"



В соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2015 N 311 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Хакасия на долгосрочный период" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:


Внести в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 "Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года" ("Вестник Хакасии", 2018, N 10; 2019, N 9; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 06.03.2017, N 1900201703060001; 21.02.2020, N 1900202002210002; 18.02.2021, N 1900202102180005; 18.02.2022, N 1900202202180007) следующие изменения:


1) раздел 2 изложить в следующей редакции:

"2. Основные итоги развития консолидированного, республиканского бюджетов Республики Хакасия (отчетный период) и текущие характеристики



Консолидированный бюджет Республики Хакасия включает в себя республиканский бюджет, бюджеты 5 городов, 8 муниципальных районов, 4 городских поселения и 82 сельских поселения, входящих в состав муниципальных районов, а также бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.

2.1. Характеристики исполнения консолидированного бюджета за 2020, 2021 годы с учетом показателей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия



В 2020 году исполнение консолидированного бюджета Республики Хакасия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия:


1) по доходам - 53401 млн рублей, или 100,6% (298 млн рублей) от планируемой суммы доходов.


Основными источниками поступлений в бюджеты являются:


налоговые и неналоговые доходы, доля которых составила в 2020 году в общей сумме доходов - 44,8% (23976 млн рублей), в том числе большая доля из них - это налоги на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 13194 млн рублей (55%).


В 2020 году поступления доходов в консолидированный бюджет от налога на прибыль организаций и от доходов физических лиц снизились на 2152 млн рублей по сравнению с соответствующим периодом 2019 года (в 2019 году поступление - 15636 млн рублей, в 2020 году поступление - 13194 млн рублей).


В 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдается рост доли безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы на 12,7% (с 42,3% в 2019 году до 54,7% в 2020 году).


На снижение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия повлияло:


падение практически в два раза мировых цен на уголь. Так, поступления в республиканский бюджет Республики Хакасия по налогу на прибыль организаций от угольных компаний в 2019 году составили 739 млн рублей (в 2018 году - 1853 млн рублей, снижение на 1114 млн рублей), а в 2020 году платежи составили всего 253 млн рублей (снижение на 486 млн рублей по сравнению с 2019 годом);


нестабильная ситуация в алюминиевой отрасли в 2020 году, в связи с чем платежи по налогу на прибыль организаций от алюминиевой отрасли в 2020 году снизились и составили 365 млн рублей (в 2019 году - 2750 млн рублей, снижение на 2385 млн рублей);


действие системных факторов, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), оказавшим негативное влияние на производственные процессы во многих отраслях экономики и сферах деятельности. Кроме того, меры по предоставлению отсрочек (рассрочек) налоговых платежей, списанию налоговых платежей за II квартал 2020 года повлекли дополнительное снижение доходов субъектов Российской Федерации.


В результате исполнение в 2020 году по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Республики Хакасия составило 23923 млн рублей, что на 2650 млн рублей меньше, чем в 2019 году (26573 млн рублей), и на 6322 млн рублей меньше, чем в 2018 году (30245 млн рублей).


Государственный долг Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2021 составил 26924,0 млн рублей, или 113% к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Хакасия.


Учитывая сохраняющуюся проблему несбалансированности бюджета на протяжении ряда последних лет, республика остро нуждается в помощи федерального центра, в связи с чем в 2020 году неоднократно направлялись обращения в адрес Правительства Российской Федерации с просьбой оказать помощь региону.


В 2020 году из федерального бюджета Российской Федерации Республике Хакасия выделена дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов в объеме 3100 млн рублей, в том числе в целях компенсации снижения налоговых и неналоговых доходов - 2300 млн рублей, на частичное погашение задолженности по расходам на оплату труда с начислениями, пособий по социальной помощи населению - 400 млн рублей.


Поступившие средства позволили решить только часть наиболее остро назревших проблем, и ситуация с обеспечением необходимых расходных обязательств остается в республике крайне напряженной;


2) по расходам - 58463 млн рублей, или 91,5% (не исполнено 5437 млн рублей) от планируемой суммы расходов.


По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 13117 млн рублей, или на 28,9%, в том числе расходы республиканского бюджета Республики Хакасия - на 11953 млн рублей (на 39,6%), расходы муниципальных образований Республики Хакасия - на 404 млн рублей (на 7%).


Консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2020 году исполнен с дефицитом в размере 5062 млн рублей, в том числе дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия составил 5159 млн рублей. По итогам 2019 года профицит консолидированного бюджета Республики Хакасия составлял 1110 млн рублей.


Республика Хакасия в 2020 году была признана нуждающейся в дополнительной финансовой помощи, поэтому республике из федерации была предоставлена помощь в виде бюджетного кредита в сумме 1743 млн рублей.


В 2020 году доля программных расходов республиканского бюджета Республики Хакасия в общем объеме расходов составила 98,6%, в 2019 году - 98,5%.


В 2021 году исполнение консолидированного бюджета Республики Хакасия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия:


1) по доходам - 64645 млн рублей, или 99,1% (586 млн рублей) от планируемой суммы доходов.


Основными источниками поступлений в бюджеты являются:


налоговые и неналоговые доходы, доля которых составила в 2021 году в общей сумме доходов - 56,2% (37111 млн рублей), в том числе большая доля из них - это налоги на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 24610 млн рублей (66,3%).


Поступления в 2021 году доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от налога на прибыль организаций и от доходов физических лиц увеличились на 11416 млн рублей по сравнению с соответствующим периодом 2020 года (в 2020 году поступление - 13194 млн рублей, в 2021 году поступление - 24610 млн рублей).


В 2020 году на долю налога на прибыль организаций приходилось 22%, а по итогам 2021 года доля налога возросла до 49%. Сумма поступлений в 2021 году налога на прибыль организаций составила 14522 млн рублей, увеличение по сравнению с предыдущим годом более чем в 3,5 раза (в 2020 году налог составил 3965 млн рублей).


Исполнение консолидированного бюджета Республики Хакасия в части поступления налоговых и неналоговых доходов в 2021 году стало возможным в связи с беспрецедентным ростом цен на экспортируемую продукцию во второй половине года.


По итогам 2021 года среднегодовая цена за 1 тонну энергетического угля составила 147 долларов США. Платежи угольной отрасли выросли на 3 млрд 513 млн рублей.


В 2018 году средняя цена за 1 тонну энергетического угля составила порядка 107 долларов США, объем платежей по налогу - 1 млрд 853 млн рублей, в 2020 году цена падала до 49 долларов США за 1 тонну, а поступления налога до 253 млн рублей.


Аналогичная ситуация с колебанием мировых цен наблюдалась на рынке алюминия. В этом же периоде мировые цены на алюминий падали до 1440 долларов США за тонну. В 2021 году средняя цена выросла до 2460 долларов США за тонну. Платежи от алюминиевой отрасли увеличились на 6 млрд 366 млн рублей.


В результате большую долю 72% (или 10497 млн рублей) поступлений обеспечили две основные отрасли, а именно:


алюминиевая, платежи которой составили 6731 млн рублей;


угольная отрасль, платежи которой составили 3766 млн рублей.


Это подтверждает, что Хакасия, как развитый промышленный регион, зависит от тенденций в мировой экономике, связанных с изменением мировых цен на уголь и алюминий.


Также на рост налога на прибыль организаций повлияли принимаемые меры Правительством Республики Хакасия по поддержке малого и среднего бизнеса, а именно установление пониженных ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Благоприятные условия для бизнеса позволили увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства в республике.


Сегодня доля их платежей превышает 15% налоговых доходов консолидированного бюджета республики (без учета налога на прибыль алюминиевой и угольной отраслей).


В 2021 году поступления только по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход) составили 1553 млн рублей, рост к уровню 2020 года на 35,5%.


Рост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую затронул доходы местных бюджетов муниципальных образований республики. Так, благодаря мерам, реализованным на региональном уровне, доходы местных бюджетов по специальным налоговым режимам выросли по сравнению с 2020 годом в 2,8 раза и составили 564 млн рублей.


В 2021 году было принято решение о зачислении в бюджеты районов и городских округов налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Хакасия по нормативу 30%. По итогу 2021 года он составил 412 млн рублей, а 64% этой суммы (или 265 млн рублей) поступило в бюджет города Абакана (поступления по упрощенной системе налогообложения - это 16% всех налоговых доходов Абакана).


Республика Хакасия продолжает практику оказания безвозмездной нецелевой финансовой помощи городу Абакану, которая в том числе может быть направлена и на софинансирование проектов с участием республиканских и федеральных средств.


Была оказана нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям Республики Хакасия в объеме 4,5 млрд рублей в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, дотации на сбалансированность, субвенции поселениям на предоставление им дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.


В доле собственных доходов республиканского бюджета нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям составляет 15% налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. Если сравнивать с 2020 годом (с учетом предоставления в 2020 году субсидии на частичное погашение кредиторской задолженности), то прирост нецелевой финансовой помощи составил 401 млн рублей. В сравнении с 2018 годом (с учетом предоставления субсидии на частичное погашение кредиторской задолженности и субсидии на частичную компенсацию расходов местных бюджетов по оплате труда работникам бюджетной сферы) прирост составил 852 млн рублей.


Кроме того, в 2021 году списано 99% долгов муниципальных образований Республики Хакасия перед республикой. Общая сумма списания - 747 млн рублей. Сумма долга муниципальных образований по бюджетным кредитам из республиканского бюджета Республики Хакасия формировалась в течение 10 лет и составляла около 30% долговой нагрузки муниципальных образований Республики Хакасия.


Таким образом, в целом нецелевая финансовая поддержка муниципальным образованиям из республиканского бюджета Республики Хакасия (с учетом списания бюджетных кредитов, дополнительных поступлений от упрощенной системы налогообложения) в 2021 году оказана в сумме 5,6 млрд рублей, что больше чем в 2020 году на 1,5 млрд рублей, а в сравнении с 2018 годом больше на 2 млрд рублей.


Кроме того, в 2021 году закрыта еще одна проблема, которая тянулась несколько лет по погашению кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда за счет субвенции по школам и детским садам в объеме 1 млрд рублей. Таким образом, закрыта не только просроченная кредиторская задолженность, но и текущая.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»