ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2017 года N 75


Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года

(с изменениями на 12 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 14.02.2018 N 59, от 06.02.2019 N 13, от 18.02.2020 N 56, от 17.02.2021 N 61, от 17.02.2022 N 64, от 09.02.2023 N 89, от 12.02.2024 N 98)




В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Хакасия 07.12.2007, N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:


Утвердить прилагаемый Долгосрочный бюджетный прогноз Республики Хакасия на период до 2036 года.


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 18.02.2020 N 56)



Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
О.НАМ



Приложение



Утвержден
постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 27.02.2017 N 75



ДОЛГОСРОЧНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 14.02.2018 N 59, от 06.02.2019 N 13, от 18.02.2020 N 56, от 17.02.2021 N 61, от 17.02.2022 N 64, от 09.02.2023 N 89, от 12.02.2024 N 98)




1. Цели и задачи бюджетного прогнозирования


Долгосрочный бюджетный прогноз Республики Хакасия на период до 2036 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Хакасия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2015 N 311.


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 18.02.2020 N 56)


Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка долгосрочной динамики бюджетных параметров, которая позволит путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности республиканского и местных бюджетов, а также достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Хакасия.


Исходя из целеполагания Бюджетного прогноза, определены следующие задачи, способствующие достижению эффективных результатов:


осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения и последствия социально-экономических и иных событий, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетной системы Республики Хакасия;


принятие дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, которые способствуют сбалансированности бюджетов, а также решению ключевых задач социально-экономического развития республики в долгосрочном периоде;


профилактика бюджетных рисков для бюджетов бюджетной системы Республики Хакасия с целью заблаговременного выявления негативных последствий и принятия мер по их минимизации;


определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Хакасия, на период их действия;


обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, в первую очередь, с прогнозом социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период и государственными программами Республики Хакасия;


систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков.



2. Основные итоги развития консолидированного, республиканского бюджетов Республики Хакасия (отчетный период) и текущие характеристики

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 12.02.2024 N 98)



Исполнение консолидированного бюджета Республики Хакасия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в 2022 году по доходам составило 76853 млн рублей, что на 18,9% больше, чем за 2021 год, по расходам - 71186 млн рублей, что на 13,5% больше, чем за 2021 год. По итогам 2022 года сложился профицит в размере 5667 млн рублей.


В 2022 году в консолидированный бюджет Республики Хакасия доходы поступили в объеме 65148 млн рублей, что на 20,4% больше, чем в 2021 году, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 47860 млн рублей, что на 29,1% больше, чем в 2021 году, из них в республиканский бюджет Республики Хакасия - 39481 млн рублей, в бюджеты муниципальных образований Республики Хакасия - 8379 млн рублей.


Основной базой для формирования доходов бюджетов Республики Хакасия являются платежи промышленных организаций, значительную долю в которых занимает налог на прибыль организаций.


В 2022 году налог на прибыль организаций поступил в сумме 19920 млн рублей, что на 37,2% больше, чем в 2021 году.


При этом основную долю, 79,7% (или 15897 млн рублей) поступлений налога на прибыль, обеспечили 2 основные отрасли, а именно:


алюминиевая, платежи которой составили 8003 млн рублей, что на 18,9% больше, чем в 2021 году;


угольная отрасль, от которой поступило 7894 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2021 году.


Рост поступлений налога на прибыль организаций стал возможным в результате того, что в первом полугодии 2022 года складывалась благоприятная для промышленных предприятий республики конъюнктура цен и спроса на мировых рынках продукции и сырья в отношении экспортируемой организациями республики продукции. Это позволило организациям сформировать достаточную налоговую базу, которая и повлияла на значительный рост поступлений налога на прибыль в целом в 2022 году.


Со второй половины 2022 года наблюдались неблагоприятные изменения, обусловленные геополитической ситуацией на мировых рынках в связи с санкционной политикой в отношении Российской Федерации. Так, с августа в Евросоюзе действует запрет на импорт угля из России. С марта 2022 года правительство Австралии ввело запрет на экспорт глинозема, который составляет почти пятую часть спроса ОК "РУСАЛ". Компания отмечала значительный рост себестоимости продукции, а также складывающуюся тенденцию снижения цены на алюминий на Лондонской бирже. Так, если в марте 2022 года цена на алюминий поднималась до 3983 долларов США за тонну, то в сентябре цена на алюминий снижалась от максимальных значений почти на 50% (до 2079 долларов США за тонну).


Кроме того, недостаточная пропускная способность российских железных дорог привела к сокращению по сравнению с 2021 годом объемов вывоза угля на Восток.


В 2022 году сложилась непростая ситуация в гидроэнергетике республики. В бассейне р. Енисей наблюдалось аномальное маловодье - уровень воды в Саяно-Шушенском водохранилище в 2022 году самый низкий за последние 20 лет. По данным территориального органа Росгидромета ФГБУ "Среднесибирское УГМС", приток воды в Саяно-Шушенское водохранилище осенью оказался экстремально низким и является минимальным за весь период наблюдений с 1936 года.


Эти факторы негативно повлияли на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций и создали риски для бюджета Республики Хакасия. В результате во второй половине 2022 года отмечено значительное падение поступлений доходов по сравнению с первым полугодием 2022 года.


Кроме того, с начала 2023 года в соответствии со статьей 11.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически перешли все организации и индивидуальные предприниматели. В связи с этим каждому налогоплательщику сформировано входящее сальдо единого налогового счета (разница между суммами переплат и суммами неисполненных обязательств). При этом особый порядок коснулся переплаты по налогу на прибыль организаций, которая не только не подлежит возврату из бюджета, но и может быть зачтена в счет будущих начислений только по налогу на прибыль организаций. В связи с чем налогоплательщики были заинтересованы в возврате переплаты по налогу до конца 2022 года.


Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2022 году составил 17288 млн рублей, из них: из федерального бюджета поступило 16776 млн рублей (в том числе нецелевая финансовая помощь (дотации) - 4624 млн рублей, целевые средства (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) - 12152 млн рублей); от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 354 млн рублей, ОК "РУСАЛ" - 88 млн рублей.


Расходы консолидированного бюджета Республики Хакасия исполнены за 2022 год в сумме 59830 млн рублей, или 115,1% к уровню 2021 года, в том числе расходы республиканского бюджета Республики Хакасия - 51780 млн рублей, или 115,4% к уровню 2021 года.


Более половины расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, 70%, или 42049 млн рублей, направлено на финансирование социальной сферы. В сравнении с 2021 годом рост расходов составил 4113 млн рублей.


На развитие отраслей национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства в 2022 году направлены средства в размере 12143 млн рублей, или 20% в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия. В сравнении с 2021 годом рост расходов составил 3296 млн рублей.


В 2022 году объем межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным образованиям Республики Хакасия, составил 18898 млн рублей, что на 3468 млн рублей больше, чем в 2021 году (в 2021 году - 15430 млн рублей).


Кроме того, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам и городским округам частично заменены дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. За 2022 год данные поступления в местные бюджеты составили 2475 млн рублей, что на 415 млн рублей больше, чем поступило в 2021 году (в 2021 году - 2060 млн рублей).


Благодаря принятому Правительством Республики Хакасия решению о зачислении в бюджеты районов и городских округов налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Хакасия по нормативу 30%, муниципальные образования Республики Хакасия за 2022 год получили дополнительно 568 млн рублей.


В целом за 2022 год объем финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Хакасия составил 21941 млн рублей, что на 3292 млн рублей больше, чем профинансировано в 2021 году (в 2021 году - 18649 млн рублей).


Главным инструментом повышения результативности и эффективности бюджетных расходов, достижения целей государственной политики в 2022 году являлся программно-целевой принцип формирования бюджета. В 2022 году доля программных расходов республиканского бюджета на реализацию 30 государственных программ Республики Хакасия в общем объеме расходов составила 98,3%.


Реализация государственных программ Республики Хакасия в 2022 году характеризуется высоким исполнением расходов - 98,2%.


По данным Министерства экономического развития Республики Хакасия, в целом планируемые результаты достигнуты по всем государственным программам.


По итогам 2022 года признана "эффективной" реализация 19 государственных программ Республики Хакасия (уровень эффективности составил свыше 90%), 11 государственных программ реализованы со "средним уровнем эффективности" (свыше 60%).


Как и все субъекты Российской Федерации, Республика Хакасия с 2019 года участвует в реализации национальных проектов. Прирост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию региональных проектов с начала их реализации составил 3485 млн рублей (или в 2 раза) (из них: средства федерального бюджета - 2440 млн рублей, средства республиканского бюджета - 1045 млн рублей), так:


по итогам 2019 года исполнение региональных проектов составило 3760 млн рублей (из них: средства федерального бюджета - 3321 млн рублей, средства республиканского бюджета - 439 млн рублей);


по итогам 2022 года исполнение региональных проектов составило 7245 млн рублей (из них: средства федерального бюджета - 5761 млн рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 1484 млн рублей).


Общий объем средств, исполненный муниципальными образованиями Республики Хакасия при реализации региональных проектов в 2022 году, составил 2574 млн рублей.


Долговая политика Республики Хакасия в 2022 году была ориентирована на достижение целей и задач, установленных Основными направлениями долговой политики Республики Хакасия на 2022 - 2024 годы, утвержденными постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 08.12.2021 N 193-п (далее - долговая политика Республики Хакасия), а также государственной программой Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561, и Планом финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающим мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2024 годы, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»