ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2022 года N 562


О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2019 г. N 244



Правительство Республики Марий Эл постановляет:


Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2019 г. N 244 "О программе "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 7 августа 2019 г., N 01082019040209; 14 октября 2019 г., N 11102019040261; 30 декабря 2020 г., N 30122020040434; 27 декабря 2021 г., N 24122021040461) изменение, изложив программу "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы, утвержденную указанным выше постановлением, в новой редакции (прилагается).



И.о. Председателя Правительства
Республики Марий Эл
М.ВАСЮТИН



"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 1 августа 2019 г. N 244
     (в редакции постановления
Правительства
Республики Марий Эл
от 22 декабря 2022 г. N 562)



ПРОГРАММА "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ (МОДЕРНИЗАЦИЯ) ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ



Паспорт программы "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы

Наименование программы

-

программа "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы (далее - программа)

Основание для разработки программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

Государственный заказчик программы

-

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл

Основной разработчик программы

-

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл

Цель программы

-

улучшение экологического состояния реки Волги

Задача программы

-

сокращение к концу 2024 года в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, за счет строительства, реконструкции (модернизации) очистных сооружений

Сроки реализации программы

-

2019 - 2024 годы без разделения на этапы

Исполнители основных мероприятий программы

-

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;

органы местного самоуправления в Республике Марий Эл (по согласованию):

городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл;

городского округа "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл;

Килемарского муниципального района Республики Марий Эл;

Мари-Турекского муниципального района Республики Марий Эл;

Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл

Объемы и источники финансирования программы

-

финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств), республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл (при условии выделения средств из бюджетов городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл).

Общий объем финансирования программы составляет 2 215 012,29 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 92 583,86 тыс. рублей

2020 год - 678 175,85 тыс. рублей

2021 год - 296 586,60 тыс. рублей

2022 год - 438 398,76 тыс. рублей

2023 год - 290 877,05 тыс. рублей

2024 год - 418 390,16 тыс. рублей;

из них за счет средств:

федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 2 133 207,46 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 58 304,76 тыс. рублей

2020 год - 662 242,30 тыс. рублей

2021 год - 288 173,10 тыс. рублей

2022 год - 429 544,80 тыс. рублей

2023 год - 285 002,50 тыс. рублей

2024 год - 409 940,00 тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Марий Эл - 48 310,97 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 1 189,89 тыс. рублей

2020 год - 15 841,54 тыс. рублей

2021 год - 8 329,96 тыс. рублей

2022 год - 8 766,29 тыс. рублей

2023 год - 5 816,38 тыс. рублей

2024 год - 8 366,91 тыс. рублей;

бюджетов городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл (при условии выделения средств из бюджетов городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл) - 33 493,86 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 33 089,21 тыс. рублей

2020 год - 92,01 тыс. рублей

2021 год - 83,55 тыс. рублей

2022 год - 87,67 тыс. рублей

2023 год - 58,17 тыс. рублей

2024 год - 83,25 тыс. рублей.

Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период

Система организации управления и контроля за исполнением программы

-

общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл

Планируемые показатели выполнения программы

-

снижение к 2024 году в три раза объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод



I. Характеристика экологической ситуации на территории Республики Марий Эл


Значительную часть водохозяйственного фонда Республики Марий Эл составляет река Волга протяженностью в границах республики 187 км. Река Волга протекает по югу территории Республики Марий Эл и делит ее на две неравные части: левобережье (96 процентов) и правобережье (4 процента). Участки Чебоксарского (105 км) и Куйбышевского (82 км) водохранилищ на реке Волге имеют площадь соответственно 60 тыс. га и 7,8 тыс. га.


С рекой Волгой граничат 2 городских округа (городской округ "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл, городской округ "Город Волжск" Республики Марий Эл), 1 городское поселение (Звенигово) и 22 сельских поселения в 5 муниципальных районах Республики Марий Эл: Волжском муниципальном районе, Горномарийском муниципальном районе, Звениговском муниципальном районе, Килемарском муниципальном районе и Юринском муниципальном районе, с общим количеством населения 132 427 человек.


Вода в реке Волге в большинстве пунктов наблюдений на протяжении 10 лет оценивается как "очень загрязненная" и "грязная". Практически неизменным остается средний уровень загрязненности воды соединениями меди, железа, марганца, цинка, алюминия, легко- и трудноокисляемыми органическими веществами, нитритным азотом.


Сложившийся уровень антропогенного воздействия является одной из основных причин, вызывающих деградацию реки, накопление в донных отложениях загрязняющих веществ. Водный объект утрачивает способность к самоочищению, требует восстановления и экологической реабилитации.


Безусловно, все эти аспекты в конечном итоге сказываются на здоровье населения и продолжительности его жизни.


В настоящее время водоканалы не обеспечивают нормативную очистку сточных вод, так как очистные сооружения канализации устарели и эксплуатируются от 20 до 40 лет. Используемая технология очистки и техническое состояние сооружений не позволяют обеспечить показатели качества сбрасываемых в поверхностные водные объекты сточных вод до установленных нормативов.



II. Краткий анализ результатов оценки систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу


В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Оздоровление реки Волги", оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 67/пр, 30 апреля 2019 г. проведена оценка систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам.


В Республике Марий Эл эксплуатируются очистные сооружения канализации (далее - ОСК) с установленной пропускной способностью 378,7 тыс. куб. м/сут., 130 канализационных насосных станций с установочной мощностью 439,4 тыс. куб. м/сут., 1170,6 км канализационных сетей.


Площадь иловых площадок - 287,9 тыс. кв. метров, мощность сооружений по обработке осадка - 8,8 тыс. куб. м/сут.


Основные типы используемых ОСК - механические и биологические.


В 2018 году через ОСК пропущено 29 147,7 тыс. куб. метров сточных вод, в том числе 28 145,0 тыс. куб. метров сточных вод прошли полную биологическую очистку. Объем недостаточно очищенной воды - 27 678,42 тыс. куб. метров (94,8 процента от пропуска сточных вод через очистные сооружения).


Средний износ канализационных сетей - 82 процента. Удельный вес канализационных сетей, нуждающихся в замене, составляет 61,3 процента, или 717,7 км.



III. Обоснование необходимости и достаточности перечня объектов, включенных в программу


Составной частью национального проекта "Экология" является федеральный проект "Оздоровление Волги", направленный на снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод.


Улучшить показатели качества сбрасываемых в поверхностные водные объекты сточных вод до установленных нормативов возможно за счет строительства, реконструкции (модернизации) очистных сооружений канализации.


По результатам оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, за 2018 год, результаты которой размещены в Автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ", в водные объекты Республики Марий Эл крупными водопроводно-канализационными хозяйствами отведены 27 678,42 тыс. куб. м/год недостаточно очищенных (с превышением нормативов допустимых сбросов) сточных вод и 3 573,85 тыс. куб. м/год поверхностных сточных вод.


По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на 1 августа 2019 г. объемы сброса с ОСК составляли:


г. Йошкар-Ола - 21 108,80 тыс. куб. м/год;


г. Козьмодемьянск - 842,95 тыс. куб. м/год;


пгт Параньга - 66,6 тыс. куб. м/год;


пгт Килемары - 48,0 тыс. куб. м/год;


дер. По речке Ноля Мари-Турекского района - 29,95 тыс. куб. м/год;


с. Косолапово Мари-Турекского района - 14,09 тыс. куб. м/год.


По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на 1 января 2022 г. объемы сброса с ОСК составляют:


г. Йошкар-Ола - 23 506,60 тыс. куб. м/год;


г. Козьмодемьянск - 789,19 тыс. куб. м/год;


пгт Параньга - 63,50 тыс. куб. м/год;


пгт Килемары - 48,91 тыс. куб. м/год;


дер. По речке Ноля Мари-Турекского района - 19,49 тыс. куб. м/год;


с. Косолапово Мари-Турекского района - 11,86 тыс. куб. м/год.



IV. Бюджетная эффективность


Показатель бюджетной эффективности определяется как соотношение объема субсидий из федерального бюджета, направляемых на объект, реализуемый в рамках настоящей программы (далее - объект), к плановому показателю снижения объема загрязненных сточных вод, отводимых от объекта, и вычисляется по формуле:


E =V / P,



где:


E - показатель бюджетной эффективности;


V - объем субсидий из федерального бюджета;


P - плановый показатель снижения объема загрязненных сточных вод, отводимых от объекта.


Характеристика объектов, планируемых к реализации в рамках программы "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы, приведена в приложении N 1 к настоящей программе.


Финансовое обеспечение реализации мероприятий программы "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы приведено в приложении N 2 к настоящей программе.


Динамика достижения целевого показателя "Снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод" регионального проекта "Оздоровление Волги" при реализации программы "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы приведена в приложении N 3 к настоящей программе.


Сроки реализации программы "Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Марий Эл" на 2019 - 2024 годы приведены в приложении N 4 к настоящей программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»