ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 ноября 2022 года N 575-р


[Об утверждении Плана социального развития центров экономического роста Республики Коми]

(с изменениями на 27 марта 2024 года)

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 26.12.2022 N 640-р, от 11.10.2023 N 519-р, от 08.12.2023 N 640-р, от 27.12.2023 N 713-р, от 13.02.2024 N 65-р, от 27.03.2024 N 164-р)




В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации":


1. Утвердить План социального развития центров экономического роста Республики Коми (далее - План) согласно приложению.


2. Министерству экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми:


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 08.12.2023 N 640-р)


2.1) осуществлять взаимодействие с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, ответственными за реализацию мероприятий Плана;


2.2) по запросу Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики представлять информацию о реализации Плана, проекты изменений в План, копию утвержденного Плана (изменений в План).


3. Ответственным исполнителям мероприятий Плана:


3.1) обеспечить реализацию мероприятий Плана в соответствии с установленными сроками;


3.2) представлять в Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми:


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 08.12.2023 N 640-р)


графики реализации мероприятий, включенных в раздел I приложения к Плану;


информацию об исполнении мероприятий с пояснительной запиской в части влияния завершенных мероприятий на повышение качества жизни в центрах экономического роста (в разрезе мероприятий накопительным итогом с начала реализации Плана).


4. Контроль за реализацией настоящего распоряжения возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы других заместителей Председателя Правительства Республики Коми, координацию и контроль деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам социально-экономического развития Республики Коми.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
Э.АХМЕЕВА



Утвержден
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 29 ноября 2022 г. N 575-р
     (приложение)



ПЛАН СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 26.12.2022 N 640-р, от 11.10.2023 N 519-р, от 08.12.2023 N 640-р, от 27.12.2023 N 713-р, от 13.02.2024 N 65-р, от 27.03.2024 N 164-р)




I. Результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития Республики Коми


План социального развития центров экономического роста Республики Коми (далее - План) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 21 октября 2022 г. N 130 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации".


План подготовлен с учетом:


национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";


Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития АЗРФ);


Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13;


Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185;


Федерального закона "О транспортной безопасности";


постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта";


Поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 19 октября 2021 г. N Пр-2154ГС п. 5б;


Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262;


Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969.


В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации отнесены территории муниципальных образований Республики Коми: городского округа "Воркута", городского округа "Инта", городского округа "Усинск", муниципального района "Усть-Цилемский".


Население Республики Коми в настоящее время составляет 813,6 тыс. человек (по данным на 1 января 2021 г.). Общая площадь региона - 416 тыс. кв. км. Столица Республики Коми - г. Сыктывкар.


Республика Коми входит в состав Северо-Западного федерального округа. С запада и севера Республика Коми граничит с Архангельской областью и Ненецким автономным округом, на юге - с Кировской и Пермской областями, на востоке - с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, на юго-востоке - со Свердловской областью.


В перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р) в зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения входят:


Воркута, Инта, Жешарт, отнесенные к категории 2 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения";


Емва - категория 1 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций".


Основа экономики Республики Коми - топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс. Сырьевые запасы в ее Арктической части - нефть, газ, уголь, золото, бокситы, марганцевые руды и кварцевое сырье, в южных и центральных районах - древесина, сырье для строительных материалов, минеральные и пресные подземные воды.


Наиболее значимыми являются топливно-энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на территории Республики Коми значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, крупного Печорского угольного бассейна и трех бассейнов горючих сланцев.


Объемы запасов и добычи горючих полезных ископаемых характеризуют республику как основную топливную базу Европейского Севера России. Печорский угольный бассейн является третьим в России бассейном по запасам и крупной, обеспеченной на длительную перспективу, сырьевой базой для развития коксохимии и энергетики. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес приходится на нефтедобывающую и угольную промышленность.


Стратегией развития АЗРФ в отношении Республики Коми (раздел 25 "Основные направления реализации Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Коми") предусмотрено развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии, формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа.


Особо ценные марки углей расположены в Воркутинском районе Печорского угольного бассейна. Наиболее перспективными месторождениями каменного угля Печорского бассейна для ввода в эксплуатацию являются Усинское и Сейдинское месторождения. При этом необходимо поддержание угледобычи на действующих месторождениях - Воркутском, Воргашорском и Юньягинском.


Следует отметить, что основными проблемами освоения Печорского угольного бассейна являются сложные горно-геологические и климатические условия, отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры, большие расстояния до промышленных центров, в результате чего освоение месторождений каменного угля Печорского угольного бассейна становится низкорентабельным либо нерентабельным.


Основными проблемами, препятствующими развитию нефтяной промышленности на территории Тимано-Печорской газоносной провинции, являются разработка месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти. Методы, используемые при разработке месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти, являются одними из наиболее технологически сложных методов разработки месторождений углеводородного сырья и требуют значительных капитальных вложений.


Кроме того, для Республики Коми в условиях Арктики и отсутствия круглогодичного устойчивого наземного транспортного сообщения жизненно важное значение имеют авиационные перевозки.


Авиация осуществляет значительный объем социально значимых функций, обеспечивая транспортную доступность в периоды межсезонной распутицы, выполняя санитарные задания по экстренной эвакуации тяжело больных, престарелых и детей, в том числе в паводковый период, осуществляя лесное авиационное противопожарное патрулирование и поисково-спасательные работы.


Вместе с тем в соответствии с ежегодно ужесточающимися требованиями транспортной безопасности для посадочных площадок и аэропортов необходимо приобретение оборудования и спецтехники, обеспечивающих исполнение этих требований.


Это обусловлено подготовкой аэродромов для приема и выпуска воздушных судов, подготовкой и обслуживанием воздушных судов к полетам, поддержанием готовности служб аэродромов к ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасению и эвакуации пассажиров, воздушных судов.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»