УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года

(с изменениями на 21 февраля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N 112.

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.

2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2136; 2017, N 27, ст.4021; 2019, N 20, ст.2424) изменение, изложив преамбулу в следующей редакции:

"В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике постановляю:".

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

5 марта 2020 года

N 164

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 марта 2020 года N 164



Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года

(с изменениями на 21 февраля 2023 года)

I. Общие положения

     

1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

3. В настоящих Основах используются следующие понятия:

а) Арктика - северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря Северного Ледовитого океана (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов;

б) Арктическая зона Российской Федерации - сухопутные территории, определенные Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации.

4. Государственная политика Российской Федерации в Арктике осуществляется с учетом национальных приоритетов Российской Федерации.

5. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

а) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

б) сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;

в) обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации;

г) развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации;

д) развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;

е) охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее - малочисленные народы).

II. Оценка состояния национальной безопасности в Арктике

     

6. Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике по состоянию на 2020 год обеспечила:

а) создание нормативно-правовой базы и необходимых организационных условий для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике;

б) создание условий для реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации крупных экономических проектов;

в) начало работ по созданию комплексной инфраструктуры Северного морского пути, системы гидрометеорологического, гидрографического и навигационного обеспечения судоходства в его акватории, модернизации ледокольного флота;

г) расширение применения особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;

д) активизацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с арктическими государствами на основе международного права;

е) создание группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации, способной обеспечить военную безопасность в различных военно-политических условиях;

ж) создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации.

7. Основными угрозами национальной безопасности в Арктике являются:

а) сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации;

б) низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;

в) низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации;

г) отсутствие системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающей снижение издержек и рисков при реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации;

д) несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;

е) низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики (далее - арктические условия), развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики;

ж) неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещенной в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.

8. Основными вызовами в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике являются:

а) попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества;

б) незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике;

в) воспрепятствование осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций;

г) наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;

д) дискредитация деятельности Российской Федерации в Арктике.

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации в Арктике

     

9. Целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

а) повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;

б) ускорение экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации и увеличение их вклада в экономический рост страны;

в) охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

г) осуществление взаимовыгодного сотрудничества и мирное разрешение всех споров в Арктике на основе международного права;

д) защита национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в экономической сфере.

10. Основными направлениями реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

а) комплексное социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также развитие ее инфраструктуры;

(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N 112. - См. предыдущую редакцию)

б) развитие науки и технологий в интересах освоения и инновационного развития Арктики;

(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N 112. - См. предыдущую редакцию)

в) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

г) развитие международного сотрудничества;

д) обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е) обеспечение общественной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации;

ж) обеспечение военной безопасности Российской Федерации;

з) защита и охрана государственной границы Российской Федерации;

и) проведение оценки состояния и деградации многолетней мерзлоты для целей комплексного социального и экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также развития ее инфраструктуры.

(Подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N 112)

11. Основными задачами в сфере социального развития Арктической зоны Российской Федерации являются:

а) обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, качественного дошкольного, начального общего и основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования, услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

б) обеспечение граждан доступным, современным и качественным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, относящихся к малочисленным народам;

в) ускоренное развитие социальной инфраструктуры населенных пунктов, в которых расположены органы и организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;

г) создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в целях обеспечения доступных цен на такие товары для граждан и хозяйствующих субъектов;

д) обеспечение круглогодичных магистральных, межрегиональных и местных (региональных) авиаперевозок по доступным ценам;

е) обеспечение выполнения государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

ж) пропаганда здорового образа жизни, в том числе внедрение корпоративных программ по укреплению здоровья на рабочем месте.

12. Основными задачами в сфере экономического развития Арктической зоны Российской Федерации являются:

а) государственная поддержка предпринимательской деятельности, в том числе поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания привлекательных условий для осуществления частных инвестиций и обеспечения их экономической эффективности;

б) расширение участия частных инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией; инфраструктурное обустройство минерально-сырьевых центров, логистически связанных с Северным морским путем;

в) наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ при освоении месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых; стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, повышения коэффициентов извлечения нефти и газа, глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции, полезного использования попутного нефтяного газа;

(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N 112. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»