Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 марта 2010 года N 501-РП

Об утверждении концепции и разработке городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 годы)"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 1 октября 2013 года N 649-ПП
____________________________________________________________________

В целях решения задач комплексного социально-экономического развития города, сохранения и развития культурного потенциала, эффективного использования культурного наследия Москвы и обеспечения непрерывности финансирования целевых программ в области культуры и искусства:

1. Одобрить концепцию городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 годы)" (приложение).

2. Возложить на Департамент культуры города Москвы функции государственного заказчика по разработке городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 годы)" (далее Программа).

3. Государственному заказчику в I квартале 2010 года в установленном порядке обеспечить размещение государственного заказа на разработку Программы.

4. Департаменту культуры города Москвы:

4.1. Осуществить финансирование работ по разработке Программы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2010 год Департаменту культуры города Москвы.

4.2. Представить Программу на утверждение Правительства Москвы до 10 августа 2010 года.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 19 марта 2010 года N 501-РП

Концепция Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 годы)"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

Культура, духовность, нравственность являются основными составляющими всех сторон жизнедеятельности россиян, приоритетами государственной политики в России. В числе государственных приоритетов - производство знаний, новых технологий и передовой культуры. При этом культуры, рассматриваемой не только как различные виды и жанры искусства, но и в широком, всепроникающем ее понимании - как культуры политики и экономики, культуры межнациональных и межличностных отношений, культуры семьи, культуры быта, экономической культуры. Патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному дому - ярчайшее проявление духовной культуры общества.

В истории России Москве всегда принадлежала особая роль. Именно с ней связан расцвет национальной культуры. Москва - один из крупнейших культурных центров мира, культурная столица России. В ней сконцентрировались и переплелись важнейшие культурные процессы, проблемы и противоречия нашего времени. Москва несет бремя ответственности за сохранение национальных культурных традиций, межнациональное культурное взаимопонимание и взаимодействие, обеспечение преемственности развития культуры и искусства, международное культурное сотрудничество, за воспитание современного культурного человека, максимально соответствующего в своей деятельности интересам государства и общества.

Сфера культуры - совокупность социальных институтов, функционирование которых сопровождается постановкой и реализацией конкретных социальных задач: закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение устойчивости социальной структуры общества, регулирование отношений между членами общества путем выработки культурных образцов и моделей поведения, обеспечение сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов общества.

Культурная деятельность, усвоение культуры являются неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от социального и национального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Через культуру, ее виды, формы, проявления идет процесс осознания человеком и обществом всего многообразия и ценностей окружающего мира, осуществляется процесс познания человеком самого себя.

Культура - способ существования человека. Человек как вид есть культура. Он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Системно функционирующая культурная сфера в отличие от стихийного формирования личности осуществляет свои задачи с большей надежностью, стабильностью и эффективностью. Сохранение и приумножение национальных культурных, духовных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства граждан являются важнейшими факторами успешного социально-политического и экономического развития московского и российского общества в целом.

Общие культурные ценности представляют особую социальную значимость, объединяя многонациональный московский социум на решение важнейших задач государственного строительства, воспитывая патриотическое отношение к Родине, уважение к родной истории, бережное отношение к природе. Культурное воспитание обусловливает готовность граждан к освоению передовых достижений современной науки и техники, способность к сохранению национальных традиций, противостоянию культурной экспансии. Успех в этом деле возможен лишь в условиях сознательного выдвижения и реализации культурно-воспитательных целей, определенной организации и контроля этого процесса, наличия специально подготовленных кадров, концентрации усилий на решение культурно-воспитательных задач, взаимодействия и координации между учреждениями культуры, сотрудничества всех ведомств социальной сферы, что предполагает системный, комплексный, программный подход на основе реализации целостной государственной культурной политики в условиях комплексного планирования и научного прогнозирования.

Настоящая концепция основывается на системном анализе социальных и экономических процессов, происходящих в стране и в мире, исследованиях реальных проблем в социально-культурной сфере Москвы, удовлетворенности и запросов населения, социологических исследованиях результатов реализации предыдущих программ развития культуры столичного мегаполиса, осуществлявшихся Московским институтом социально-культурных программ совместно с Институтом социально-политических исследований Российской академии наук. Результаты исследований свидетельствуют о том, что комплексный, программный подход в деле культурного воспитания, просвещения москвичей, формирования и развития культурной сферы московского мегаполиса себя оправдал. В ходе реализации предыдущих целевых комплексных программ "Культура Москвы" произошли реальные позитивные перемены. Восполняются утраты, имевшие место в сфере культуры в первой половине 90-х годов, осуществляются строительство и модернизация объектов культуры, растет численность участников культурного процесса, расширяются диапазон и качество досуговых предложений, улучшаются условия и эффективность труда работников культурно-досуговой сферы, все большее число москвичей высказывают удовлетворенность культурной ситуацией в Москве. Но в то же время все в большей степени растут их культурные и досуговые запросы.

Результаты проводившихся в ходе реализации Программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" исследований свидетельствуют о том, что удовлетворенность населения Москвы деятельностью учреждений культуры и досуга в целом возросла на 8%. Москвичи чаще посещают театры и концерты, возрос интерес к музеям и библиотекам, однако они отмечают недостаток клубов, молодежных мероприятий, территориальную отдаленность культурно-досуговых учреждений от районов массовой застройки. Возросли ожидания жителей Москвы в области интеллектуализации предоставляемых услуг, развития современных форм досуга, модернизации учреждений культуры, привлекательности внешнего вида объектов культуры, рекламного обеспечения работы учреждений культурно-досуговой сферы.

Условия развития культуры, формирования системы деятельности учреждений и организаций культуры Москвы определяются двумя основными группами факторов.

Внешние факторы:

- уникальность Москвы как столицы Российского государства и крупнейшего политического, экономического и культурного центра международного значения;

- положение Москвы как мегаполиса массового притяжения населения России, ближнего и дальнего зарубежья;

- влияние глобализации культуры, оказывающей разнонаправленное воздействие на развитие культуры в Москве и России.

Внутренние факторы:

- специфика социально-демографической структуры населения, определяемой высоким уровнем его концентрации;

- сложность, многообразие многонационального, поликультурного состава населения;

- высокий культурный потенциал столицы, многочисленность культурных объектов, разнообразие культурных предложений и образцов.

Влияние внешних факторов сказывается прежде всего на деятельности учреждений и организаций культуры уникального характера, ведущих театров, крупнейших концертных залов, музеев, библиотек, обусловливая дополнительную нагрузку на них. Внутренние факторы определяют потребности и степень удовлетворенности постоянного населения, миллионов москвичей всех социальных категорий.

Москва располагает большим числом как уникальных объектов культуры и искусства мирового значения, так и учреждений культуры массового спроса. Причем численность их постоянно растет.

В условиях развития рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2011-2013 годы)" (далее - Программа) предстоит стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры.

Концептуальной основой Программы является признание Правительством Москвы воспитания духовности и культуры одним из базовых факторов поступательного развития всех сфер жизнедеятельности московского мегаполиса. Эта концепция определяет суть государственной культурной политики в Москве, создавая условия для реализации конституционных прав граждан в области культуры, формируя парадигму деятельности всех субъектов культурной политики с учетом реальной экономической ситуации и прогнозируемой динамики. На основании предлагаемой концепции программа развития культуры Москвы на предстоящий период с учетом сложившейся социально-экономической ситуации, реального культурного потенциала и экономических возможностей предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное развитие культурной сферы, создание оптимальных условий для развития культуры и искусства, организации досуга москвичей, укрепления материально-технической базы объектов культуры, повышение эффективности, улучшение условий труда и благосостояния работников социально-культурной сферы, что окажет позитивное воздействие на духовное, культурное, моральное состояние общества, общественное сознание в целом, консолидируя московское общество для успешного решения важнейших задач экономического и социального развития.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Целесообразность решения проблемы развития культурно-досуговой сферы Москвы программно-целевым методом обусловлена возможностью органичного сочетания научного подхода к планированию и организации культурного процесса с результатами практической деятельности учреждений культуры и оптимизацией расходования финансовых средств.

Нормативными, правовыми основаниями для разработки и реализации программы являются следующие документы:

- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

- Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы";

- Закон города Москвы от 23 сентября 2009 года N 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".

Содержательной основой концепции является поэтапное целевое комплексное развитие культуры Москвы с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в экономике и социальной сфере столицы и России.

Первый этап (кризисная ситуация) - выработка стратегии организации деятельности учреждений культуры и досуга в условиях мирового глобального кризиса. В этот период акцент делается на повышение эффективности работы с учетом реально сложившейся ситуации и ограниченности ресурсного обеспечения. В такой ситуации возрастают роль и ответственность работников культурно-досуговой сферы. В условиях экономии и бережливости им предстоит совершенствовать и развивать культурную работу с населением за счет рационализации, оптимизации организуемых ими культурных процессов, поиска новых, не требующих больших затрат, форм и направлений, актуализации и модернизации работы по содержанию, исходя из имеющихся ресурсов, как минимум вдвое повысить эффективность использования бюджетных вложений. Особое внимание при этом необходимо уделять обеспечению культурной, духовной, психологической реабилитации москвичей средствами культуры в условиях кризиса, снижения уровня жизни определенной части населения, нестабильности и депрессии.

Второй этап (посткризисная ситуация) - планомерное наращивание потенциала культурно-досуговой сферы, количественный и качественный рост сети учреждений культуры и досуга в контексте изменений социально-экономической ситуации в стране, формирование материальной, организационной, экономической, содержательной базы для эффективного развития отрасли в последующий период экономического подъема в целях полного и качественного обеспечения всех категорий населения Москвы качественным, высокоинтеллектуальным, одухотворенным культурным продуктом, современными, на уровне мировых стандартов, видами досуга, а работников культурно-досуговой сферы - современными условиями труда и достойным уровнем заработной платы.

Экономической основой концепции является ориентация на стратегические, перспективные, социально-ориентированные направления развития культурной сферы Москвы, целями развития которых являются:

1. Первоочередное развитие учреждений культуры и досуга массового спроса, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в районах массового проживания.

2. Обеспечение доступности культурных благ в период снижения потенциальных возможностей граждан в условиях экономического спада.

3. Реализация программ культурной реабилитации и психологической разгрузки населения столицы.

4. Культурное воспитание подростков и молодежи, подготовка культурных, эрудированных, духовно развитых менеджеров для всех сфер производства, экономики, политики.

5. Борьба с негативными явлениями в социальной сфере, такими как наркомания, алкоголизм, преступность и т.п., средствами культуры, искусства, одухотворенного интеллектуального досуга.

В целях рационализации, повышения эффективности, экономии бюджетных ресурсов предполагается концентрировать усилия на реализации ключевых проектов и программ, закладывающих основу для интенсивного развития и подъема культуры в посткризисный период экономического подъема, финансирование современных, масштабных проектов, устремленных в будущее, использование программно-целевого метода на всех уровнях и направлениях работы, ориентируясь на целевую аудиторию и решение конкретных социально-культурных задач.

Основополагающие принципы Программы:

- комплексный подход к решению культурных проблем в контексте конституционных прав граждан России в области культуры и государственной культурной политики;

- обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и гражданских институтов в деле развития культуры Москвы, культурного воспитания граждан;

- социальная ориентированность, стимулирование культурной, творческой активности населения;

- гарантия сохранения и развития национальной культуры, русского народного творчества, традиционного творчества народов России;

- поддержка инновационных творческих проектов в области культуры и искусства;

- развитие современных информационных технологий, организационно-техническое обеспечение деятельности учреждений культуры и досуга;

- стимулирование развития межрегиональных и международных связей учреждений культуры, творческих работников, поддержка международных культурных проектов;

- изучение и использование на практике зарубежного опыта организации развития культурной сферы в условиях мегаполисов;

- гибкость планирования, адаптация проектов к изменяющимся социальным, экономическим и культурным условиям;

- концентрация ресурсов на решение приоритетных задач развития культурной сферы.

Адресаты программы:

- население города Москвы;

- комплексы городского управления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»