Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2005 года N 94-ПП


Об утверждении Методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы

(с изменениями на 25 октября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 17 октября 2012 года N 572-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 62, 08.11.2011).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе также учтено:

определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2011 N 5-Г-11-161.     

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

На основании определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2011 N 5-Г-11-161 решение Московского городского суда от 11 августа 2011 года отменено и вынесено новое решение.

____________________________________________________________________


Во исполнение статей 77 и 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 32 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а также в целях стимулирования юридических и физических лиц к соблюдению требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Методику определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы (далее Методика), согласно приложению. После принятия соответствующей методики на федеральном уровне настоящая Методика подлежит корректировке.

2. Установить, что суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда, в том числе арбитражного, для возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха на территории города Москвы стационарными источниками загрязнения, перечисляются в бюджет города Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию).

3. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при установлении фактов нанесения вреда окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы производить расчет размера вреда в соответствии с Методикой (п.1).

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О. (пункт в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию).

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 февраля 2005 года N 94-ПП

     

МЕТОДИКА
определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками
 загрязнения на территории города Москвы

     

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящая Методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы (далее - Методика) предназначена для определения размера вреда окружающей среде и убытков города Москвы, причиненных загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения, расположенными на территории Москвы.

____________________________________________________________________

Пункт 1.1 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента внесения настоящего решения - определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2011 N 5-Г-11-161.     

____________________________________________________________________

1.2. Методика применяется в случаях:

а) причинения вреда окружающей среде (атмосферному воздуху) в результате нарушения федерального законодательства и законодательства города Москвы в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, повлекшего за собой загрязнение атмосферного воздуха города Москвы, включая нарушение правил эксплуатации сооружений и устройств, вызвавшего сверхнормативный (несанкционированный) выброс загрязняющих веществ, в том числе аварийный, произошедший в результате разгерметизации оборудования, разрывов трубопроводов, поломок резервуаров;

б) оценки опасности, связанной с организованными выбросами и возможными несанкционированными выбросами в случае аварий на производстве, выполняемой в Декларации промышленной безопасности;

в) в иных случаях, связанных с исчислением размера вреда окружающей среде и убытков города Москвы, причиненных загрязнением атмосферного воздуха на территории Москвы, подсчетом затрат на ликвидацию негативных последствий, вызванных данным загрязнением.

____________________________________________________________________

Пункт 1.2 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента внесения настоящего решения - определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2011 N 5-Г-11-161.     

____________________________________________________________________

1.3. Основные виды вреда окружающей среде (атмосферному воздуху), учитываемые настоящей Методикой:

- загрязнение атмосферного воздуха организованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения;

- загрязнение атмосферного воздуха неорганизованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения.

1.4. Методика не применяется для определения размера вреда, нанесенного здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц загрязнением атмосферного воздуха.

1.5. Методика не применяется для определения размера вреда окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения, принадлежащими физическим и юридическим лицам.

1.6. Сбор данных, связанных с исчислением размера вреда окружающей среде и подсчетом убытков города Москвы в результате загрязнения атмосферного воздуха, проведение оценки и оформление ее результатов осуществляет орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций, аттестованных и (или) аккредитованных в установленном порядке, которые несут ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при ее проведении информации.

1.7. Методика разработана в соответствии с требованиями гражданского законодательства, а также законодательства Российской Федерации и города Москвы в области охраны окружающей среды и в сфере регулирования оценочной деятельности.

1.8. Возмещение вреда не является формой платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренной статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2. Термины и определения


В целях применения настоящей Методики используются следующие термины и определения:

аварийный выброс - выброс загрязняющих веществ в результате возникновения аварийных ситуаций при разгерметизации оборудования, разрывах трубопроводов, поломках резервуаров;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество, либо смесь веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, количество и концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды, в том числе предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;

временно согласованный выброс - временный лимит выбросов загрязняющих веществ, установленный для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленных предельно допустимых выбросов;

лимиты на выбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы) - ограничения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды, определяются суммированием предельно допустимых и временно согласованных выбросов;

неорганизованные выбросы загрязняющих веществ - кратковременные или непрерывные выбросы загрязняющих веществ, поступающие в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в виде ненаправленных потоков, в результате нарушения герметичности, отсутствия или неудовлетворительной работы технологических систем и очистного оборудования;

организованные выбросы загрязняющих веществ - непрерывные выбросы загрязняющих веществ, поступающие в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения через специально сооруженные газоходы, воздуховоды, трубы;

сверхнормативные выбросы - масса загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух сверх установленных нормативов (лимитов), а в случае отсутствия установленных нормативов (лимитов) - вся масса выбросов загрязняющих веществ организации;

стационарные источники загрязнения - источник (объект) негативного воздействия на атмосферный воздух, расположенный в пределах конкретной территории;

таксы для исчисления размера вреда и убытков, причиненных загрязнением атмосферного воздуха - ставка, рассчитанная исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (затрат на очистку единицы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) и других убытков.

3. Общие принципы определения размера вреда и подсчета убытков, причиненных загрязнением атмосферного воздуха
стационарными источниками загрязнения

3.1. Определение размера вреда осуществляется при выявлении фактов нарушения экологических требований в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также в случае аварийных выбросов.

К указанным фактам нарушений относятся:

а) неисправности газоочистного и технологического оборудования;

б) нарушения технологического регламента производства продукции;

в) выявление по результатам аналитического исследования проб воздуха или по данным экологического мониторинга превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов:

- превышения расчетных показателей концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (по проектам нормативов предельно допустимых выбросов);

- сверхнормативные (несанкционированные) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3.2. Оценка размера вреда окружающей среде производится по таксам, приведенным в таблице 1 настоящей Методики, с учетом понесенных убытков, неучтенных при их определении.

3.3. Подсчет убытков, причиненных загрязнением атмосферного воздуха и неучтенных в таксах, осуществляется посредством расчета затрат города Москвы на оценку вреда, а также иных затрат, которые могут возникнуть в связи с проведением мероприятий по локализации и ликвидации негативных последствий загрязнения атмосферного воздуха и осуществлением компенсационных выплат (затрат на расследование аварий, в случае возникновения таковых; затрат на восстановление здоровья населения города Москвы, принадлежащего городу имуществу и качества окружающей среды города Москвы; затрат, связанных с временным отселением и эвакуацией людей с загрязненной территории; выплат компенсаций вследствие гибели и (или) травмирования людей и иных фактически возникших убытков города Москвы).

3.4. При определении величины убытков могут учитываться все неполученные доходы и убытки города Москвы, возникающие в результате загрязнения атмосферного воздуха, включая проценты на суммы бюджетных и привлеченных денежных средств города Москвы, отвлекаемых на оценку размера вреда, ликвидацию негативных последствий и расходов города, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (эвакуации жителей, локализации газового облака и т.д.), которые могли быть получены при использовании их в иных целях.

3.5. Затраты, необходимые для определения размера вреда, исчисляются на основе данных о стоимости основных видов работ и (или) на основании данных о фактически произведенных расходах по определению размера причиненного вреда.

3.6. К расходам, необходимым для оценки причиненного вреда, относятся затраты на проведение следующих работ:

- отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах;

- оценка распространения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

- составление смет на выполнение работ по ликвидации вреда и его последствий;

- проведение оценки вреда и подсчета убытков;

- проведение иных видов работ, выполнение которых связано с оценкой вреда и подсчетом убытков.

3.7. Таксы для исчисления размера вреда и убытков, причиненных загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения, приведенные в таблице 1, рассчитаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Гражданского кодекса Российской Федерации и установлены в размере затрат на восстановление окружающей среды, приравненных к затратам на очистку выбросов и убытков города Москвы, обусловленных заболеваемостью населения и снижением стоимости недвижимости в результате загрязнения воздуха.

3.8. Средства, рассчитываемые и взыскиваемые в соответствии с Методикой, не являются обязательными платежами, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

4. Порядок определения размера вреда и подсчета убытков, причиненных загрязнением атмосферного воздуха
стационарными источниками загрязнения

4.1. Определение количества выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками

4.1.1. При наличии у организации разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения масса выброса загрязняющего вещества рассчитывается по формуле:

     

(1)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»