Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2004 года N 666-ПП

О Целевой долгосрочной программе
по восстановлению малых рек и водоемов
города Москвы на период до 2010 года

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 28 октября 2008 года N 1004-ПП

____________________________________________________________________

Водные объекты города Москвы представляют собой комплекс природных водотоков, водоемов и инженерных объектов, которые вместе с прилегающими территориями составляют значительный экологический, градостроительный и рекреационный потенциал для города.

На территории города Москвы расположены малые реки и ручьи (141), а также водоемы (более 430). Наиболее крупными являются реки Яуза, Сходня и Сетунь, которые начинаются на территории Московской области и являются притоками реки Москвы. Существующая в городе гидросеть функционально используется в системе отвода и очистки поверхностного стока. Водные объекты, частично деформированные техническими средствами, совместно с городской водосточной сетью образуют единую коллекторно-речную сеть. Качество воды в малых реках города Москвы формируется на всей территории водосборных бассейнов и находится под влиянием хозяйственной деятельности города и частично Московской области.

Современное состояние большинства водных объектов и прибрежных территорий не соответствует действующим экологическим и градостроительным требованиям. Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свидетельствует о том, что содержание ряда загрязняющих веществ (нефтепродукты, органические вещества, железо) в них стабильно превышает нормативы предельно допустимых концентраций даже для целей культурно-бытового водопользования. В наиболее неблагополучном экологическом состоянии находятся реки, полностью заключенные в коллекторы и утратившие природную самоочищающую способность. При этом на всем протяжении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов содержания загрязняющих веществ, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. Водные объекты на территории города Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, но нормирование сбросов загрязняющих веществ осуществляется на уровне требований к водоемам рыбохозяйственного водопользования.

Основные загрязнения поступают в малые реки города Москвы через городскую водосточную сеть и непосредственно по рельефу местности с городских территорий. Уровень очистки поверхностных сточных вод на существующих инженерных сооружениях недостаточен, а их фактическая эффективность не обеспечивает нормативного качества воды в водных объектах. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции.

Задачи восстановления, сохранения и экологической реабилитации малых рек необходимо решать в комплексе с мероприятиями по благоустройству прибрежных территорий, которые формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт городской среды, выполняют экологические и рекреационные функции.

Постановлением Правительства Москвы от 19 октября 1999 года N 958 "Об утверждении Временного положения о водоохранных зонах водных объектов, расположенных на территории г.Москвы, и их прибрежных защитных полосах и Программы градостроительных работ по установлению границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос" утверждены минимальные размеры водоохранных зон в городе Москве и предусмотрена разработка индивидуальных проектов для конкретных водных объектов.

В целях экологической реабилитации и благоустройства водных объектов для реализации задач, определенных Концепцией по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 17 июня 2003 года N 450-ПП, Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить проект закона города Москвы "О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года" (приложение 1) и внести его на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном порядке.

2. Одобрить объемы работ в соответствии с Технико-экономическим обоснованием Целевой долгосрочной программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (приложение 2).

     

3. Утвердить состав Координационного совета по контролю за реализацией Целевой долгосрочной программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (далее Координационный совет), согласно приложению 3.

4. Возложить функции государственного заказчика - координатора Целевой долгосрочной программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (далее - Программа) на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, государственных заказчиков - соисполнителей Программы - на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектуры административных округов города Москвы.

5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и префектурами административных округов города Москвы в течение IV квартала 2004 года в целях реализации мероприятий Программы сформировать бассейновые советы для организации и координации работ по водосборным бассейнам восстанавливаемых рек и разработать план их работы.

6. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

6.1. До 1 февраля 2005 года разработать проект положения и план работы Координационного совета и представить на утверждение председателю Координационного совета.

6.2. При оформлении договоров на пользование водными объектами в обязательном порядке предусматривать ежемесячное предоставление спецводопользователями результатов лабораторного контроля за сбрасываемыми в водные объекты сточными водами и составом природных вод в водных объектах в ГПУ "Мосэкомониторинг".

7. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в 2005-2010 годах по мере разработки и установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов произвести инвентаризацию земельных участков под объектами, расположенными в водоохранных зонах малых рек. Материалы инвентаризации направить в префектуры административных округов города Москвы, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и в Московско-Окское бассейновое водное управление.

8. Префектурам административных округов города Москвы:

8.1. В I квартале 2005 года разработать и утвердить в установленном порядке программы вывода из водоохранных зон объектов, не соответствующих установленному режиму использования водоохранных зон, и сноса самовольно размещенных объектов.

8.2. Ежегодно определять конкретные организации, ответственные за содержание городских территорий водоохранных зон водных объектов на территориях административных округов.

9. Префектам административных округов города Москвы и организациям, ответственным за охрану и эксплуатацию водоемов, во II квартале 2005 года принять меры по предотвращению въезда транспорта и сбрасывания мусора в водоохранных зонах с целью недопущения организации свалок.

10. Префектуре Северо-Восточного административного округа совместно с инвестором в IV квартале 2004 года в целях апробации и отработки механизма привлечения в Программу инвестиционных средств подготовить и представить на утверждение Правительства Москвы проект распорядительного документа о реализации комплексного инвестиционного проекта по выводу из водоохранных зон гаражей и автостоянок, реабилитации и содержанию пойменных территорий малых рек в границах Северо-Восточного административного округа.

11. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии ГУП "Мосводосток" и Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г.Москве в IV квартале 2004 года в целях сокращения сброса загрязняющих веществ с водосборных территорий:

11.1. Составить перечни спецводопользователей и абонентов городской водосточной сети, сбрасывающих сточные воды с превышением установленных лимитов сброса загрязняющих веществ, и сводные планы мероприятий по сокращению сброса загрязняющих веществ для бассейнов малых рек, на которых планируется проведение восстановительных мероприятий.

11.2. Составить перечни предприятий и объектов хозяйственной деятельности, расположенных в водоохранных зонах водных объектов и не имеющих разрешительной документации по сбросу поверхностных сточных вод в водные объекты или в городскую водосточную сеть.

11.3. Составить перечень промзон, рекомендуемых для размещения и строительства групповых очистных сооружений поверхностных сточных вод, с указанием объемов сбросов сточных вод предприятий и других объектов хозяйственной деятельности для определения их долевого участия в строительстве и эксплуатации групповых очистных сооружений.

11.4. Составить перечень предприятий и объектов хозяйственной деятельности, расположенных в водоохранных зонах, для которых необходимо строительство (реконструкция) внутриплощадочных водосточных сетей и очистных сооружений поверхностных сточных вод, обеспечивающих очистку до нормативных требований.

12. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

12.1. Совместно с Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г.Москве, Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г.Москвы осуществлять постоянный контроль за санитарным содержанием территорий, прилегающих к водным объектам и за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, санитарии и благоустройства города.

12.2. В целях повышения эффективности государственного экологического контроля и предотвращения дублирования функций, ежегодно в IV квартале составлять сводные планы контроля за состоянием и использованием водных объектов и водосборных территорий, уделяя особое внимание первоочередным объектам, подлежащим экологическому восстановлению и реабилитации.

Отчеты о выполнении плана экологического контроля ежеквартально представлять в Координационный совет.

12.3. Обеспечить в 2005-2010 годах финансирование мероприятий Программы в объемах, предусмотренных в п.4.6 раздела "Ресурсное обеспечение Программы" из средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда. Установить, что средства, поступающие в Целевой бюджетный территориальный экологический фонд от платы за пользование водными объектами, направляются на экологическую реабилитацию водоемов (прудов), не являющихся инженерными объектами городских специализированных организаций.

12.4. При участии Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г.Москве, Московско-Окского бассейнового водного управления, Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве, МГП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток" в I квартале 2005 года обеспечить создание в установленном порядке единого информационно-аналитического центра в городе Москве по всем водным объектам и водопользователям в структуре ГПУ "Мосэкомониторинг".

12.5. Совместно с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г.Москве, Московско-Окским бассейновым водным управлением и территориальными органами статистики и налоговой службы организовать ведение реестра природопользователей - плательщиков за пользование водными объектами и за негативное воздействие на водные объекты.

12.6. Обеспечить проведение в IV квартале 2004 года тематической выставки для ознакомления общественности с деятельностью органов исполнительной власти города Москвы по реализации Программы.

13. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить информирование населения о Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и мероприятиях по ее реализации.

14. Установить, что финансирование текущих работ по санитарной очистке малых рек, водоемов и благоустройству долин малых рек осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье расходов "Содержание объектов внешнего благоустройства", за счет средств Целевого бюджетного фонда развития территорий, а также за счет средств землепользователей и привлеченных средств инвесторов.

15. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

15.1. До 1 ноября 2004 года определить перечень тарифов на содержание и эксплуатацию водных объектов и прилегающих территорий, подлежащих корректировке.

15.2. До 30 марта 2005 года произвести корректировку вышеуказанных тарифов в соответствии с технологическими регламентами и представить их в установленном порядке на утверждение в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

16. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в рамках Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2005-2007 годы обеспечить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года, за счет и в пределах средств, планируемых в бюджете города Москвы по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" на соответствующий год.

17. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложениям государственных заказчиков-инвесторов предусматривать в инвестиционных программах города Москвы, начиная с 2005 года, лимит капитальных вложений на реализацию мероприятий Целевой долгосрочной программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года в пределах средств, выделяемых инвесторам на соответствующий период.

18. Установить, что показатели финансового обеспечения Программы уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год.

Исполнение Программы осуществляется в пределах доведенных получателям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификацией расходов. Работы, выполненные сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут быть оплачены за счет землепользователей и привлеченных средств инвесторов.

19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2005 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2004 года N 666-ПП


Проект

     
ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

     
О Целевой долгосрочной программе
по восстановлению малых рек и водоемов
города Москвы на период до 2010 года



Настоящий Закон определяет комплекс мероприятий, направленных на восстановление малых рек и водоемов города Москвы и благоустройство прибрежных территорий.

Статья 1. Об утверждении Целевой долгосрочной
 программы по восстановлению малых рек и водоемов
 города Москвы на период до 2010 года


Утвердить Целевую долгосрочную программу по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года (приложение).

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Приложение
к проекту закона города Москвы

     
ЦЕЛЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
по восстановлению малых рек и водоемов
города Москвы на период до 2010 года

     

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование программы

Целевая долгосрочная программа по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Москвы от 17.06.2003 N 450-ПП "О Концепции по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы и первоочередных мероприятиях по реализации Концепции на период 2003-2005 годов"

Государственный заказчик - координатор программы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Государственные заказчики - соисполнители программы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, Главное управление ГОЧС Москвы, Департамент образования города Москвы

Разработчики программы

ГУП "МосводоканалНИИпроект"

Соисполнители: ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "Мосводосток", ФГУП НИИ ВОДГЕО, ООО НИиПИ экологии города, АО "Прима", НПО "Акватория", ООО "Экотех-Москва", НКФ "Волга", МГСУ, МГУП, МАИ

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в 2005-2010 годах

1 этап - 2005-2007 годы

Совершенствование структуры управления использованием и охраной водных объектов на территории города Москвы. Разработка правовых и нормативно-методических документов, экономических и правовых механизмов реализации мероприятий Программы.

Диагностика состояния водных объектов по бассейновому принципу и разработка бассейновых схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек и прибрежных территорий. Ликвидация источников загрязнения на водосборных территориях. Обоснование комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Разработка проектно-сметной документации и проведение комплекса восстановительных работ по первоочередным водным объектам. Создание системы мониторинга и реализации первоочередных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

2 этап - 2008-2010 годы

Проведение строительно-монтажных работ по объектам строительства и реконструкции, ориентированных на поэтапное достижение рыбохозяйственных нормативов качества водных объектов с обеспечением нормативов культурно-бытового водопользования к 2010 году. Водоохранное благоустройство прибрежных территорий для восстановленных водных объектов. Формирование устойчивых водных экосистем, адаптированных к условиям города

Цель программы

Целями настоящей Программы являются:

- природоприближенное восстановление водных объектов;

- создание сбалансированных устойчивых экосистем, адаптированных к условиям города;

- улучшение качества воды в малых реках и водоемах г.Москвы, путем поэтапного достижения рыбохозяйственных нормативов и обеспечения к 2010 году нормативов культурно-бытового водопользования для восстановленных водных объектов;

- водоохранная и ландшафтная организация прилегающих территорий;

- обеспечение экологически комфортных условий жизни и отдыха москвичей;

- повышение экологической безопасности хозяйственной деятельности;

- обеспечение безопасности населения и защиты водных объектов от чрезвычайных ситуаций

Основные задачи программы

Задачами настоящей Программы являются:

- восстановление малых рек и водоемов города Москвы в результате реализации комплекса инженерных, инженерно-биологических, ландшафтно-градостроительных мероприятий;

- максимальное стимулирование естественных процессов самоочищения в водных объектах;

- охрана и восстановление прибрежных территорий и долин малых рек;

- исключение сброса неочищенных производственных и ливневых сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть;

- вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов;

- обоснование и реализация комплекса мероприятий по защите населения и водных объектов от чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование системы управления и нормативно-правового обеспечения охраны водных объектов в г.Москве;

- совершенствование экономических механизмов регулирования водопользования и обеспечения реализации Программы;

- разработка и реализация системы мониторинга малых рек и водоемов города Москвы в единой системе экологического мониторинга;

- экологическое просвещение и информирование населения о состоянии водных объектов г.Москвы и мероприятиях по их восстановлению и охране

Основные мероприятия программы

Основными мероприятиями Программы являются:

- разработка бассейновых схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек, водоемов и их прибрежных территорий;

- разработка проектов водоохранных зон малых рек с выносом их границ в натуру;

- реализация комплекса мероприятий по природоприближенному восстановлению водных объектов и стимулированию естественных процессов самоочищения (русловыправительные работы, биоплато, русловые пруды, аэрация, водоочищающая флора, биоресурсы и т.д.);

- строительство сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий, объектов хозяйственной деятельности и наиболее загрязненных городских территорий;

- водоохранное и экологическое благоустройство прибрежных территорий и долин малых рек и водоемов с учетом их градостроительного использования;

- благоустройство территорий промышленных и прочих хозяйственных объектов, влияющих на формирование качества поверхностных сточных вод;

- вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов;

- проектирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, разработка и ввод в эксплуатацию инженерных сооружений и технических средств мониторинга и проведения аварийно-спасательных работ, реализация организационных мер безопасности пользования водными объектами;

- разработка правовых и нормативно-методических документов для обеспечения охраны водных объектов в г.Москве и защиты их от чрезвычайных ситуаций;

- разработка экономических механизмов регулирования водопользования и обеспечения реализации Программы;

- организация системы мониторинга малых рек и водоемов города Москвы в единой системе экологического мониторинга;

- создание единого информационно-аналитического центра по всем водным объектам и водопользователям г.Москвы

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты выполнения мероприятий Программы к концу 2010 года:

- комплексное градостроительное использование водных объектов и прилегающих территорий в целях природоохраны и рекреации;

- улучшение качества воды в малых реках и водоемах г.Москвы и достижение нормативов культурно-бытового водопользования для восстановленных водных объектов в черте города;

- разработка и вынос в натуру границ водоохранных зон малых рек и водоемов;

- полное природоприближенное восстановление открытых русел малых рек, обеспечивающих устойчивость функционирования экосистем - 122,7 км;

- частичное восстановление открытых русел малых рек - 94,3 км;

- экологическое благоустройство рек - 34,2 км;

- восстановление открытого русла отдельных участков малых рек, заключенных в коллектора - 24,0 км;

- реконструкция 168 прудов и строительство 14 новых водоемов;

- водоохранная и ландшафтная организация и благоустройство территорий долин малых рек;

- повышение роли акваторий в планировочной структуре города, увеличение рекреационного потенциала и улучшение экологического состояния города;

- создание для населения условий безопасного пользования водными объектами

Городские инвесторы по капитальным вложениям

Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией сроков и целей программных мероприятий осуществляет Координационный совет. Мониторинг реализации мероприятий и корректировку Программы осуществляет головной разработчик Программы - ГУП "МосводоканалНИИпроект"

Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования 16279,5 млн.руб.,
в том числе по годам реализации:

Этапы работ

I этап 2005-2007 годы

II этап 2008-2010 годы

Всего по Программе

По источникам финансирования:

2005

2006

2007

Итого по I этапу

2008

2009

2010

Итого по II этапу

1. Городской бюджет, всего,
в том числе:

140,6

260,8

2204,5

2605,9

3056,6

2408,2

2278

7742,8

10348,7

НИОКР

105,5

69,9

46,3

221,7

21,7

5,9

11,0

38,6

260,3

Проектные работы

28,6

70,6

587,4

686,6

251,8

256,6

9,0

517,4

1204,0

Капитальные вложения

4,0

117,8

1568,3

1690,1

2780,6

2143,2

2255,5

7179,3

8869,4

Текущие расходы

2,5

2,5

2,5

7,5

2,5

2,5

2,5

7,5

15,0  

2. Внебюджетные источники

214,5

501,6

1144,2

1860,3

1461,8

1396,4

1212,3

4070,5

5930,8  

Всего по Программе

355,1

762,4

3348,7

4466,2

4518,4

3804,6

3490,3

11813,3

16279,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»