Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2002 года  N 955-ПП


О среднесрочной городской целевой программе
"Москва на пути к культуре мира: формирование
установок толерантного сознания, профилактика
экстремизма, воспитание культуры мира
(2002-2004 годы)"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 февраля 2017 года N 34-ПП
____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)" и распоряжения Правительства Москвы от 12 марта 2002 года N 329-РП "О мерах по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", а также в целях обеспечения решения приоритетных задач в области социально-культурного развития столичного сообщества Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить среднесрочную городскую целевую программу "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)" (далее - Программа), согласно приложению.          

2. Учитывая многоотраслевой характер Программы, головным государственным заказчиком-координатором Программы определить Департамент общественных и межрегиональных связей города Москвы. Государственными заказчиками разделов Программы утвердить Департамент образования города Москвы, Комитет по культуре, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Комитет по связям с религиозными организациями Правительства Москвы, Комитет по делам миграции Правительства Москвы, Комитет физической культуры и спорта Правительства Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы , Комитет здравоохранения Москвы, Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы.

3. Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, осуществлять за счет и в пределах ассигнований, предусматриваемых в бюджете города Москвы на программную деятельность соответствующих структур Правительства Москвы, путем привлечения средств из внебюджетных источников, а также путем формирования бюджетной заявки в соответствии с возможностями федерального бюджета.

4. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям Музыкантскому А.И. совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы в месячный срок подготовить и внести предложения с проектом записки в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по изменению характера предоставляемой обществу информации с учетом соблюдения принципов формирования установок толерантного сознания, профилактики экстремизма и воспитания культуры мира у населения, особенно молодежи.

Разработать с привлечением широкой общественности концепцию телевизионного канала ТВЦ, которая бы отвечала требованиям среднесрочной городской целевой программы в области воспитания культуры мира и представить ее на утверждение Правительства Москвы во II квартале 2003 года.

5. Департаменту образования города Москвы с участием Совета ректоров ВУЗов Москвы и Московской области осуществить мероприятия по совершенствованию научно-методической базы для внедрения в различные ступени и формы образования идей культуры мира, формирования устойчивого мировоззрения и толерантного сознания у подрастающего поколения.

6. Департаменту общественных и межрегиональных связей города Москвы - головному государственному заказчику-координатору Программы совместно с государственными заказчиками разделов ежегодно, начиная с 2003 года представлять в Правительство Москвы отчет об итогах выполнения Программы за прошедший финансовый год.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 ноября 2002 года N 955-ПП

     

Среднесрочная городская целевая программа
"Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания,
профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)"

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

Среднесрочная городская целевая программа "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)".

Основание для разработки Программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 N 629 "О Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

3. Распоряжение Правительства Москвы от 12.03.2002 N 329-РП "О мерах по реализации Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

4. Комплексная городская программа "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" (утверждена постановлением Правительства Москвы от 30.11.99 N 1100).

5. Соглашение между Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством Москвы о сотрудничестве в реализации Проекта "Культура мира в России - год 2000" от 11.12.98.

6. Резолюция Собрания актива Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы от 13.03.2002.

Головной государственный заказчик - координатор Программы

Департамент общественных и межрегиональных связей города Москвы.

Государственные заказчики - разработчики Программы

Департамент общественных и межрегиональных связей города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Комитет по культуре, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Комитет по связям с религиозными организациями Правительства Москвы, Комитет по делам миграции Правительства Москвы, Комитет физической культуры и спорта Правительства Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитет здравоохранения Москвы, Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы, Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, соответствующие городские организации.

Разработчики Программы

Межведомственная рабочая группа, созданная в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 12.03.2002 N 329-РП, Государственное учреждение "Московский дом национальностей", Московский межнациональный консультативный совет при Правительстве Москвы, неправительственная организация "Московский центр глобальных мирокультурных стратегий".

Исполнители основных мероприятий Программы

1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы.

2. Префектуры административных округов.

3. Органы местного самоуправления.

4. Неправительственные структуры.

Цели Программы

Формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Задачи Программы

Внедрение программных мероприятий и реализация эффективных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, воспитания культуры мира, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности, разработка и внедрение методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в столице, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в городском сообществе, в том числе:

- внедрение программных мероприятий в учебные программы для всех ступеней и форм образования;

- реализация эффективных социокультурных и коммуникационно-мировоззренческих технологий распространения норм толерантного поведения и культуры мира, противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии, прежде всего с привлечением средств массовой информации;

-

- внедрение методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм культуры мира, толерантного сознания и поведения;

- реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалогов.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на 2002-2004 годы:

- I этап (2002 год) - разработка нормативных документов и конкретизация научно-методических основ формирования толерантного сознания, профилактики экстремизма, воспитания культуры мира, внедрения в массовое сознание позитивных установок по отношению к толерантности, обобщение и реализация имеющегося в Москве мирокультурного опыта;

- II этап (2003 год) - выборочное и экспериментальное внедрение механизмов формирования толерантного сознания и поведения, профилактики экстремизма, воспитания культуры мира, реализация и совершенствование накопленного Москвой мирокультурного опыта;

- III этап (2004 год) - полномасштабное внедрение механизмов формирования толерантного сознания и поведения, профилактики экстремизма, воспитания культуры мира, технологизация мирокультурного потенциала московского мегаполиса.

Перечень основных мероприятий

Внедрение в систему образования всех ступеней программ учебных материалов и технологий, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, культуры мира, веротерпимости и толерантности, а также формирующих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества.

Разработка и реализация комплекса мероприятий и технологий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения норм толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе.

Реализация комплекса мероприятий и технологий по пропаганде миролюбия и культуры мира, повышению толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям, по противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации, повышению действенности межэтнического и межконфессионального диалога.

Повышение эффективности реализации государственной национальной политики, направленной на снижение социально-психологической напряженности в обществе, обеспечение межнационального мира и согласия, внедрение в социальную практику норм толерантного поведения.

Разработка комплекса мероприятий по технологическому, организационному и информационному обеспечению Программы.

Объемы и источники финансирования реализации Программы

Финансирование осуществляется: в пределах средств, предусматриваемых в бюджете г.Москвы на программную деятельность соответствующих структур Правительства Москвы; путем привлечения средств из внебюджетных источников; через формирование бюджетной заявки в соответствии с возможностями федерального бюджета, а также посредством создания соответствующих финансовых и производственных структур.

Ожидаемые конечные результаты

Создание научно-методической, коммуникационно-технологической и организационной базы с целью внедрения норм толерантного поведения и культуры мира в социальную практику противодействия экстремизму и снижения социальной напряженности, в том числе:

- создание эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму, привлечение средств массовой информации, проведение общественно-гражданских акций;

- внедрение в систему образования всех уровней учебных программ и технологий по формированию установок толерантного сознания и поведения;

- создание условий для утверждения принципов толерантности и культуры мира в обществе;

- формирование организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в семье, социальных группах;

- создание инновационной отрасли городской экономики - производственного комплекса по выпуску социально-коммуникационной продукции массового спроса, нацеленной на формирование толерантности через удовлетворение возрастающей потребности в мировоззренческой устойчивости, внутренней стабильности, уверенности в своих силах.

Система организации контроля над ходом исполнения Программы

Организация работы по выполнению Программы и контроль за ее реализацией осуществляется в установленном порядке: Государственными заказчиками и Координатором Программы, Управлением координации исполнения социальной политики и Управлением бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы. Головной государственный заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками разделов Программы представляет отчет об итогах выполнения Программы за прошедший финансовый год в Правительство Москвы.

     

     

Содержание Программы

     

I. Общие положения


Среднесрочная городская целевая программа "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)" сформирована в развитие и на базе Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)", ставшей важным фактором в жизни столичного мегаполиса.

На рубеже XX и XXI веков исполнилось 10 лет становлению современной идеи культуры мира, воплотившей чаяния лучших представителей человеческого рода.

Москва в числе первых откликнулась на инициативу, проявленную международным сообществом в деле выработки наиболее эффективной стратегии перехода в новое тысячелетие.

Итоги реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" свидетельствуют, что идеалы культуры мира и ненасилия стали неотъемлемой частью ее жизни, а идеи культуры мира - важным средством преодоления кризиса, постигшего российское общество в последнее десятилетие XX века, выхода на устойчивое и безопасное развитие, воспитания жителей столицы в духе мира, прав человека, демократии, в интересах достижения согласия и взаимопонимания.

Практическая значимость Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" - в интеграции других программ, что помогает управленческим и общественным структурам осознавать масштабы и эффективность предпринимаемых усилий, оценивать результаты своей деятельности по более высоким критериям.

Участие в реализации Федеральной программы толерантности - качественная ступень развития мирокультурного потенциала московского мегаполиса, заложенного Комплексной городской программой.

1.1. Социальные, нравственные и мировоззренческие основы Программы


Программа базируется на сложившихся в столице основах мирокультурного строительства.

В этой связи важно отметить, что идеи культуры мира пришли в Россию, Москву в трудное время, когда российское общество, утратив прежние социальные завоевания, духовно-нравственные принципы и мировоззренческие ориентиры, не обрело новых. Точнее, эти идеи вернулись в Россию, так как формирование нравственных принципов ненасилия и мира, стремление к мироустройству на этих принципах - традиция российского общества. Речь идет об исконных отечественных ценностях, освобожденных от идеологического диктата и политической целесообразности.

Сегодня нужна философия культуры мира, как основа мирокультурного мировоззренческого потенциала, способного активно воздействовать на сознание граждан. Принятая ООН Декларация о культуре мира нацеливает на преобразование ценностных установок, мировоззренческих взглядов и различных типов поведения. Потому необходима система мирокультурных знаний, способных успешно решать эти сложные и важные задачи человеческого бытия. Речь идет о знаниях, накопленных мировым человеческим опытом, что особенно важно в условиях глобализации.

Мирокультурные социальные, нравственные и мировоззренческие основы - надежная предпосылка эффективности программы достижения толерантности.

1.2. Содержание проблемы


В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной и поликонфессиональной России и ее столицы особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно это проявилось на Северном Кавказе, в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Москва также не избежала этих проявлений.

Проявления экстремизма в своих крайних формах находят выражение в терроризме, который усиливает деструктивные процессы в обществе, сеет насилие. Глобальный характер проблема толерантности приобрела в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 года в США, 23 октября 2002 года в Москве. За свои 855 лет Москва многократно сталкивалась с насилием, в том числе на рубеже XX и XXI веков с его террористическим обличием. Взрывы жилых домов в столице активизировали потребность в толерантности как противоядии от экстремизма и терроризма.

Координацию выполнения мероприятий антиэкстремистской направленности осуществляет Межведомственная антитеррористическая комиссия города Москвы.

Толерантность - центральное понятие всей проблематики культуры мира и проводимых в ее рамках международных и национальных акций, осуществляемых технологий. Толерантность выступает здесь как обобщенный показатель эффективности мирокультурного строительства.

Для устойчивого развития необходимо формировать устойчивое общественное поведение граждан, которое во многом зависит от уровня их толерантности. Структура данного понятия может включать толерантность индивида, коллективную толерантность на производстве и в коммерции, семейную толерантность, групповую толерантность в спорте. Она может носить "отраслевой" характер (толерантность как антидедовщина в армии, толерантность в правоохранительных органах), возрастные параметры (толерантность среди детей, подростков, молодежи, пожилых людей).

1.3. Обоснование решения проблемы программными методами


Вступление человечества в XXI век ознаменовалось ростом насилия в различных регионах планеты, распространением международного терроризма. Налицо разрыв между идеями, идеалами и принципами, провозглашенными в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о культуре мира, и реальными процессами, иллюстрирующими живучесть насилия как средства достижения политических, национальных, экономических и иных целей. Среди новых опасных угроз миру - распространение экстремизма, угрожающего устойчивому и безопасному человеческому развитию. Главное препятствие на пути культуры мира и ненасилия - мировоззренческий экстремизм в различных своих формах. Без его устранения идеалы культуры мира недостижимы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»