Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2002 года N 170-ПП


О Городской целевой программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 марта 2015 года N 90-ПП
____________________________________________________________________

Автомобильный парк города насчитывает более 2,3 млн. автомобилей, потребляющих в год 4 млн.тонн бензина и дизельного топлива.

Стремительный рост автомобильного транспорта в Москве привел к значительному увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду города. В виде отработавших газов, продуктов испарения бензина и других вредных примесей в атмосферу ежегодно выбрасывается более 1 млн. тонн загрязняющих веществ.

Наряду с Программой оснащения муниципального автотранспорта каталитическими нейтрализаторами, в ходе выполнения которой на автобусы и грузовые автомобили установлено более 23 тысяч нейтрализаторов, использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива является одним из основных путей снижения негативного влияния автомобиля на экологию города.

Интенсивные работы в этом направлении ведутся во всех развитых странах мира. Ведущие мировые автомобильные концерны инвестируют миллиарды долларов в развитие транспорта и технологий альтернативных видов моторного топлива и источников энергии.

В России наиболее предпочтительным представляется частичное замещение традиционных видов моторного топлива на синтетические жидкие углеводороды, получаемые из природного газа, в силу низкой себестоимости и практической неограниченности этого ресурса в стране.

Использование в качестве моторного топлива диметилового эфира, пропан-бутана, метана позволяет уменьшить выбросы в атмосферу окиси углерода, углеводородов и окиси азота на 30-70% по сравнению с обычными жидкими моторными топливами.

Достижения Московских нефтехимических научно-исследовательских институтов и предприятий позволяют впервые в стране приступить к целенаправленным работам по практическому внедрению диметилового эфира в качестве альтернативы дизельному топливу и начиная с 2005 года начать эксплуатацию дизельного автотранспорта на этом экологически чистом виде моторного топлива с использованием для их заправки пропан-бутановых заправочных комплексов.

В перспективе ставится задача создания экологически безопасного для окружающей среды транспортного средства, автомобиля с "нулевым выбросом", энергетической установкой которого является топливный элемент на водородном топливе.

Общегородские экологические программы, выполненные в Москве в 1994-2000 годах, в том числе и по экологии транспорта, позволили решить ряд научно-технических проблем, осуществить практические меры по использованию природного газа метана и сжиженного газа пропан-бутана в качестве моторного топлива, создать условия для привлечения внебюджетных инвестиций. В ближайшие три года перевод автотранспорта города на эти виды газового топлива будет основным фактором, способствующим сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу города.

Для разработки и введения в действие правовых, административных и экономических мер, направленных на снижение уровня вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечения устойчивого процесса замещения традиционных моторных топлив альтернативными экологически более чистыми видами моторного топлива и источниками энергии Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Городскую целевую программу использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы (далее - Программа), согласно приложению.     

2. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы по заявке Управления транспорта и связи Правительства Москвы включать в ежегодные планы НИОКР работы, предусмотренные Программой (п.1). Обеспечить в 2002 году финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных в разделе "Программные мероприятия городской целевой программы", в пределах выделенных на 2002 год средств по разделу "Транспорт" Программы развития науки и технологий города Москвы и на реализацию Комплексной программы промышленной деятельности в г.Москве на 2001-2003 годы.

3. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы:

3.1. Выступить координатором выполнения Программы и заказчиком работ по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры для обеспечения городского транспорта альтернативными видами моторного топлива.

3.2. Организовать работу по привлечению средств инвесторов и выполнению мероприятий Программы.

3.3. До 1 июля 2002 года разработать и утвердить в установленном порядке форму инвестиционных контрактов, предусматривающих участие Правительства Москвы.

3.4. Организовывать проведение конкурсов на строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры по обеспечению городского транспорта альтернативными видами моторного топлива.

3.5. При оформлении имущественных отношений с инвесторами - победителями конкурса предусмотреть заключение в установленном порядке инвестиционных контрактов с участием Правительства Москвы.

3.6. До 1 июля 2002 года заказать Москомархитектуре разработку схемы размещения объектов дорожно-транспортной инфраструктуры по обеспечению городского транспорта альтернативными видами моторного топлива с указанием конкретных автотранспортных предприятий, АЗС, предприятий технического обслуживания и других предприятий, на территориях которых целесообразно размещение данных объектов.

4. Москомархитектуре:

4.1. По заказу Управления транспорта и связи Правительства Москвы до 1 января 2003 года разработать схему размещения объектов (п.3.6) с подбором земельных участков под отдельно стоящие объекты на городской территории и на территориях конкретных автотранспортных предприятий, АЗС, предприятий технического обслуживания и других предприятий.

4.2. По итогам проводимых Управлением транспорта и связи Правительства Москвы конкурсов (п.3.4) и по представлению комиссий по земельным отношениям префектур административных округов оформлять заказчикам-инвесторам исходно-разрешительную документацию на объекты дорожно-транспортной инфраструктуры по обеспечению городского транспорта альтернативными видами моторного топлива.

5. Учитывая повышенную значимость для города в обеспечении муниципального и частного транспорта экологически чистыми видами моторного топлива, необходимость привлечения на экологические проекты внебюджетных сторонних инвестиций, освободить инвесторов - победителей конкурса от оплаты за право заключения договора аренды земельных участков, предназначенных под строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры по обеспечению городского транспорта альтернативными видами моторного топлива, без учета дополнительных площадей для размещения сопутствующих услуг (мойка, технический пост, кафе и др.).

6. Инвесторам - победителям конкурса оформить в Москомземе:

- на основании разработанной исходно-разрешительной документации и инвестиционного контракта договоры краткосрочной аренды земельных участков на период проектирования и строительства объектов;

- после завершения строительства и оформления имущественных прав договоры долгосрочной аренды земельных участков для дальнейшей эксплуатации построенных объектов.

7. Москомзему при подведении итогов финансовой программы учитывать потери бюджета от предоставления льгот в поступлении средств за выкуп права аренды земельных участков как инвестиции города (п.5).

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно до 1 марта, начиная с 2003 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 марта 2002 года N 170-ПП

     

Городская целевая программа
использования альтернативных видов моторного
топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы

Паспорт Московской городской целевой программы

Наименование программы

"Использование альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы"

Основание для разработки

Распоряжение Мэра Москвы от 13 сентября 2000 года N 975-РМ "О мерах по расширению использования сжиженного газа пропан-бутана в качестве моторного топлива", постановление Правительства Москвы от 5 июня 2001 года N 510-ПП "О дополнительных мерах по расширению использования природного газа метана в качестве моторного топлива"

Государственный заказчик Программы

Управление транспорта и связи Правительства Москвы, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы

Разработчики программы

Управление транспорта и связи Правительства Москвы, ОАО "Московская инвестиционная газомоторная компания", ОАО "Газпром", ОАО "МНК"

Цели программы

Целью настоящей программы является создание и введение в действие правовых, административных и экономических мер, направленных на снижение уровня вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение устойчивого роста замещения традиционных моторных топлив альтернативными, создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций

Основные задачи

К основным задачам, реализуемым в рамках Программы, относятся:

- проведение государственной политики в области повышения экологической безопасности автомобильного транспорта;

- осуществление первоочередных мер, направленных на повышение экологической безопасности автотранспортных средств;

- расширение применения альтернативных моторных топлив и источников энергии;

- сокращение потребления традиционных жидких видов моторных топлив;

- научно-техническое обеспечение решения проблем в области повышения экологической безопасности автомобильного транспорта

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в один этап: 2002-2004 годы

Участники и Исполнители Программы

Управление транспорта и связи Правительства Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы

Отечественные и иностранные инвесторы

Научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения, предприятия и организация различных форм собственности, привлекаемые на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования

Объем инвестиций на реализацию мероприятий Программы составляет 1752,4 млн. руб.,

в т.ч. по источникам финансирования:

- средства инвесторов - 1659,8 млн.руб.;

- бюджет города (средства бюджета на НИОКР) - 62,6 млн. руб.;

- средства Минатома РФ - 30,0 млн.руб.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения мероприятий Программы к концу 2004 года будут созданы основы для реализации экологически ориентированной транспортной политики, экономические и административные механизмы, направленные на стимулирование производства и использования автотранспортных средств и альтернативных топлив с улучшенными экологическими характеристиками

Главными итогами реализации Программы станет улучшение состояния окружающей среды за счет снижения суммарных выбросов в атмосферу от автотранспорта к концу 2004 года на 61 тыс.тонн.

Ежегодный предотвращенный экологический ущерб от снижения суммарных выбросов в атмосферу достигнет на конец 2004 года 318 млн. 384 тыс.руб.

Техническими итогами реализации Программы станут:

- улучшение экологических характеристик ряда автотранспортных средств, переводимых на альтернативные топлива и источники энергии;

- увеличение парка автотранспортных средств, работающих:

на сжиженном нефтяном газе - до 300000 единиц;

на компримированном природном газе - до 3000 единиц;

- создание опытных образцов автотранспортных средств:

работающих на диметиловом эфире (вместо дизельного топлива);

с высокоэкономичными гибридными силовыми установками;

с энергетическими установками на основе электрохимических генераторов с "нулевым" выбросом, использующих в качестве топлива водород

Система организации контроля за исполнением Программы

Государственный заказчик городской целевой программы:

- осуществляет совместные программные мероприятия по привлечению инвестиций;

- определяет приоритеты, первоочередные мероприятия, на которые следует направлять средства;

- организует конкурсы на реализацию мероприятий Программы и заключение договоров со всеми исполнителями программных мероприятий;

- ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизма реализации Программы, состава исполнителей;

- осуществляет сбор статистической информации о ходе реализации Программы и об использовании средств на ее выполнение;

- осуществляет проверку хода реализации Программы

На Государственного заказчика возлагается:

- подготовка проекта плана реализации Программы на очередной финансовый год с оценкой соответствующих финансовых потребностей;

- организация подготовки и управление реализацией мероприятий по исполнению Программы, оценка затрат и эффективности мероприятий;

- разработка и реализация мер по привлечению финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов, направленных на осуществление мероприятий и проектов, предусмотренных Программой, эффективное распоряжение выделенными для этого финансовыми средствами;

- обеспечение научного и информационного обслуживания Программы, проведение технико-экономических и экспертных исследований в рамках реализации мероприятий Программы, организация проведения конкурсов на размещение заказов;

- мониторинг реализации Программы, подготовка отчетов о ходе реализации Программы и представление их органам государственного управления и органу, контролирующему ход реализации Программы

     

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. В масштабах Российской Федерации доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает в среднем 43%, в выбросах "климатических" газов - порядка 10%, в массе промышленных отходов - 2%, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3%, в потреблении озоноразрушающих веществ - не более 5%. Доля автотранспорта Москвы в загрязнении атмосферного воздуха достигает 85-90%.

Наибольшая доля этого ущерба (до 60%) связана с перевозкой пассажиров легковыми автомобилями. На перевозки грузов автотранспортом приходится 26,5% экологического ущерба, а на автобусные перевозки - 13,5%.

Основную массу выбросов вредных веществ от автотранспорта составляют: оксид углерода, углеводороды и оксиды азота. Однако, для здоровья населения наибольшую опасность представляют выбросы автотранспортом канцерогенных веществ (сажа, бензол, свинец, 1,3-бутадиен) и опасных органических веществ (формальдегид, акролеин, толуол, ксилолы).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»