Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2001 года N 756-ПП


О Концепции вовлечения в хозяйственный оборот
объектов интеллектуальной собственности
и мерах по ее реализации

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 12 июля 2016 года N 414-ПП
____________________________________________________________________

Эффективное и целенаправленное использование научно-технического потенциала города является одним из важнейших направлений экономического развития Москвы. Создание и обеспечение функционирования механизма коммерциализации результатов научно-технической деятельности и вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот может дать существенный рост поступлений дополнительных финансовых средств в городской бюджет и способствовать расширению инновационных процессов в городе.

В целях обеспечения эффективного использования и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить представленную Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы и Управлением Мэра Москвы:

1.1. Концепцию вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (приложение 1).

1.2. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (приложение 2).

2. Возложить на Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы функции уполномоченного органа Правительства Москвы по распоряжению объектами интеллектуальной собственности, созданной полностью или на долевой основе за счет бюджета города, обеспечению ее использования и вовлечения в хозяйственный оборот.

Поручить Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы осуществлять от имени Правительства Москвы организацию работ по вопросам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

3. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы на базе Московской академии государственного и муниципального управления организовать обучение специалистов по управлению и вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности из числа служащих Правительства Москвы и сотрудников подведомственных и заинтересованных организаций.

Предусмотреть организацию выставок, конференций, семинаров, круглых столов и других выставочных мероприятий по вопросам использования и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

4. Признать целесообразным изменение функций Межведомственного координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам использования интеллектуальной собственности, созданного постановлением Правительства Москвы от 18 июля 2000 года N 548 "О создании Межведомственного координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам использования интеллектуальной собственности", в соответствии с Концепцией вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и мероприятиями по ее реализации.

4.1. Утвердить:

4.1.1. Состав Межведомственного координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам использования объектов интеллектуальной собственности (приложение 3).

4.1.2. Состав Консультативной группы при Межведомственном координационном совете при Правительстве Москвы по вопросам использования интеллектуальной собственности (приложение 4).

4.2. Председателю Межведомственного координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам использования объектов интеллектуальной собственности в двухмесячный срок представить на утверждение Правительства Москвы Положение о Межведомственном координационном совете при Правительстве Москвы по вопросам использования объектов интеллектуальной собственности.

5. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, совместно с Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской федерации разработать мероприятия по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности специального и двойного назначения в интересах города и в срок до 1 ноября 2001 года представить их для утверждения в Правительство Москвы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления во II квартале 2002 года.

И.о.Премьера Правительства Москвы
В.П.Шанцев

     

     

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 14 августа 2001 года N 756-ПП

Концепция
вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности

Концепция городской политики в области интеллектуальной собственности - система взглядов на обеспечение городского управления объектами интеллектуальной собственности, в первую очередь созданными с привлечением средств городского бюджета для их вовлечения в хозяйственный оборот города и контроля эффективности их использования. Интеллектуальная собственность и иные приравненные к ней объекты понимаются в значении, указанном в ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС, созданные с привлечением средств городского бюджета.

Эффективное использование объектов интеллектуальной собственности и научно-технического потенциала города в целом можно рассматривать как одно из главных направлений развития экономического и социального благосостояния города. Использование этого потенциала возможно только на основе единой согласованной политики во всех сферах деятельности города.

Городская политика по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности призвана укреплять и расширять коммерческое, производственное и научно-техническое сотрудничество между учеными и предпринимателями, научными и промышленными организациями независимо от форм собственности и обеспечивать защиту как их интересов, так и интересов города.

Признание объектов интеллектуальной собственности объектами коммерческой реализации обусловливает новую функцию научно-исследовательской и изобретательской деятельности, что кардинально изменяет роль и механизм городской политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, ориентируя ее на достижение конечных коммерческих результатов.

Результаты научно-исследовательской и изобретательской деятельности сами по себе не являются объектами интеллектуальной собственности. Процесс формирования объектов интеллектуальной собственности из результатов научно-исследовательской и изобретательской деятельности требует определенных затрат времени и средств (в ряде случаев сравнимых или превосходящих затраты на научные исследования и изобретательство) и может осуществляться различными субъектами - как авторами научных результатов и изобретений, так и специализирующимися на этом роде деятельности организациями, в том числе и специально созданным органом исполнительной власти города.

После того как объект интеллектуальной собственности сформирован как городской возникает специальная профессиональная задача коммерческого использования этого объекта собственности в интересах города.

Концепция вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы городской политики в сфере управления интеллектуальной собственностью, под которыми понимается совокупность отношений, связанных с коммерциализацией, охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных за счет бюджетных средств или привлеченных в интересах города с учетом международного законодательства и законодательства Российской Федерации.

1.  Общие положения

Настоящая Концепция разработана с учетом международного законодательства, в соответствии с Конституцией РФ и комплекса принятых федеральных законов в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, ориентированных на условия рыночной экономики.

1.1. Основные  цели

Основными целями городской политики по вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, являются:

- ориентация научных разработок, опытно-конструкторских работ и промышленности на создание коммерчески выгодной для экономики и жизнедеятельности города высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;

- распространение рыночных отношений в сфере использования интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности в целом;

- определение основ упорядочения отношений в сфере создания и использования интеллектуальной собственности;

- формирование условий для создания городской системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных средств, в интересах экономического и социального развития города;

- выявление и закрепление за городом прав на результаты научно-технической деятельности, осуществляемой преимущественно за счет городского бюджета или при долевом участии города;

- создание условий сбалансированного учета интересов города и разработчиков объектов интеллектуальной собственности;

- стимулирование привлечения инвестиций в создание объектов интеллектуальной собственности;

- создание условий для реализации потенциала г.Москвы как крупнейшего научно-технического центра России.

1.2. Основные приоритеты

Концепция, учитывая государственную политику управления в области интеллектуальной собственности, в качестве приоритетных выделяет следующие направления:

- стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

- обеспечение сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений в области интеллектуальной собственности, создающее условия заинтересованности этих субъектов при создании и использовании интеллектуальной собственности, их юридическое сопровождение;

- вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных преимущественно с привлечением средств городского бюджета;

- обеспечение городского протекционизма при продвижении на рынок интеллектуальной собственности конкурентоспособной продукции с учетом требований рынка и финансовых возможностей города, в первую очередь, городских и отечественных авторов.

Городская политика в области интеллектуальной собственности основывается на принципах поддержки наиболее важных, приоритетных технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности городской экономики. В условиях ограниченного бюджетного финансирования необходима ориентация на реализацию тех результатов интеллектуальной деятельности, вовлечение которых в хозяйственный оборот дает наиболее выгодный экономический и социальный результат.

Основным требованием, предъявляемым к приоритетным результатам интеллектуальной деятельности, является: наличие в них способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и иных, приравненных к ним объектов, являющихся наиболее прогрессивными среди всех известных аналогичных технических решений и имеющих высокий коммерческий потенциал.

1.3. Основные задачи

Для реализации указанных целей необходимо решение следующих задач, в первую очередь в отношении объектов интеллектуальной собственности, созданных с привлечением средств городского бюджета:

1.3.1. Создание системы урегулирования отношений собственности между участниками процесса создания, коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности с учетом разделения их на федеральные, городские, юридические лица, физические лица и возможности формирования совместного владения правами.

1.3.2. Создание системы учета и инвентаризации объектов интеллектуальной собственности, полученных в результате НИОКР.

1.3.3. Формирование механизма коммерциализации результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности.

1.3.4. Создание механизма городского протекционизма и поддержки при продвижении на рынок, с учетом его требований, объектов интеллектуальной собственности и результатов городской научно-технической деятельности в целом, и в первую очередь, принадлежащих городу.

1.3.5. Создание инфраструктуры экономически эффективного внедрения объектов интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности в целом.

1.3.6. Создание специального подразделения основными задачами которого являются от имени города:

- осуществление формирования и управления объектами интеллектуальной собственности;

- финансирование в предусмотренных объемах работ по формированию объектов интеллектуальной собственности;

- организация ведения учета и оценки объектов интеллектуальной собственности, созданных преимущественно за счет средств городского бюджета;

- осуществление маркетинговых исследований на рынке объектов интеллектуальной собственности;

- обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств городского бюджета.

При создании этого органа должны быть сформулированы объективные количественные отчетные показатели его работы.

Основой реализации поставленных задач являются следующие принципы:

- единая согласованная политика в научной, научно-технической, промышленной, хозяйственной, экономической и социальной сферах деятельности города;

- комплексное сочетание городом политических, административных, правовых и коммерческих методов управления в области интеллектуальной собственности с ориентацией на достижение коммерческих результатов;

- патентно-лицензионное и правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

2. Основы формирования системы по реализации концепции

                      

2.1. Порядок реализации:

Для достижения целей управления объектами интеллектуальной собственности в рамках действующего законодательства необходимо:

2.1.1. Сосредоточить функции координации работы с объектами интеллектуальной собственности в одном ведомстве, сформировав в его составе соответствующее структурное подразделение.

2.1.2. Сформировать полный городской реестр результатов интеллектуальной деятельности, на основании итогов проведенной инвентаризации, содержащий их количественные, стоимостные, правовые характеристики.

2.1.3. Скоординировать интересы и полномочия городских организаций, авторов, субъектов Федерации и Федеративных органов, участвующих в процессе создания, управления и контроля в области интеллектуальной собственности.

2.1.4. Сгруппировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой, в случаях, когда они составляют единое целое.

2.1.5. Установить в каких случаях, на каких основаниях и в каком виде может передаваться право распоряжения результатами интеллектуальной деятельности.

2.1.6. Обеспечить применение механизма оценки интеллектуальной собственности.

2.1.7. Способствовать созданию условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в гражданский оборот, в том числе путем предоставления городских льгот.

2.1.8. Определить цели, для которых город приобретает результаты интеллектуальной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»