Правительство Москвы
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПРИКАЗ

от 1 марта 2000 года N 79


О совершенствовании и дальнейшем развитии службы экстренной медицинской
помощи Комитета здравоохранения г.Москвы (территориальной службы медицины катастроф)



Организованная в 1991 году служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) является одной из приоритетных подсистем Московской городской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. За истекший период создана в целом эффективно действующая организационно-функциональная модель территориальной "медицины катастроф", безотказно обеспечивающая своевременное оказание медико-санитарной помощи при всех видах нештатных ситуаций и реализацию плановых комплексных мер по повышению готовности городского здравоохранения к адекватному реагированию на происшествия с угрозой жизни и здоровью людей.

С учетом накопленного опыта, особенностей сложившейся структуры учреждений здравоохранения и в соответствии с законодательными, нормативно-правовыми и рекомендательными документами Правительств Российской Федерации и Москвы, Министерства здравоохранения РФ и МЧС России переработаны и откорректированы распорядительные документы Комитета здравоохранения, регламентирующие деятельность городской службы экстренной медицинской помощи.

В целях дальнейшего совершенствования и развития службы экстренной медицинской помощи Комитета здравоохранения

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о службе экстренной медицинской помощи Комитета здравоохранения г.Москвы (приложение 1).

1.2. Перечень учреждений, включенных в структуру службы экстренной медицинской помощи (приложение 2).

1.3. Состав территориальной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф (приложение 3).

1.4. Инструкцию по действиям подразделений СЭМП в различных режимах функционирования (приложение 4).

1.5. Инструкцию об организации работы врачебно-сестринских бригад, формируемых амбулаторно-поликлиническими учреждениями; табель оснащения врачебно-сестринских бригад (приложение 5).

1.6. Инструкцию о порядке информационного взаимодействия между учреждениями СЭМП г.Москвы (приложение 6).

1.7. Планы-задания на экстренное развертывание коек для массового приема пострадавших в ЧС (приложение 7).

1.8. Временные нормы неснижаемого запаса (резерва) медикаментов, перевязочного материала, оборудования и медико-санитарного имущества для базовых и резервных больниц СЭМП, имеющих планы-задания на экстренное развертывание профильных коек (приложение 8).

1.9. Временные нормы неснижаемого запаса (резерва) медикаментов, перевязочного материала и другого медико-санитарного имущества для вспомогательных больниц СЭМП, ведущих массовый прием легко пострадавших и переводных больных (приложение 9).

1.10. Временные нормы неснижаемого запаса (резерва) кровезаменителей и одноразовых систем для трансфузий городской станции переливания крови (приложение 10).

1.11. Инструкцию по проведению экстренной эвакуации больных и персонала стационара при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в ЛПУ (приложение 11).

1.12. Планы-задания средним учебным медицинским заведениям Комитета здравоохранения на выделение учащихся старших курсов для участия в работе СЭМП Комитета здравоохранения в ЧС (приложение 12).

1.13. Планы-задания предприятиям Комитета здравоохранения на период ликвидации медицинских последствий ЧС (приложение 13).

2. Первому заместителю председателя Комитета С.В.Полякову предусмотреть в плане работы территориальной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф отчеты начальников управлений здравоохранения административных округов и главных врачей ЛПУ городского подчинения о состоянии готовности к действиям в ЧС и анализ результатов проверок линейного контроля.

3. Заместителю председателя Комитета - директору НПЦ ЭМП Л.Г.Костомаровой:

3.1. Обеспечить реализацию "Организационных указаний по подготовке службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций на 2000 год" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 05.01.2000 N 2510/31-32).

3.2. Переработать "План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях на территории г.Москвы" в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ от 15.12.99 "Планирование медико-санитарного обеспечения населения в ЧС" и в срок до 01.07.2000 представить на утверждение в установленном порядке.

4. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям учреждений, включенных в состав СЭМП Комитета здравоохранения, принять настоящий приказ к руководству и безусловному исполнению.

5. Заместителю председателя Комитета - директору НПЦ ЭМП Л.Г.Костомаровой, начальнику Второго отдела В.Л.Дудареву обеспечить контроль за эффективностью системы оповещения и сбора руководящего состава и медицинских специалистов СЭМП административных округов в нерабочее время.

6. Считать утратившими силу приказы Комитета здравоохранения г.Москвы от 20.12.96 N 742, от 24.06.97 N 335, от 22.10.97 N 554.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
здравоохранения
А.П.Сельцовский

     

     

Приложение N 1
к приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
от 1 марта 2000 года N 79

Положение
о службе экстренной медицинской помощи в чрезвычайных
 ситуациях Комитета здравоохранения г.Москвы

1. Общие положения

1.1. Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) Комитета здравоохранения г.Москвы - функциональное объединение сил и средств городского здравоохранения для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на территории города.

1.2. СЭМП является функциональной подсистемой Московской городской системы предупреждения и действий в ЧС и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф - ее территориальным звеном (территориальной службы медицины катастроф - ТСМК).

1.3. СЭМП организована в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 N 192 "О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях", постановлениями Правительства РФ от 03.05.94 N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28.02.96 N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и во исполнение решения исполкома Моссовета от 24.07.90 N 1277, приказа Главмедуправления Москвы от 14.09.90 N 412, а также с учетом Приказа Минздрава РФ от 21.06.96 N 261 "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф".

1.4. СЭМП подчиняется непосредственно председателю Комитета здравоохранения г.Москвы.

1.5. СЭМП - гибкая функциональная система, позволяющая городскому здравоохранению в кратчайшие сроки изменить режим повседневной работы, в основе которого лежит принцип оказания медицинской помощи индивидууму (медицинский работник - пациент), на чрезвычайный режим, в основе которого лежит принцип коллективной медицины (медицинский работник - группа пострадавших).

2. Цель и задачи СЭМП

2.1. Цель СЭМП - обеспечение оперативной, устойчивой и адекватной реакции Московского здравоохранения на ЧС различного типа и масштаба для своевременного удовлетворения внезапно возникшей и превышающей повседневные размеры и потребности в экстренной медико-санитарной помощи при рациональном использовании медицинских сил и средств.

2.2. Задачи СЭМП:

- своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС;

- снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф на население, вовлеченное в чрезвычайную ситуацию;

- обеспечение (совместно с санитарно-эпидемиологической и коммунальными службами) санитарного благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших;

- сохранение здоровья личного состава СЭМП в период ликвидации медицинских последствий ЧС;

- осуществление взаимодействия с городскими, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;

- поддержание постоянной готовности органов управления учреждений, подразделений и формирований СЭМП к переводу на чрезвычайный режим работы;

- оценка потенциальной аварийной опасности и оперативной медико-санитарной обстановки на территории города;

- проведение НИР и ОКР по проблемам "медицины катастроф": совершенствование организации, управления и технологий экстренной медицинской помощи в ЧС.

3. Структура СЭМП


Структура СЭМП представлена на схеме N 1; она включает все учреждения и службы городского здравоохранения, привлекаемые к ликвидации медицинских последствий ЧС; Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи и специальные формирования  специализированные бригады постоянной готовности, повышенной готовности и врачебно-сестринские бригады.

Головным учреждением СЭМП является Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (далее по тексту ЦЭМП), выполняющий функции штаба службы медицины катастроф на территории города.

3.3.* Средние медицинские учебные заведения Комитета здравоохранения, не включенные в схему СЭМП, обеспечивают ее резервными кадровыми силами по выполнению функциональных обязанностей младшего медицинского персонала в ЧС.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".

3.4. Аптечные склады, не включенные в схему СЭМП, обеспечивают ее в установленном порядке медикаментами и медицинским имуществом, в том числе из городских резервов.

3.5. ГУП "Гормедтехника", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке бригадами по экстренному монтажу и ремонту медицинской техники.

3.6. ГУП "Медпроектремстрой", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке специальной техникой и персоналом для ликвидации последствий ЧС в ЛПУ.

3.7. Комбинат "Мосавтосантранс", не включенный в схему СЭМП, обеспечивает ее в ЧС в установленном порядке санитарным автотранспортом.

3.8. ГУП "Мосмедкомплект", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке медсанхозяйственным имуществом.

3.9. Научно-исследовательские работы по проблеме "Медицина катастроф" с учетом территориальных особенностей г.Москвы проводит ЦЭМП с привлечением НИУ Комитета здравоохранения, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов федерального подчинения.

4. Управление СЭМП

4.1. Управление службой экстренной медицинской помощи на федеральном уровне осуществляет Минздрав РФ. Всероссийский научно-практический центр медицины катастроф "Защита" является рабочим органом Министра здравоохранения РФ, выполняющим функции управления федеральной СЭМП.

4.2. Руководство службой экстренной медицинской помощи г.Москвы (территориальный уровень) осуществляет Комитет здравоохранения Москвы. Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) является постоянно действующим рабочим органом начальника городской СЭМП - председателя Комитета здравоохранения по организации и оперативному управлению подразделениями службы.

4.3. При председателе Комитета здравоохранения создается территориальная межведомственная координационная комиссия медицины катастроф. Председателем комиссии назначается первый заместитель председателя Комитета здравоохранения, его заместителями директор ЦЭМП, руководители городского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, городского комитета Обществ Красного Креста.

В состав комиссии в обязательном порядке включаются руководители управлений и отделов Комитета здравоохранения, осуществляющих организацию медицинской помощи населению, медикаментозное и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, главные врачи станции скорой и неотложной медицинской помощи и станции переливания крови.

4.4. На комиссию возлагаются задачи: принятие согласованных решений по ликвидации медицинских последствий ЧС; организация мероприятий по выполнению управленческих решений в ЧС; координация действий привлеченных служб и подразделений; подготовка проектов приказов и распоряжений Начальника СЭМП, своевременное доведение их до исполнителей и контроль за их выполнением; организация снабжения ЛПУ и формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС; контроль за взаимодействием СЭМП со смежными экстренными службами.

4.5. При ликвидации медицинских последствий ЧС на территории г.Москвы в оперативное подчинение ЦЭМП переходят все ЛПУ, включенные в СЭМП.

Управленческие решения ЦЭМП носят директивный характер и являются обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, подразделениями и формированиями.

4.6. При возникновении на территории города нештатных или чрезвычайных ситуаций в зависимости от величины санитарных потерь непосредственное персональное руководство действиями СЭМП осуществляют:

- при санитарных потерях, не превышающих 10 (десять) человек - старшее должностное лицо дежурной смены ЦЭМП;

- при санитарных потерях, не превышающих 25 (двадцать пять) человек - руководитель (или лицо, его заменяющее) ЦЭМП;

- при санитарных потерях, превышающих 25 (двадцать пять) человек - начальник СЭМП - председатель Комитета здравоохранения Москвы.

4.7. В повседневной деятельности все учреждения, подчиненные Комитету здравоохранения, выполняют возложенные на них функции в части готовности к действиям в ЧС под контролем ЦЭМП.

5. Функции и организация деятельности СЭМП

5.1. Деятельность СЭМП осуществляется в трех режимах:

I. Режим повседневной деятельности

1. Разработка планов действий СЭМП в чрезвычайных ситуациях:

- "План действий службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях в г.Москве";

- "План действий управления здравоохранения административного округа и сил СЭМП административного округа по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»