Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ

от 19 сентября 2022 года N 168

Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 мая 2023 года на основании
приказа ФСТЭК России от 5 апреля 2023 года N 59
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст.3774; 2021, N 24, ст.4188), пунктом 2 и подпунктом 60 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3541; 2014, N 36, ст.4833; 2017, N 48, ст.7198), Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572 (Официальный интернет портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 08.09.2022, N 0001202209080012) и Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; 2021, N 31, ст.5904),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

2. Признать утратившим силу приказ ФСТЭК России от 17 мая 2017 г. N 89 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2017 г., регистрационный N 47040).

Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.Селин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

3 октября 2022 года,

регистрационный N 70337

УТВЕРЖДЁН
приказом Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
от 19 сентября 2022 года N 168



Административный регламент осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля



I. Общие положения

Наименование функции

     

1. Государственный контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - государственный контроль).

Наименование органа, осуществляющего государственный контроль

     

2. Государственный контроль осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и её территориальные органы (далее - органы государственного контроля).

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля

     

3. Государственный контроль осуществляется в соответствии с перечнем нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещаемых на официальном сайте ФСТЭК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fstec.ru) (далее - официальный сайт ФСТЭК России, сеть "Интернет" соответственно), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

________________

Статус и порядок функционирования федерального реестра установлены Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст.6274; 2019, N 47, ст.6675).

Статус и порядок функционирования Единого портала установлены Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст.6274; 2022, N 22, ст.3690).

Предмет государственного контроля

     

4. Предметом государственного контроля является:

1) соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля требований (далее - обязательные требования), включая:

а) требования к порядку осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - товары и технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль);

б) требования к порядку учёта внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а также сроков хранения соответствующих учётных документов;

в) требования (условия, ограничения), содержащиеся в лицензиях (разрешениях) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;

г) требования к использованию в заявленных целях товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, импортированных в Российскую Федерацию с предоставлением российского импортного сертификата;

д) специальные экономические и принудительные меры, а также другие запреты и ограничения в сфере внешней торговли товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.44; 2022, N 27, ст.4620) и иными федеральными законами;

2) исполнение решений, принимаемых по результатам проведения государственного контроля.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля

     

5. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля имеют право:

1) запрашивать на основании мотивированного письменного запроса у российского участника внешнеэкономической деятельности, осуществляющего внешнеэкономические операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - контролируемое лицо) информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

2) посещать беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа органа государственного контроля о назначении проверки здания, помещения контролируемого лица, рассматривать документы и иную информацию о его деятельности, проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, касающиеся товаров и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль, в том числе проводить отбор образцов товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также расследования, направленные на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда;

3) выдавать контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

6) выдавать предостережения о недопустимости нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

6. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемого лица, проверка которого проводится;

3) проводить проверку на основании приказа органа государственного контроля о её проведении в соответствии с её назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа органа государственного контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2018, N 17, ст.2430) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица с результатами проверки;

8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя контролируемого лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572 (Официальный интернет портал правовой информации, 2022, 8 сентября, N 0001202209080012) (далее - Правила осуществления государственного контроля);

11) не требовать от контролируемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица ознакомить их с положениями настоящего Регламента;

13) осуществлять запись о проведённой проверке в журнале учёта проверок в случае его наличия у контролируемого лица;

14) вносить информацию в единый реестр проверок, в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст.2825; 2021, N 17, ст.2971).

7. При осуществлении государственного контроля должностные лица органа государственного контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля, от имени которого действуют эти должностные лица;

2) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

3) проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

5) требовать представления документов, информации, образцов товаров (продукции), если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

6) отбирать образцы товаров (продукции) для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативно-техническими документами и правилами, методами исследований, испытаний, измерений;

7) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) превышать установленные сроки проведения проверки;

9) осуществлять выдачу контролируемому лицу предписаний или предложений о проведении за его счёт мероприятий по контролю;

10) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля;

11) требовать от контролируемого лица представления документов, информации до проведения проверки. Орган государственного контроля после издания приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

8. Действия должностных лиц органа государственного контроля при проведении проверок контролируемых лиц не должны причинять неправомерный ущерб лицам, деятельность которых проверяется. Полученная в ходе таких проверок информация является информацией ограниченного доступа, и на неё распространяется действие статьи 15 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст.3774; 2007, N 49, ст.6044) (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»