ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 июня 2022 года N 1688-р

Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции.

3. Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции на 2022-2024 годы и представить его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 июня 2022 года N 1688-р



Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года



I. Общие положения


Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования.

Концепция разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.

Концепция является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования (далее - образовательные организации), а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации.

II. Современное состояние системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации


Подготовка педагогических кадров для системы образования осуществляется образовательными организациями разного типа, уровня и ведомственной подчиненности, реализующими образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" (далее - программы подготовки педагогических кадров).

По данным 2020 года, программы подготовки педагогических кадров реализуют:

229 образовательных организаций высшего образования (из них 33 образовательные организации высшего образования находятся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, 107 - в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 36 - в ведении других федеральных органов исполнительной власти, 17 - в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 36 образовательных организаций высшего образования являются частными образовательными организациями высшего образования);

440 профессиональных образовательных организаций находятся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

85 организаций дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации (институтов развития образования и повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров), 8 автономных центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и более 100 таких центров в структуре организаций дополнительного профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, иные организации дополнительного профессионального образования.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году по программам подготовки педагогических кадров обучалось 637,1 тыс. человек, в том числе 446,4 тыс. человек - по программам высшего образования, 190,7 тыс. человек - по программам среднего профессионального образования.

По программам дополнительного профессионального образования педагогической направленности в 2020 году обучилось 1387,9 тыс. человек.

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению следующих контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - бюджетные места) на обучение по программам подготовки педагогических кадров:

в 2019 году - 62134 бюджетных места;

в 2020 году - 66064 бюджетных места;

в 2021 году - 75148 бюджетных мест.

В 2020 году средний балл единого государственного экзамена абитуриентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогических кадров, составил 68,8 балла (для сравнения - в 2017 году средний балл составил 66,7 балла).

В течение последних 5 лет увеличивается прием в профессиональные образовательные организации на обучение по программам подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования:

в 2016 году - 48,4 тыс. человек;

в 2020 году - 56,1 тыс. человек.

В 2020 году количество выпускников образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, составило 88,9 тыс. человек, программы подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования - 38,1 тыс. человек.

Такой объем подготовки педагогических кадров позволяет обеспечить возрастную ротацию педагогических кадров, расчетная величина которой, по данным 2020 года, составляет 62,8 тыс. педагогов ежегодно. Однако в субъектах Российской Федерации сохраняется потребность в педагогических кадрах. Потребность связана в том числе с проблемой "старения" педагогических кадров. Так, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2020 г. продолжают работу с учетом выплаты пенсии 652157 педагогических работников. По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2020/21 учебного года зафиксировано 30590 вакантных должностей педагогических работников, включая 16000 учителей (без учета "скрытых" вакансий, когда непрофильные педагоги заменяют отсутствующего учителя), что на 30 процентов больше аналогичного показателя 2018/19 учебного года. Наиболее дефицитные педагогические специальности - учитель-логопед (6,8 процента вакансий) и учитель-дефектолог (10,5 процента вакансий). По результатам проведенного в 2019 году опроса Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" и фонда общественного мониторинга развития системы образования "Национальные ресурсы образования" в школах отмечается нехватка учителей математики, иностранного и русского языков, учителей начальных классов, физики (на нехватку именно этих специалистов указали от 18 до 34 процентов участников опроса).

Доля студентов, принятых на обучение по программам подготовки педагогических кадров в образовательные организации высшего образования на условиях договора о целевом обучении, в 2020 году составила 4,6 процента в общем объеме бюджетных мест.

Доля трудоустроенных выпускников, обучавшихся по программам подготовки педагогических кадров, завершивших обучение на основании договора о целевом обучении, по данным мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по результатам 2020 года составила 77 процентов.

Это обусловлено в том числе рисками по выполнению обязательств по договорам о целевом обучении как со стороны обучающихся, так и со стороны заказчика, а в целом - недостаточными мерами по закреплению выпускников образовательных организаций высшего образования.

Формирование требований к структуре и содержанию программ подготовки педагогических кадров осуществляется при участии федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования и системе среднего профессионального образования. В 2018 году федеральными учебно-методическими объединениями разработаны введенные с 2019 года в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам подготовки педагогических кадров.

В настоящее время сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, имеет продуктивный опыт разработки, реализации и трансляции передовых практик педагогического и общего образования, полученный в том числе в ходе реализации в 2014-2017 годах комплексного проекта модернизации педагогического образования, в рамках которого на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и технология модульного проектирования образовательных программ, усилены практическая предметная и исследовательская компоненты педагогического образования, его воспитательная направленность, предложена система независимой оценки профессиональных компетенций выпускников.

Вместе с тем содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров. Сохраняются проблемы, препятствующие обеспечению качества педагогических кадров, включая:

дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях и отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки качества;

разрыв между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования;

дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;

недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника (молодого педагога) актуальным запросам отрасли образования, общества и государства;

слабую вовлеченность работодателей, включая региональные системы образования, в процесс подготовки педагогических кадров;

дефицит педагогических работников, недостаточный уровень подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования по программам подготовки педагогических кадров;

недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на педагогические профессии.

Для решения указанных проблем необходимо реализовывать комплекс мероприятий, связанный не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров, но и с мерами поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии, в том числе предусмотренными при реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.

III. Цель, принципы и задачи Концепции


Целью Концепции является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.

Концепция основывается на следующих принципах:

понимание роли учителя, педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализация ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации;

приоритет равной доступности качественного образования по педагогическим направлениям подготовки и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций;

непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров;

открытость и независимость оценки качества подготовки педагогических кадров и эффективности реализации мероприятий Концепции;

развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования;

обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров - представителей общественно-деловых объединений, работодателей с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также реализуемых в субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях социальных проектов и программ, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;

взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.

Основными задачами Концепции являются:

обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей;

разработка требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации;

обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи;

совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров;

развитие кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;

внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии;

привлечение к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширение подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей;

обеспечение включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечение потенциальных работодателей, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;

включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;

повышение статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечение развития языковых практик на русском языке.

IV. Основные мероприятия Концепции


Решение задач обеспечения единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, разработки требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации предусматривает:

разработку единого подхода к осуществлению предметной, методической, психолого-педагогической подготовки будущих учителей и всестороннему раскрытию заложенного в них воспитательного потенциала для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, которые включают подготовку студентов к работе с различными категориями детей (лица с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, работа с полиэтническим, поликонфессиональным составом обучающихся и др.);

переход на модульный подход проектирования и реализации образовательных программ высшего образования, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»