ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 20 мая 2022 года N 100

Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росфинмониторинга от 29 декабря 2022 года N 355 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2023, N 0001202304040019) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Росфинмониторинга от 29 декабря 2022 года N 355) (с изменениями, внесенными приказом Росфинмониторинга от 23 января 2024 года N 11).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст.2982; 2022, N 12, ст.1850)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2019 г., регистрационный N 53735);

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 9 сентября 2020 г. N 213 "О внесении изменений в пункт 1 требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2020 г., регистрационный N 60422);

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 15 июня 2021 г. N 134 "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2021 г., регистрационный N 64282).

Директор
Ю.А.Чиханчин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

20 июня 2022 года,

регистрационный N 68913

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 20 мая 2022 года N 100



Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций

(с изменениями на 29 декабря 2022 года)



I. Общие положения

     

1. Настоящие требования устанавливают правила проведения идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, и подлежат применению следующими лицами, указанными в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2022, N 16, ст.2613) (далее - Федеральный закон):

а) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее также - организации), являющимися:

лизинговыми компаниями;

организациями федеральной почтовой связи;

организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения);

____________________________________________________________________

С 1 сентября 2024 года приказом Росфинмониторинга от 29 декабря 2022 года N 355 (с изменениями, внесенными приказом Росфинмониторинга от 23 января 2024 года N 11) в абзац четвертый подпункта "а" в пункте 1 настоящих требований будут внесены изменения.

____________________________________________________________________

организаторами азартных игр;

операторами лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;

организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

операторами по приему платежей;

коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;

операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;

б) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - индивидуальные предприниматели);

____________________________________________________________________

С 1 сентября 2024 года приказом Росфинмониторинга от 29 декабря 2022 года N 355 (с изменениями, внесенными приказом Росфинмониторинга от 23 января 2024 года N 11) в подпункт "б" в пункте 1 настоящих требований будут внесены изменения.

____________________________________________________________________

в) адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (далее - лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона).

2. При проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, обновлении информации о них организации и индивидуальные предприниматели вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента предусмотренные Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации сведения и документы, необходимые для идентификации.

3. Идентификация клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев не проводится в случаях, установленных подпунктом 2 пункта 1, пунктами 1_1, 1_4-1, 1_4-2 и 1_4-4 статьи 7 Федерального закона.

4. Организации и индивидуальные предприниматели вправе на основании агентского договора или договора поручения привлекать третьих лиц для сбора сведений и документов, необходимых организациям и индивидуальным предпринимателям в целях идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. В этом случае идентификация проводится непосредственно организацией или индивидуальным предпринимателем.

5. В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, обновления информации о них организации и индивидуальные предприниматели используют:

а) общедоступные сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

б) сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

в) информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;

г) иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации, индивидуальному предпринимателю на законных основаниях.

6. Лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, руководствуются пунктом 5 настоящих требований.

II. Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

     

7. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать как клиентов (физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся частной практикой, иностранные структуры без образования юридического лица), которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания), так и клиентов, которых предполагается принять на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, организации по поручению других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе проводить идентификацию клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах для таких организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

8. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, при идентификации клиентов устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

9. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать лицо, являющееся представителем клиента, - в случае его обращения в качестве представителя клиента, и проверить полномочия такого лица.

При обращении в организацию или к индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в статье 7_1 Федерального закона, в качестве представителя юридического лица лица, не являющегося единоличным исполнительным органом, организация, индивидуальный предприниматель, лицо, указанное в статье 7_1 Федерального закона, идентифицируют также единоличный исполнительный орган данного юридического лица.

10. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, при идентификации представителей клиента устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

11. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать выгодоприобретателей и установить в отношении них сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящим требованиям.

12. В случае, если организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, не располагают информацией о наличии выгодоприобретателей до приема на обслуживание клиента, то организациям, индивидуальным предпринимателям, лицам, указанным в статье 7_1 Федерального закона, необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки).

13. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. При идентификации бенефициарных владельцев подлежат установлению сведения, указанные в приложении N 1 к настоящим требованиям.

14. Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся и (или) получаемых организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом, указанным в статье 7_1 Федерального закона, документах и (или) информации.

15. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, устанавливают и проверяют достоверность сведений о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах), как представленных клиентом (представителем клиента), так и полученных по результатам анализа совокупности имеющихся у организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7_1 Федерального закона, документов и (или) информации. Данные сведения фиксируются в соответствии с пунктом 39 настоящих требований.

16. В случае, если по результатам принятых организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7_1 Федерального закона, мер бенефициарный владелец юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган этого юридического лица. Принимаемое решение и сведения о принятых мерах по выявлению бенефициарного владельца фиксируются в соответствии с пунктом 39 настоящих требований.

17. В случае принятия на обслуживание клиентов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, идентификация бенефициарных владельцев таких клиентов не проводится. Сведения об отсутствии обязанности принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев в связи с обслуживанием указанных клиентов фиксируются в соответствии с пунктом 36 настоящих требований.

18. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, обязаны проверить наличие или отсутствие в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений:

________________

Подпункт "б" пункта 8 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст.3901; 2018, N 38, ст.5858) (далее - требования к ПВК N 667), и подпункт "в" пункта 9 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 29, ст.5684) (далее - требования к ПВК N 1188).

а) в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

б) в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»