МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 мая 2022 года N АБ-1367/02

О направлении методических рекомендаций "Модернизация школьных систем образования"



В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет методические рекомендации по осуществлению в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации программы "Модернизация школьных систем образования".

А.В.Бугаев



Приложение



Методические рекомендации по осуществлению в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации программы "Модернизация школьных систем образования"



1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2463 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.01.2022 N 15/25пр "Об утверждении программы "Модернизация школьных систем образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 N 43 "О реализации мероприятий программы "Модернизация школьных систем образования".

При формировании методических рекомендаций учтены требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, положения примерной программы воспитания и иных документов, относящихся к организации образовательной деятельности в сфере общего образования.

Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение единых организационно-технических условий реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по приведению в нормативное техническое состояние общеобразовательных организаций, участвующих в мероприятиях программы "Модернизация школьных систем образования" (далее - программа, программа "Модернизация школьных систем образования") в период с 2022 по 2026 годы, осуществляемой в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе установление общих подходов к достижению результатов использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных участников программы, задействованных в реализации мероприятий программы "Модернизация школьных систем образования" для использования при планировании работы, в том числе в части оснащения общеобразовательных организаций оборудованием.

Методическая поддержка субъектов Российской Федерации по вопросам реализации программы осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации в рамках текущего взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

2. Основные направления реализации мероприятий


Реализация программы "Модернизация школьных систем образования" предполагает осуществление работы по шести направлениям:

1. Проведение капитального ремонта зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций.

2. Оснащение участвующих в программе образовательных организаций средствами обучения и воспитания.

3. Обеспечение в отношении образовательных организаций, участвующих в программе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.

4. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в общеобразовательных организациях, участвующих в программе, сверх минимальных требований о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) обучения управленческих команд, состоящих из представителей администраций и педагогических работников указанных общеобразовательных организаций.

5. Обновление в общеобразовательных организациях, участвующих в программе, 100% учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причине их ветхости и дефектности.

6. Привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки и проведения капитального ремонта общеобразовательных организаций, участвующих в программе.

Осуществление указанных направлений определяется в соответствии с требованиями приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.01.2022 N 15/25пр "Об утверждении программы "Модернизация школьных систем образования".

Направления 3-6 реализуются в рамках встречных обязательств субъектов Российской Федерации в отношении общеобразовательных организаций, участвующих в программе, и не предусматривают софинансирования из федерального бюджета.

Софинансирование из федерального бюджета в рамках программы по направлению 1 предусматривается на выполнение следующих работ: ремонт фундамента, цоколя и отмостки; ремонт кровли; ремонт потолков, междуэтажных перекрытий и полов; ремонт окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных заведений; ремонт входных групп, лестниц и крылец; внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы; ремонт фасадов; ремонт системы отопления; ремонт вентиляции; ремонт системы горячего и холодного водоснабжения; ремонт системы канализации; электромонтажные работы; ремонт слаботочных сетей; ремонт системы пожаротушения. При этом в случае установления и доведения до субъектов Российской Федерации критериев качества проведения капитального ремонта и (или) модельных подходов к капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций, субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить их выполнение при проведении соответствующих работ.

В рамках направления 2 предусматривается оснащение общеобразовательных организаций, участвующих в программе, средствами обучения и воспитания, поименованных в перечне, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2021 N 590 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и подпунктом "б" пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65586).

3. Основные подходы к проведению капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций и комплектованию средствами обучения и воспитания


В рамках предоставляемого бюджетам субъектов Российской Федерации объема субсидии из федерального бюджета на цели реализации программы "Модернизация школьных систем образования" соотношение расходов на осуществление непосредственно капитального ремонта общеобразовательных организаций и на их обеспечение средствами обучения и воспитания, определяется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенными в приложении N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 (с изменениями).

     3.1. Основные подходы к проведению капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций.

________________

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.04.2022 N 18402-АЛ/13.

Перечень работ по капитальному ремонту зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций (далее - Объекты), подлежащих софинансированию из федерального бюджета утвержден, в качестве приложения, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьной системы образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

Реализация данных работ предполагается во всех помещениях, расположенных непосредственно в Объектах, включая ремонты санитарных узлов, пищеблоков, подвальных помещений и коммуникаций, внутриобъектовых спортивных сооружений, в том числе плавательных бассейнов, расположенных непосредственно в контуре объекта.

Подходы к формированию и реализации Программы утверждены совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Требования к выполнению работ по капитальному ремонту Объектов определяются действующими нормативными документами в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений и санитарной защиты населения (СП, ГОСТ, СНИП, САНПИН), в первую очередь СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования".

Качество капитального ремонта Объекта должно соответствовать технической документации к договору подряда на выполнение работ по капитальному ремонту, а при отсутствии или неполноте технической документации - требованиям, предъявляемым для обычного использования результата работы такого рода.

Подготовка проектной и/или рабочей документации, включая смету на капитальный ремонт Объекта, должна осуществляется на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объекта.

Гарантийный срок эксплуатации Объектов и его частей со сведениями о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту Объекта, необходимыми для обеспечения безопасности его эксплуатации, устанавливается проектной и/или рабочей документацией.

Оценку качества проведения капитального ремонта Объектов, в объемах, предусмотренных Программой, необходимо осуществлять по трем основным критериям:

1. Соответствие выполненных работ по проведению капитального ремонта требованиям нормативных документов. В том числе утвержденному техническим заказчиком акту, содержащему перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов; заданию технического заказчика на проектирование для капитального ремонта Объекта, разработанного на основании акта, содержащего перечень дефектов Объекта.

Формирование оценки может осуществляться, как определение процента соответствия работ по капитальному ремонту предъявляемым требованиям.

2. Соблюдение сроков проведения капитального ремонта Объектов. Оценка по данному критерию формируется на основе расчета процента отставания сроков проведения работ от утвержденного государственным контрактом графика проведения работ. В том числе, наличие подписанного техническим заказчиком акта приемки результатов выполненных подрядчиком работ, соответствующих условиям договора подряда о качестве проведения работ по капитальному ремонту Объекта и заданию на проектирование.

3. Оценка результатов проведения капитального ремонта Объектов руководителем общеобразовательной организации и общественности (родителей и учеников). Данная оценка является субъективной, но в то же время позволяет учесть множество неформализованных факторов.

Формирование указанных выше критериальных оценок возможно, как в ходе проведения капитального ремонта (например, по отдельным видам работ или системам), так и по завершению капитального ремонта в целом.

Общая оценка качества капитального ремонта общеобразовательного учреждения, рассчитываемая с учетом веса каждого критерия, позволит добиться сопоставимости оценки качества капитального ремонта для различных объектов и проводить ранжирование объектов капитального ремонта по критерию качества, использовать инструменты нематериального стимулирования в отношении уполномоченных лиц субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в целях повышения качества.

     3.2. Привлечение обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования по строительным специальностям и профессиям, к капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций


В рамках реализации программы субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить привлечение обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО) по строительным специальностям и профессиям, к капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в составе студенческих отрядов Молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды" (далее - РСО).

С целью реализации поставленных задач субъектам Российской Федерации рекомендуется:

- определить перечень образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - Организации), студенты которых будут привлечены к капитальному ремонту общеобразовательных организаций;

- закрепить Организации или строительные отряды за объектами капитального ремонта, в том числе с учетом территориальной близости, в целях охвата всех объектов, запланированных к капитальному ремонту в рамках программы;

- определить сотрудника от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, ответственного за организацию работы.

Примерный перечень профессий и специальностей, в рамках которых рекомендуется привлекать обучающихся организаций среднего профессионального образования к реализации программы "Модернизация школьных систем образования" приведен в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.

     3.3. Основные подходы к оснащению общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания


Органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственному за реализацию мероприятий по оснащению участвующих в программе общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, средствами обучения и воспитания, не требующими предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах, при определении количества средств обучения и воспитания, а также необходимых функциональных и технических требований к ним, рекомендуется обеспечить выполнение следующих задач:

1. Проанализировать состав средств обучения и воспитания, имеющихся в каждой общеобразовательной организации, участвующей в программе, на предмет соответствия Перечню, в том числе с точки зрения достаточности и необходимости замены.

2. Проанализировать потребности в оснащении участвующих в программе общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, исходя из особенностей контингента и специфики реализуемых образовательных программ, а также с учетом проведенного или планируемого оснащения соответствующей образовательной организации в рамках мероприятий национального проекта "Образование", предусматривающих поставку средств обучения и воспитания.

3. На основании проведенного анализа оснащенности общеобразовательных организаций сформировать планируемый к закупке инфраструктурный лист, содержащий перечень планируемых к закупке средств обучения и воспитания.

4. Сформированный инфраструктурный лист направить в Министерство просвещения Российской Федерации.

При проведении анализа потребности и формировании инфраструктурных листов субъектами Российской Федерации рекомендуется учесть реализацию в данных организациях мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе национального проекта "Образование", а также иных программ, предусматривающих оснащение образовательных организаций, с целью недопущения их оснащения оборудованием, не соответствующим фактической потребности образовательных организаций.

Министерство просвещения Российской Федерации, в случае необходимости, может направлять в адрес субъектов Российской Федерации, представивших инфраструктурные листы, предложения, касающиеся соответствия данных инфраструктурных листов целям и задачам реализации программы "Модернизация школьных систем образования".

При проведении закупочных процедур субъекту Российской Федерации рекомендуется обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения средств обучения и воспитания для участвующих программе общеобразовательных организаций за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации рекомендуется применять национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»