ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2022 года N 976

Об утверждении Правил проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2022 года N 976



Правила проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам



1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации условий реструктуризации и обязательств, включенных в дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов (далее соответственно - задолженность по бюджетным кредитам, меры ответственности, реструктуризация).

2. Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, срок погашения которых наступает в 2022 году.

3. Решение о проведении реструктуризации принимается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Реструктуризация оформляется дополнительным соглашением к действующему соглашению о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, срок погашения которого наступает в 2022 году, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и предусматривающим в том числе изменение графика погашения задолженности по бюджетному кредиту и меры ответственности (далее соответственно - дополнительное соглашение, должник). Задолженность по бюджетным кредитам признается реструктурированной с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение заключается в соответствии с формой, определяемой Министерством финансов Российской Федерации и содержащей установленные настоящими Правилами положения и обязательства должника.

5. Реструктуризация проводится на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в котором должны быть указаны сумма задолженности по бюджетному кредиту, которую предполагается реструктурировать, сумма основного долга, проценты, а также информация о сроках погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту.

Дополнительно к указанной информации субъекты Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил, представляют подписанную руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации информацию об объеме и структуре государственного долга субъекта Российской Федерации на 1 января текущего финансового года, его прогнозе на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г.

Заявление о реструктуризации, указанное в абзаце первом настоящего пункта, представляется в Министерство финансов Российской Федерации с приложением подписанного должником дополнительного соглашения.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, указанных в настоящем пункте.

6. Министерство финансов Российской Федерации подписывает дополнительное соглашение в случае его соответствия установленным настоящими Правилами требованиям либо возвращает указанные в пункте 5 настоящих Правил документы заявителю в случае несоответствия дополнительного соглашения таким требованиям с указанием причины возврата.

В случае возврата указанных документов доработанные в части устранения причин возврата документы могут быть повторно представлены высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации для заключения дополнительного соглашения.

7. Подлежащая реструктуризации задолженность по бюджетным кредитам консолидируется по основному долгу и процентам, начисленным за фактический срок пользования бюджетными кредитами на дату реструктуризации (далее - проценты по кредиту).

8. Реструктуризация проводится путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту (далее - задолженность) на период с 2022 по 2029 годы включительно со следующими сроками погашения:

в 2022 году задолженность не подлежит погашению;

в 2023-2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения;

в 2025-2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения.

Погашение должником реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам осуществляется ежегодно, не позднее 1 декабря.

9. За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,1 процента годовых, начисляемых с даты подписания дополнительного соглашения на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу и начисленным процентам по кредиту (далее - проценты за рассрочку).

Уплата процентов за рассрочку осуществляется должником ежегодно, не позднее 1 декабря.

10. Реструктуризация проводится при условии принятия должником следующих обязательств, подлежащих включению в дополнительные соглашения:

а) направление в 2022 году средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в 2022 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Объем высвобождаемых средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащих направлению на указанные цели, рассчитывается как разница между объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту, определяемым в соответствии с графиком погашения задолженности по бюджетному кредиту, являющимся приложением к действующему соглашению о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, и объемом погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, определяемым в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящих Правил, в 2022 году;

б) обеспечение в 2022-2029 годах субъектами Российской Федерации, не имеющими обязательств, предусмотренных пунктами 11 и 12_1 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств), а также пунктом 10 Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - Правила проведения в 2021 году реструктуризации обязательств):

дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (далее - закон о бюджете субъекта Российской Федерации) и сложившийся по данным годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в 2022-2029 годах дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить установленный показатель на сумму поступлений, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 92_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г. показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации не более 50 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022-2029 годы соответственно;

на 1 января 2023 г., на 1 января 2024 г., на 1 января 2025 г., на 1 января 2026 г., на 1 января 2027 г., на 1 января 2028 г., на 1 января 2029 г. и на 1 января 2030 г. показателя доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - общий объем долговых обязательств по рыночным заимствованиям), не более 35 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022-2029 годы соответственно;

утверждения и реализации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, включающего программу оптимизации расходов и мероприятия, направленные на рост доходов бюджета субъекта Российской Федерации и сокращение государственного долга субъекта Российской Федерации;

направления в Министерство финансов Российской Федерации и согласования с ним (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

в) обеспечение исполнения в 2022-2029 годах субъектами Российской Федерации ранее принятых обязательств, предусмотренных пунктами 11 и 12_1 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств, а также пунктом 10 Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств;

г) утверждение заключенных дополнительных соглашений законом (законами) субъекта Российской Федерации (за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период) и в 6-месячный срок со дня подписания дополнительного соглашения представление копии указанного закона (законов) субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации;

д) представление ежегодно в течение 14 рабочих дней со дня утверждения закона о бюджете субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации выписки из закона о бюджете субъекта Российской Федерации с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплату процентов за рассрочку. Указанная выписка из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов должна быть представлена не позднее 30 декабря 2022 г.;

е) представление ежегодно, не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным, до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам в Министерство финансов Российской Федерации информации о выполнении условий реструктуризации, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта.

11. В случае нарушения должником графика погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку должник уплачивает пени в размере 1/300 ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату наступления сроков исполнения обязательств, от общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам за каждый день просрочки исполнения обязательства.

В случае если по истечении 14 рабочих дней со дня наступления срока, установленного графиком погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплаты процентов за рассрочку, должником не осуществлены погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплата процентов за рассрочку, непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку, предусмотренные соответствующим графиком на конкретную дату, подлежат досрочному единовременному погашению должником. Одновременно подлежат уплате пени за указанный период.

При неисполнении должником обязательств по итогам 2022 года, предусмотренных подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность согласно графику, предусматривающему:

погашение задолженности в объеме высвобождаемых средств, направленных в 2022 году на цели, предусмотренные подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, согласно срокам погашения, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил;

досрочное погашение в 2023-2027 годах, ежегодно равными долями, задолженности в объеме высвобождаемых средств, подлежавших направлению и не направленных на цели, предусмотренные подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил.

При неисполнении должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных абзацами вторым - четвертым подпункта "б" пункта 10 настоящих Правил, должник погашает реструктурированную задолженность по бюджетным кредитам и проценты за рассрочку согласно графикам погашения задолженности в текущем финансовом году в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также досрочно погашает до 1 июля текущего года задолженность в объеме превышения предельных значений дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и объема государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям, установленных настоящими Правилами и дополнительным соглашением, но не более 5 процентов общего объема реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам.

При оценке исполнения должником обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных абзацами вторым - четвертым подпункта "б" пункта 10 настоящих Правил, допускается возможность превышения показателей дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации и доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям, в соответствии с пунктом 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств.

При нарушении должником положений подпункта "г" пункта 10 настоящих Правил непогашенная реструктурированная задолженность по основному долгу и процентам по кредиту, а также начисленные проценты за рассрочку подлежат досрочному единовременному погашению должником.

Должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по итогам отчетного года, предусмотренных абзацами вторым - четвертым подпункта "б" пункта 10 настоящих Правил, в случае:

прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и избрания (назначения) другого лица высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации);

если невыполнение обязательств допущено вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных ситуаций федерального характера), препятствующих выполнению должником обязательств;

если возможность такого освобождения предусмотрена федеральным законом.

Неисполнение должником обязательств, предусмотренных абзацами пятым и шестым подпункта "б", подпунктом "д" и подпунктом "е" пункта 10 настоящих Правил, влечет применение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению указанных обязательств.

Министерство финансов Российской Федерации применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по взысканию с должника просроченной задолженности по бюджетным кредитам и (или) пени за неисполнение обязательств по погашению реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 31.05.2022,

N 0001202205310008

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»