КОНВЕНЦИЯ
между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество*

___________________________________________________________________

С 8 августа 2023 года действие статей 5-23 и 25 настоящей Конвенции приостановлено до устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов Российской Федерации, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении Российской Федерации этих международных договоров - см. Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 585, Федеральный закон от 19 декабря 2023 года N 598-ФЗ.

___________________________________________________________________     

Ратифицирована
Федеральным законом РФ
от 24 апреля 1995 года N 53-ФЗ

________________

* Конвенция вступила в силу 11 августа 1995 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Румынии,

желая развивать и укреплять экономические отношения между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.

Статья 2
Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым от имени каждого Договаривающегося Государства, подразделения или его местного органа власти, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доход и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей суммы имущества, или с отдельных элементов дохода или имущества, включая налоги с доходов в виде прироста стоимости от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.

3. Налоги, на которые распространяется настоящая Конвенция:

а) Применительно к Российской Федерации налоги, взимаемые в соответствии с законами Российской Федерации:

(I) "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

(II) "О налоге с доходов банков";

(III) "О налоге с доходов от страховой деятельности";

(IV) "О подоходном налоге с физических лиц";

(V) "О налоге на имущество предприятий";

(VI) "О налоге на имущество физических лиц"

          (далее именуемые "российский налог");

b) применительно к Румынии налоги, взимаемые в соответствии с законами Румынии:

(I) "Налог на доход, получаемый физическими лицами";

(II) "Налог на прибыль юридических лиц";

(III) "Налог на заработную плату и другое аналогичное вознаграждение";

(IV) "Налог на доход, полученный от сельскохозяйственной деятельности";

(V) "Налог на дивиденды"

         (далее именуемые "румынский налог").

4. Настоящая Конвенция применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания настоящей Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов, указанных в пункте 3. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

     

Статья 3
Общие определения

1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

а) выражения "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают в зависимости от контекста Российскую Федерацию или Румынию;

b) выражение "Российская Федерация (Россия)" при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая территориальные воды, а также экономическую зону и континентальный шельф, в отношении которых Российская Федерация может осуществлять суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и где действует ее налоговое законодательство;

с) термин "Румыния" означает Румынию и при использовании в географическом смысле означает территорию Румынии, включая территориальные воды, а также исключительную экономическую зону, в отношении которых Румыния осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в соответствии с ее внутренним законодательством и международным правом, касающимся разработки и эксплуатации натуральных, биологических и минеральных ресурсов, находящихся в морских водах, на морском дне и его недрах;

d) термин "лицо" включает компанию или любое другое объединение лиц, созданное в соответствии с законодательством в одном из Государств, а также физическое лицо;

с) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любую организацию, которая для налоговых целей рассматривается как корпоративное объединение;

f) выражение "предприятие Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве и предпринимательскую деятельность, осуществляемую лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве;

g) выражение "международная перевозка", означает перевозку морским, речным, воздушным судами, железнодорожным или дорожным транспортным средством, эксплуатируемом лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве, кроме случаев, когда такой транспорт эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;

h) выражение "компетентный орган" означает:

(I) применительно к Российской Федерации - Министерство финансов или уполномоченного им представителя;

(II) применительно к Румынии - Министерство финансов или уполномоченного им представителя;

i) термин "подразделение" означает:

(I) применительно к Российской Федерации - политико-административное подразделение;

(II) применительно к Румынии - административно-территориальное подразделение.

2. При применении настоящей Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция, если из контекста не вытекает иное.

Статья 4
Постоянное местопребывание

1. Для целей настоящей Конвенции термин "лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера. Но этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов, полученных из источников в этом Государстве, или в отношении находящегося в нем имущества.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах, его положение будет определяться следующим образом:

а) оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Договаривающееся Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, где оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, гражданином которого оно является;

d) если оба Договаривающихся Государства рассматривают его в качестве своего гражданина, или если ни одно из них не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, тогда оно считается лицом с постоянным местопребыванием в том Договаривающемся Государстве, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5
Постоянное представительство

1. Для целей настоящей Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность.

2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:

а) место управления;

b) отделение;

с) контору;

d) фабрику;

е) мастерскую и

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Термин "постоянное представительство" также включает строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект, или связанную с ними надзорную деятельность, включая техническую помощь, но только в том случае, когда такая площадка, объект или деятельность осуществляются в течение периода, превышающего 12 месяцев.

4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, считается, что термин "постоянное представительство" не включает:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;

с) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

d) продажу образцов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, демонстрируемых в рамках временно действующей международной ярмарки или выставки, в течение 15 дней после закрытия указанной ярмарки или выставки;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий, или для сбора информации для этого предприятия;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для этого предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

g) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах a)-f), при условии,что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникающая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Если лицо - иное, чем агент с независимым статусом, к которому применяется пункт 6, - осуществляет деятельность в Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Договаривающемся Государстве,если это лицо имеет полномочия заключать контракты в этом Государстве от имени этого предприятия и обычно использует эти полномочия, если его деятельность не ограничивается теми видами, которые упомянуты в пункте 4.

6. Считается, что предприятие не имеет постоянного представительства в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется компанией, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное представительство, либо каким-либо иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой.

Статья 6
Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества (включая доход от сельского и лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству того Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество. Этот термин должен в любом случае включать имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения общего права в отношении земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или за предоставление права на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Морские, речные, воздушные суда, железнодорожные и дорожные транспортные средства не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 применяются к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

4. Положения пунктов 1 и 3 применяются также к доходам от недвижимого имущества предприятия и к доходу от недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых личных услуг.

     

Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как сказано выше, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к деятельности этого постоянного представительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»