Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2024 года № 1644

О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду



В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, не применяются к материалам оценки воздействия на окружающую среду (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), общественные обсуждения по которым завершены в установленном порядке до 1 марта 2025 г.

3. Установить, что положения пункта 13 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются:

в отношении новых техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, - до 1 сентября 2025 г.;

в отношении технологий (технологических процессов, оборудования, технических способов, методов), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы, - с 1 сентября 2025 г.

4. До 31 декабря 2027 г. включительно в материалах оценки воздействия на окружающую среду, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе, могут не указываться:

сведения, предусмотренные абзацами четвертым - восемнадцатым подпункта "а" пункта 8, абзацами вторым, четвертым, шестым и двенадцатым подпункта "а" пункта 13, абзацами одиннадцатым - тринадцатым подпункта "а" пункта 14, абзацем шестым пункта 15 Правил, утвержденных настоящим постановлением;

сведения, предусмотренные абзацем третьим подпункта "а", абзацем шестым подпункта "б", подпунктами "в", "д" и "з" пункта 8, абзацем третьим пункта 15 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, позволяющей однозначно определить конкретное место реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2024 года № 1644



Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду



1. Настоящие Правила определяют порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, указанной в пункте 1 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - оценка воздействия на окружающую среду).

2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится юридическим или физическим лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляющим документацию по планируемой хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (далее - заказчик), или физическим или юридическим лицом, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду (далее - исполнитель).

3. Проведение общественных обсуждений с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами (далее соответственно - общественные обсуждения, участники общественных обсуждений) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 16-48 настоящих Правил.

4. Процедура оценки воздействия на окружающую среду состоит из следующих этапов:

а) проведение предварительной оценки в случае принятия заказчиком решения о ее проведении;

б) подготовка технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - техническое задание) в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания, включая информирование общественности и проведение общественных обсуждений по проекту технического задания, а также утверждение технического задания и его размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду;

г) подготовка предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду;

д) направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений (далее - уведомление об обсуждениях);

е) проведение общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду, объекта государственной экологической экспертизы или объекта государственной экологической экспертизы, содержащего предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду;

ж) подготовка окончательных материалов оценки воздействия на окружающую среду на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом проведенных общественных обсуждений, результатов анализа и учета замечаний и предложений участников общественных обсуждений, поступивших в ходе указанных обсуждений, и размещение в открытом доступе в сети "Интернет" указанных окончательных материалов для ознакомления общественности.

5. В ходе проведения предварительной оценки в случае принятия заказчиком решения о ее проведении заказчиком (исполнителем) может быть собрана информация:

а) о планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель и условия ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемые требования к месту реализации, затрагиваемые муниципальные образования, возможность трансграничного воздействия исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды, соответствие документам территориального и стратегического планирования;

б) о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию;

в) о возможных прямых, косвенных и иных (экологических и связанных с ними социальных и экономических) воздействиях на окружающую среду и мерах по предотвращению и (или) уменьшению негативных воздействий.

6. Техническое задание составляется в случае принятия заказчиком решения о его подготовке и содержит следующие сведения:

а) наименование планируемой хозяйственной и иной деятельности, адрес в пределах места нахождения (для юридических лиц) или места жительства (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц) заказчика (исполнителя);

б) сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

в) основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду;

г) план проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктами 16-48 настоящих Правил;

д) основные источники данных для проведения оценки воздействия на окружающую среду;

е) предполагаемый состав материалов оценки воздействия на окружающую среду, включая исследования по оценке воздействия на окружающую среду.

7. После проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктами 16-48 настоящих Правил техническое задание утверждается заказчиком с учетом результатов анализа замечаний и предложений, поступивших в ходе общественных обсуждений, в течение 10 календарных дней с даты завершения общественных обсуждений согласно пункту 40 настоящих Правил и размещается согласно указанной в уведомлении об обсуждениях информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 24 настоящих Правил, в открытом доступе в сети "Интернет" до истечения срока, указанного в пункте 51 настоящих Правил.

8. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся заказчиком (исполнителем) и включают:

а) определение характеристик планируемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернативных вариантов ее реализации:

цель реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;

описание планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая:

описание технических решений с указанием технических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность;

сведения о потребности в сырьевых ресурсах, топливе, газе, воде, электрической энергии и источниках их поступления;

данные о планируемой мощности планируемой деятельности, составе и характеристике производства, номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг);

сведения об использовании сырья и отходов производства;

сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;

сведения о земельных участках, категории земель, на которых планируется реализация деятельности;

технико-экономические показатели планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства с учетом площади застройки, общей площади, строительного объема (в том числе подземной части), количества этажей (в том числе подземных) и протяженности (для линейных объектов);

описание технологических решений с указанием технологических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность:

характеристика принятой технологической схемы производства в целом, показатели, характеристика и параметры технологических процессов и оборудования, данные о трудоемкости изготовления продукции;

описание потребности в сырье, ресурсах для технологических нужд и источников их поступления;

описание параметров и качественных характеристик продукции;

сведения о линейном объекте с указанием наименования, назначения и месторасположения начального и конечного пунктов линейного объекта (при наличии линейного объекта);

описание маршрутов прохождения линейного объекта, обоснование выбранного варианта маршрута (при наличии линейного объекта);

технико-экономическая характеристика линейного объекта (категория, протяженность, проектная мощность, пропускная способность, грузонапряженность, интенсивность движения, сведения об основных технологических операциях линейного объекта в зависимости от его назначения, основные параметры продольного профиля и полосы отвода и другое) (при наличии линейного объекта);

технологические и конструктивные решения линейного объекта (при наличии линейного объекта);

альтернативные варианты реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;

б) анализ состояния территории и (или) акватории в пределах намеченных участков реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности и территории и (или) акватории, на которые может оказать воздействие планируемая хозяйственная и иная деятельность:

состояние окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов;

физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия;

социально-экономическая ситуация в районе реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;

имеющиеся прямые, косвенные и иные воздействия на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды, природные, природно-антропогенные, антропогенные объекты и характеристика указанных воздействий;

наличие территорий и (или) акваторий или зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов или их частей, водно-болотных угодий международного значения, зон с особыми условиями использования территорий;

в) выявление возможных прямых, косвенных и иных (экологических и связанных с ними социальных и экономических) воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (включая земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, вопросы водопотребления и водоотведения, воздействие отходов производства и потребления, физические факторы воздействия, возможные аварийные ситуации и воздействие на окружающую среду при аварийных ситуациях) с учетом альтернатив и их оценку, включая оценку возможного трансграничного воздействия в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также прогноз изменения состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;

г) анализ прямых, косвенных и иных (экологических и связанных с ними социальных и экономических) последствий на основе комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов, а также оценку достоверности прогнозируемых последствий планируемой хозяйственной и иной деятельности;

д) определение мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду, оценку их эффективности и возможности реализации;

е) оценку значимости остаточных (с учетом реализации мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду) воздействий на окружающую среду и их последствий;

ж) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, включая вариант отказа от деятельности по решению заказчика, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации исходя из рассмотренных альтернатив и результатов проведенных исследований;

з) разработку предложений по мероприятиям производственного экологического контроля, мониторинга (наблюдения за состоянием) окружающей среды с учетом этапов подготовки и реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

и) выявление неопределенностей в определении воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, разработку по решению заказчика рекомендаций по проведению исследований последствий реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, эффективности выбранных мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия, а также для проверки сделанных прогнозов (послепроектного анализа) реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.

9. В случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся в соответствии с техническим заданием, утвержденным в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

10. Заказчик (исполнитель) вправе по собственному усмотрению включить в исследования по оценке воздействия на окружающую среду анализ дополнительных сведений, не предусмотренных пунктами 8 и 11-14 настоящих Правил.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»