ПНСТ 971-2024/
ISO/TS 5474-5:2024
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДОРОЖНЫЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью
Часть 5
Автоматическая проводная передача энергии
Electrically propelled road vehicles. Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit. Part 5. Automated conductive power transfe
ОКС 03.220.20
Срок действия с 2025-07-01
до 2028-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2024 г. № 85-пнст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 5474-5:2024* "Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 5. Автоматическая проводная передача энергии" (ISO/TS 5474-5:2024 "Electrically propelled road vehicles - Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit Part 5: Automated conductive power transfe", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.- Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125480 Москва, ул.Героев Панфиловцев, д.24, e-mail: niiat@niiat.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
ИСО (Международная организация по стандартизации) - Всемирная федерация национальных органов по стандартизации (органов - членов ИСО). Работу по подготовке международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый орган-член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, взаимодействующие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам электротехнической стандартизации.
Процедуры, использованные при разработке настоящего стандарта и предназначенные для его дальнейшего сопровождения, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, отмечают различные критерии утверждения, необходимые для различных типов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).
Некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию каких-либо или всех таких патентных прав. Подробная информация о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки стандарта, будет приведена во введении и/или в списке полученных патентных деклараций ИСО (см. www.iso.org/patents).
Любое торговое наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией, предоставленной для удобства пользователей, и не является одобрением.
Объяснение добровольного характера стандартов, значения специфических терминов и выражений ИСО, связанных с оценкой соответствия, а также информацию о соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в разделе "Технические барьеры в торговле" (ТБТ) см. www.iso.org/iso/foreword.html.
Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 22 "Дорожные транспортные средства" Подкомитета SC 37 "Дорожные транспортные средства с электрическим приводом".
Любые отзывы или вопросы по данному стандарту следует направлять в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Настоящий стандарт устанавливает требования к бортовой системе (сторона транспортного средства), обеспечивающей автоматическое подключение для токопроводящей передачи энергии переменного тока AC и/или постоянного тока DC между дорожными транспортными средствами с электрическим приводом EV и внешними электрическими цепями. В настоящем стандарте рассматриваются следующие аспекты:
- требования к электрической и механической безопасности;
- требования совместимости;
- условия окружающей среды;
- требования к функциональности;
- процедуры испытания.
Настоящий стандарт распространяется на:
- электромобили, поддерживающие автоматическое подключение ввода транспортного средства в соответствии с МЭК 62196-2, МЭК 62196-3, МЭК ТС 62196-3-1 или МЭК ТС 63379 (категория 1) и
- электромобили, поддерживающие автоматическое подключение ввода транспортного средства категории 3 или вилки категории 3 (обычно на днище автомобиля) в соответствии с МЭК ТС 61851-26.
Стандарт был разработан параллельно с технологическим развитием автоматических систем подключения. В связи с тем, что опыт работы с технологией очень ограничен, требования, приведенные в этом стандарте, не охватывают в полной мере все аспекты/требования к совместимой работе на данном этапе. Текущие и будущие разработки продукта будут постоянно подтверждать, опровергать и уточнять требования этого стандарта.
Настоящий стандарт устанавливает требования к бортовой системе (сторона транспортного средства), обеспечивающей автоматическое подключение для токопроводящей передачи энергии переменного тока AC и/или постоянного тока DC между дорожными транспортными средствами с электрическим приводом EV и внешними электрическими цепями. В настоящем стандарте рассматриваются следующие аспекты:
- требования к электрической и механической безопасности;
- требования совместимости;
- условия окружающей среды;
- требования к функциональности;
- процедуры испытания.
Настоящий стандарт распространяется на:
- электромобили, поддерживающие автоматическое подключение ввода транспортного средства в соответствии с МЭК 62196-2, МЭК 62196-3, МЭК ТС 62196-3-1 или IEC TS 63379 (категория 1) и
- электромобили, поддерживающие автоматическое подключение ввода транспортного средства категории 3 или вилки категории 3 (обычно на днище автомобиля) в соответствии с МЭК ТС 61851-26.
Примечание 1 - МЭК ТС 61851-26 не включает автоматическое подключение вводов транспортных средств или вилок категории 1 и категории 2, которые также могут быть установлены на днище транспортного средства.
Требования к электромобилям, оснащенным ACD или аналогом ACD категории 2, указаны в EN 50696 и МЭК 63407.
Требования к одновременной работе нескольких интерфейсов передачи энергии не рассматриваются в настоящем стандарте.
Примечание 2 - Требования к инфраструктуре ACD, порядку связи и интерфейсу связи указаны в МЭК 61851-23-1, МЭК ТС 61851-26 и МЭК ТС 61851-27.
Примечание 3 - Требования к электромагнитной совместимости для транспортных средств, подключенных к сети электропитания, определены в МЭК 61851-21-1.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 5474-1:2024, Electrically propelled road vehicles - Functional requirements and safety requirements for power transfer - Part 1: General requirements for conductive power transfer (Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 1. Общие требования к передаче энергии по проводам)
ISO 5474-2:2024, Electrically propelled road vehicles - Functional requirements and safety requirements for power transfer - Part 2: AC power transfer (Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 2. Передача электроэнергии переменного тока)
ISO 5474-3:2024, Electrically propelled road vehicles - Functional requirements and safety requirements for power transfer - Part 3: DC power transfer (Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 3. Передача энергии постоянного тока)
ISO 10218-1:2011, Robots and robotic devices - Safety requirements for industrial robots - Part 1: Robots (Роботы манипуляционные промышленные. Требования к технике безопасности. Часть 1. Роботы)
ISO 12100:2010, Safety of machinery - General principles for design - Risk assessment and risk reduction (Безопасность машин. Общие принципы конструирования. Оценка рисков и снижение рисков)
IEC TS 61851-26, Electric vehicle conductive charging system - Part 26: EV supply equipment with automated connection of a vehicle coupler located at the underbody of an electric vehicle (Система токопроводящей зарядки электромобиля. Часть 26. Оборудование питания электромобиля с автоматизированным подключением соединителя, транспортного средства, расположенного в нижней части кузова электромобиля)
IEC TS 61851-27, Electric vehicle conductive charging system - Part 27: EV supply equipment with automated connection of a vehicle coupler according to IEC 62196-2 or IEC 62196-3 (Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 27. Оборудование питания электромобилей с автоматизированным подключением соединителя транспортного средства в соответствии с МЭК 62196-2 или МЭК 62196-3)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 5474-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по адресу: https://www.iso.org/obp
- Электропедия МЭК (IEC): доступна по адресу: https://www.electropedia.org
3.1 бортовая система ACD (ACD onboard system): Система с функциями автоматической стыковки (3.6) и расстыковки (3.14), установленная на транспортном средстве и используемая в сочетании с автоматическим оборудованием для питания электромобиля (3.3).
3.2 устройство автоматического подключения ACD (АСД automatic connection device): Активное устройство, в котором физическое соединение между оборудованием для питания электромобиля (EV) и транспортным средством осуществляется без взаимодействия с пользователем, обеспечивая электромеханический интерфейс.
Примечание 1 - Подготовительные действия, предпринимаемые пользователем для обеспечения автоматической зарядки (например, открытие крышки ввода), не рассматриваются как часть установления физического соединения.
Примечание 2 - Этот термин произошел от термина "автоматизированное соединительное устройство".
3.3 автоматическое оборудование для питания электромобилей (automatic EV supply equipment): Оборудование для питания электромобилей (EV) с функциями автоматической стыковки (3.6) и расстыковки (3.14).
3.4 связь для стыковки и расстыковки (communication for docking and undocking): Связь между контроллером связи оборудования питания (SECC) (3.13) и контроллером связи электромобиля (EVCC) (3.7) для стыковки (3.6) и расстыковки (3.14).
3.5 связь для передачи энергии (communication for power transfer): Сеанс связи, установленный между контроллером связи оборудования питания (SECC) (3.13) и контроллером связи электромобиля (EVCC) (3.7), используемый для управления зарядкой.
3.6 стыковка (docking): Процесс, в котором манипулятор (3.9) выполняет контролируемое движение и соединяет штепсель с розеткой либо соединитель транспортного средства с вводом транспортного средства.
Примечание - Помимо манипулятора могут использоваться и другие исполнительные механизмы, например для открывания крышки ввода или для втягивания соединителя транспортного средства во впускное отверстие транспортного средства.
3.7 контроллер связи электромобиля EVCC (EV communication controller): Встроенная система в электромобиле (EV), которая реализует связь между электромобилем и контроллером связи оборудования питания (SECC) (3.13) для поддержки определенных функций.
Примечание - Такими определенными функциями могут быть, например управление входными и выходными каналами, шифрование или передача данных между электромобилем и SECC (3.13).
3.8 обездвиживание (immobilization): Торможение движения транспортного средства его собственной системой привода.
3.9 манипулятор (manipulator): Машина (механизм), который обычно состоит из ряда сегментов, сочлененных или скользящих относительно друг друга, с целью захвата и/или перемещения объектов (деталей или инструментов), как правило, с несколькими степенями свободы.