Статус документа
Статус документа

ПНСТ 970-2024/

ИСО 5474-3:2024

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДОРОЖНЫЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью

Часть 3

Передача энергии постоянного тока

Electrically propelled road vehicles. Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit. Part 3. DC power transfer



ОКС 03.220.20

Срок действия с 2025-07-01

до 2028-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2024 г. № 84-пнст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5474-3:2024* "Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 3. Передача энергии постоянного тока" (ISO 5474-3:2024 "Electrically propelled road vehicles - Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit - Part 3: DC power transfer", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.- Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес. до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125480 Москва, ул.Героев Панфиловцев, д.24, e-mail: niiat@niiat.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


ИСО (Международная организация по стандартизации) - Всемирная федерация национальных органов по стандартизации (органов - членов ИСО). Работу по подготовке международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый орган-член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, взаимодействующие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам электротехнической стандартизации.

Процедуры, использованные при разработке настоящего стандарта и предназначенные для его дальнейшего сопровождения, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, отмечают различные критерии утверждения, необходимые для различных типов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).

Некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию каких-либо или всех таких патентных прав. Подробная информация о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки стандарта, будет приведена во введении и/ или в списке полученных патентных деклараций ИСО (см. www.iso.org/patents).

Любое торговое наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией, предоставленной для удобства пользователей, и не является одобрением.

Объяснение добровольного характера стандартов, значения специфических терминов и выражений ИСО, связанных с оценкой соответствия, а также информацию о соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в разделе "Технические барьеры в торговле" (ТБТ) см. www.iso.org/iso/foreword.html.

Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 22 "Дорожные транспортные средства" Подкомитета SC 37 "Дорожные транспортные средства с электрическим приводом".

Любые отзывы или вопросы по данному стандарту следует направлять в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к токопроводящей передаче энергии с использованием постоянного тока c напряжением до 1500 В между дорожными транспортными средствами с электрическим приводом и внешними электрическими цепями. Требования настоящего стандарта применяют в дополнение к ИСО 5474-1.

Настоящий стандарт устанавливает требования к токопроводящей зарядке в режиме 4 в соответствии с МЭК 61851-1. Для режима 4 в этом стандарте приведены требования к передаче энергии только при использовании изолированного источника питания постоянного тока EV в соответствии с МЭК 61851-23.

Настоящий стандарт устанавливает требования к цепям электропитания транспортных средств.

Обзор требований к мегаваттным зарядным устройствам приведен в приложении В.

В этом стандарте не предусмотрены:

- требования к одновременной работе нескольких интерфейсов передачи энергии и

- требования к передаче энергии во время движения (электрические дорожные системы), но они рассматриваются.

В этом стандарте не предусмотрены:

- требования к мопедам и мотоциклам (которые устанавливаются в стандарте ISO 18246);

- исчерпывающая информация по технике безопасности для производственного персонала, персонала по техническому обслуживанию и ремонту.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 5474-1:2024, Electrically propelled road vehicles - Functional requirements and safety requirements for power transfer - Part 1: General requirements for conductive power transfer (Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 1. Общие требования к передаче энергии по проводам)

ISO 6469-3:2021, Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Electrical safety (Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность)

ISO 26262 (all parts), Road vehicles - Functional safety [(все части) Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность]

IEC 60364-4-43, Low-voltage electrical installations - Part 4-43: Protection for safety - Protection against overcurrent (Электроустановки низковольтные. Часть 4-43. Защита для обеспечения безопасности. Защита от сверхтока)

IEC 61000-4-5, Electromagnetic compatibility (EMC) - Part 4-5: Testing and measurement techniques - Surge immunity test (Электромагнитная совместимость (ЭМС). Часть 4-5. Методы испытаний и измерений. Испытание на устойчивость к выбросу напряжения)

IEC 61180, High-voltage test techniques for low-voltage equipment - Definitions, test and procedure requirements, test equipment (Техника испытаний высоким напряжением низковольтного оборудования. Определения, требования к испытаниям и процедурам, испытательное оборудование)

IEC 61851-1:2017, Electric vehicle conductive charging system - Part 1: General requirements (Система зарядки электрических транспортных средств проводная. Часть 1. Общие требования)

IEC 61851-23:2023, Electric vehicle conductive charging system - Part 23: DC electric vehicle charging station (Система зарядки электрических транспортных средств проводная. Часть 23. Оборудование для питания электрических транспортных средств постоянным током)

IEC 62196-3, Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets - Conductive charging of electric vehicles - Part 3: Dimensional compatibility and interchangeability requirements for d.c. and a.c./d.c. pin and contact-tube vehicle couplers (Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы транспортных средств. Проводная зарядка электрических транспортных средств. Часть 3. Требования к совместимости и взаимозаменяемости размеров соединительных устройств постоянного тока и переменного/постоянного тока со штырями и контактными гнездами для транспортных средств)

IEC TS 62196-3-1, Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets - Conductive charging of electric vehicles - Part 3-1: Vehicle connector, vehicle inlet and cable assembly for DC charging intended to be used with a thermal management system (Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы для транспортных средств. Проводная зарядка для электромобилей. Часть 3-1. Соединители, вводы и кабельные сборки для систем зарядки постоянного тока, предназначенные для использования с системой терморегулирования)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 5474-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по адресу: https://www.iso.org/obp

- Электропедия МЭК (IEC): доступна по адресу https://www.electropedia.org

3.1 ток отключения (пропускной ток): Максимальное мгновенное значение тока, достигаемое при отключении коммутационного устройства или предохранителя.

Примечание - Эта концепция имеет особое значение, когда коммутационное устройство или предохранитель работают таким образом, что предполагаемый пиковый ток цепи не достигается.

3.2 устройство контроля изоляции IMD: Устройство, предназначенное для постоянного контроля сопротивления изоляции по отношению к земле незаземленных IT-систем переменного тока, IT-систем переменного тока с гальванически подключенными цепями постоянного тока номинальным напряжением до 1000 В переменного тока, а также для контроля сопротивления изоляции незаземленных IT-систем постоянного тока напряжением до 1500 В, независимо от метода измерения.

3.3 система контроля сопротивления изоляции: Система, которая периодически или непрерывно контролирует сопротивление изоляции между токоведущими частями и электрическим корпусом.

3.4 термическое отключение: Теплочувствительное устройство, предназначенное для автоматического отключения при ненормальных условиях эксплуатации и не допускающее регулировки пользователем.

3.5 измерение температуры: Средство для предоставления данных о температуре принадлежностей, кабельных сборок или их частей.

3.6 RESS SOC: Состояние заряда перезаряжаемой системы накопления энергии, остаточная емкость RESS, доступная для разряда.

Примечание - Уровень заряда RESS обычно выражается в процентах от полного заряда.

3.7 устройство контроля тока утечки: Пассивное электрическое устройство для контроля сопротивления изоляции изолированной системы постоянного тока путем измерения тока утечки между токоведущими частями и открытыми токопроводящими частями или защитным проводником.

3.8 устройство для защиты от импульсных перенапряжений SPD: Устройство, содержащее по меньшей мере один нелинейный компонент, предназначенное для ограничения переходных перенапряжений и отвода импульсных токов.

     4 Архитектура системы

Применяют раздел 4 ИСО 5474-1.

     5 Условия окружающей среды и эксплуатации

Применяют раздел 5 ИСО 5474-1:2024.

     6 Требования безопасности

     6.1 Общие положения

Применяют пункт 6.1 ИСО 5474-1:2024, за исключением следующих случаев:

Защита цепи электропитания транспортного средства от поражения электрическим током должна включать в себя основную защиту и защиту от сбоев в работе в соответствии с требованиями пункта 6.2.

Если не указано иное, "Альтернативные меры защиты" в соответствии с пунктом 6.3.5 ISO 6469-3:2021 должны применяться непосредственно между частями цепи электропитания транспортного средства, находящимися под напряжением, и человеком.

Для всех функций, связанных с безопасностью, на транспортном средстве должно быть предусмотрено самостоятельное измерение тока и напряжения, нельзя полагаться исключительно на значения, передаваемые по цифровой связи оборудованием, обеспечивающим питание электромобиля.

Примечание - Цифровая связь считается ненадежной с точки зрения безопасности.

     6.2 Защита людей от поражения электрическим током

     6.2.1 Общие положения

Применяют пункт 6.2.1 ИСО 5474-1:2024.

     6.2.2 Совместимость с внешними устройствами безопасности

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs