Статус документа
Статус документа

ПНСТ 969-2024/

ИСО 5474-2:2024

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДОРОЖНЫЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью

Часть 2

Передача энергии переменного тока

Electrically propelled road vehicles. Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit. Part 2. AC power transfer



ОКС 03.220.20

Срок действия с 2025-07-01

до 2028-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2024 г. № 83-пнст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5474-2:2024* "Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 2. Передача энергии переменного тока" (ISO 5474-2:2024 "Electrically propelled road vehicles - Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit - Part 2: AC power transfer", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.- Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес. до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125480 Москва, ул.Героев Панфиловцев, д.24, e-mail: niiat@niiat.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


ИСО (Международная организация по стандартизации) - Всемирная федерация национальных органов по стандартизации (органов - членов ИСО). Работу по подготовке международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый орган-член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, взаимодействующие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам электротехнической стандартизации.

Процедуры, использованные при разработке настоящего стандарта и предназначенные для его дальнейшего сопровождения, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, отмечают различные критерии утверждения, необходимые для различных типов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).

Некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию каких-либо или всех таких патентных прав. Подробная информация о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки стандарта, будет приведена во введении и/или в списке полученных патентных деклараций ИСО (см. www.iso.org/patents).

Любое торговое наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией, предоставленной для удобства пользователей, и не является одобрением.

Объяснение добровольного характера стандартов, значения специфических терминов и выражений ИСО, связанных с оценкой соответствия, а также информацию о соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в разделе "Технические барьеры в торговле" (ТБТ) см. www.iso.org/iso/foreword.html.

Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 22 "Дорожные транспортные средства" Подкомитета SC 37 "Дорожные транспортные средства с электрическим приводом".

Любые отзывы или вопросы по данному стандарту следует направлять в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к токопроводящей передаче энергии с использованием переменного тока между дорожными транспортными средствами с электрическим приводом и внешними электрическими цепями. Требования настоящего стандарта применяются в дополнение к ИСО 5474-1.

Внешние электрические цепи включают в себя внешние источники электропитания и внешние электрические нагрузки. Этот стандарт содержит требования к режимам зарядки 2, 3, как определено в МЭК 61851-1, и реверсивной передаче энергии.

Рассматриваются требования к реверсивной передаче энергии для подачи напряжения на розетки, расположенные в автомобиле.

Настоящий стандарт устанавливает требования к реверсивной передаче энергии через вилку (штекер) или ввод транспортного средства в соответствии с МЭК 62196-1 или МЭК 62196-2.

Требования к токопроводящей передаче энергии переменного тока с использованием устройства автоматического подключения (ACD the automated connection device) или аналога ACD, в соответствии с ИСО 5474-5.

Требования к системам автоматического подключения в соответствии с ИСО 5474-5.

Настоящий стандарт распространяется на бортовые секции цепей электроснабжения транспортного средства. Это относится также к специальным функциям управления источником питания, используемым для подключения автомобиля к внешней электрической цепи.

Стандарт не устанавливает требований по технике безопасности для производственного персонала, персонала по техническому обслуживанию и ремонту.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 5474-1:2024, Electrically propelled road vehicles - Functional requirements and safety requirements for power transfer - Part 1: General requirements for conductive power transfer (Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 1. Общие требования к передаче энергии по проводам)

ISO 6469-3:2021, Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Electrical safety (Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность)

IEC 60038, IEC standard voltages (Напряжения стандартные)

IEC 60364-4-43, Low-voltage electrical installations - Part 4-43: Protection for safety - Protection against overcurrent (Электроустановки низковольтные. Часть 4-43. Защита для обеспечения безопасности. Защита от сверхтока)

IEC 60364-8-82:2022, Low-voltage electrical installations - Part 8-82: Functional aspects - Prosumer’s low-voltage electrical installations (Электроустановки низковольтные. Часть 8-82. Функциональные аспекты. Низковольтные электроустановки для потребителей-профессионалов)

IEC 60664-1:2020, Insulation coordination for equipment within low-voltage supply systems - Part 1: Principles, requirements and tests (Координация изоляции для оборудования низковольтных систем питания. Часть 1. Принципы, требования и испытания)

IEC 60898-1:2015, Electrical accessories - Circuit-breakers for overcurrent protection for household and similar installations - Part 1: Circuit-breakers for a.c. operation (Арматура электрическая. Выключатели автоматические для защиты от сверхтоков электроустановок бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Выключатели автоматические для переменного тока)

IEC 61851-1:2017, Electric vehicle conductive charging system - Part 1: General requirements (Система зарядки электрических транспортных средств проводная. Часть 1. Общие требования)

IEC 62196-1, Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets - Conductive charging of electric vehicles - Part 1: General requirements (Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы для транспортных средств. Проводная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования)

IEC 62196-2, Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets - Conductive charging of electric vehicles - Part 2: Dimensional compatibility and interchangeability requirements for a.c. pin and contact-tube accessories (Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы для транспортных средств. Проводная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока)

ISO 15118 (all parts), Road vehicles - Vehicle to grid communication interface [(все части) Дорожные транспортные средства. Интерфейс связи транспортного средства и электросети)]

IEC 60364-5-54, Low-voltage electrical installations - Part 5-54: Selection and erection of electrical equipment - Earthing arrangements and protective conductors (Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 5474-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по адресу: https://www.iso.org/obp

- Электропедия МЭК (IEC): доступна по адресу https://www.electropedia.org

3.1 активный коэффициент : Для двухполюсного элемента или двухполюсной цепи в синусоидальных условиях отношение активной мощности к кажущейся мощности.

3.2 защитное разделение (защитное электрическое разделение): Отделение одной электрической цепи от другой с помощью:

- двойной изоляции; или

- базовой изоляции и электрического защитного экрана (экранирование); или

- усиленной изоляции.

3.3 передача энергии от транспортного средства к нагрузке V2L: Передача энергии от цепи электропитания транспортного средства, по крайней мере, к одной внешней электрической нагрузке, при этом предполагается, что нагрузка не имеет постоянного подключения к защитному заземлению.

Примечание - Внешняя электрическая нагрузка может быть подключена к цепи электропитания транспортного средства через стандартную бортовую розетку или ввод транспортного средства напрямую или с помощью адаптера V2L (3.4).

3.4 адаптер V2L: Оборудование, которое подключается к цепи электропитания транспортного средства через ввод транспортного средства и имеет, по крайней мере, одну стандартную розетку для подключения внешних электрических нагрузок.

3.5 режим формирования электросети: Режим обратной передачи энергии не параллельно питающей сети.

3.6 режим слежения за электросетью: Режим параллельной обратной передачи энергии в соответствии с рабочими параметрами питающей сети.

3.7 изоляция: Разъединение, обеспечивающее надлежащее изолирование электрического оборудования, системы, установки или ее части от их источников энергии.

     4 Архитектура системы

Применяют раздел 4 ИСО 5474-1, за исключением следующих случаев:

Пример обратной передачи энергии переменного тока от транспортного средства к нагрузке (обратная передача энергии переменного тока в режиме формирования электросети в незаземленную внешнюю цепь) приведен на рисунке 1.

Пример обратной передачи энергии переменного тока от транспортного средства к электросети (обратная передача энергии переменного тока в режиме следования за электросетью в заземленную внешнюю цепь) приведен на рисунке 2.

Пример обратной передачи энергии переменного тока от автомобиля к дому (обратная передача энергии переменного тока в режиме формирования сети или в режиме следования за электросетью к заземленной внешней цепи) представлен на рисунке 3.


Обозначения:

2 - транспортное средство;

3а - соединитель транспортного средства переменного тока;

4 - адаптер V2L;

5a - розетка, оснащенная адаптером V2L, и стандартной вилкой;

5b - стандартная розетка, предусмотренная на борту автомобиля, и стандартная вилка;

11 - внешняя электрическая нагрузка;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs