ПНСТ 969-2024/
ИСО 5474-2:2024
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДОРОЖНЫЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью
Часть 2
Передача энергии переменного тока
Electrically propelled road vehicles. Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit. Part 2. AC power transfer
ОКС 03.220.20
Срок действия с 2025-07-01
до 2028-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2024 г. № 83-пнст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5474-2:2024* "Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 2. Передача энергии переменного тока" (ISO 5474-2:2024 "Electrically propelled road vehicles - Functional and safety requirements for power transfer between vehicle and external electric circuit - Part 2: AC power transfer", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.- Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес. до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125480 Москва, ул.Героев Панфиловцев, д.24, e-mail: niiat@niiat.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
ИСО (Международная организация по стандартизации) - Всемирная федерация национальных органов по стандартизации (органов - членов ИСО). Работу по подготовке международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый орган-член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, взаимодействующие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам электротехнической стандартизации.
Процедуры, использованные при разработке настоящего стандарта и предназначенные для его дальнейшего сопровождения, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, отмечают различные критерии утверждения, необходимые для различных типов документов ИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).
Некоторые элементы этого стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию каких-либо или всех таких патентных прав. Подробная информация о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки стандарта, будет приведена во введении и/или в списке полученных патентных деклараций ИСО (см. www.iso.org/patents).
Любое торговое наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией, предоставленной для удобства пользователей, и не является одобрением.
Объяснение добровольного характера стандартов, значения специфических терминов и выражений ИСО, связанных с оценкой соответствия, а также информацию о соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в разделе "Технические барьеры в торговле" (ТБТ) см. www.iso.org/iso/foreword.html.
Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 22 "Дорожные транспортные средства" Подкомитета SC 37 "Дорожные транспортные средства с электрическим приводом".
Любые отзывы или вопросы по данному стандарту следует направлять в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Настоящий стандарт устанавливает требования к токопроводящей передаче энергии с использованием переменного тока между дорожными транспортными средствами с электрическим приводом и внешними электрическими цепями. Требования настоящего стандарта применяются в дополнение к ИСО 5474-1.
Внешние электрические цепи включают в себя внешние источники электропитания и внешние электрические нагрузки. Этот стандарт содержит требования к режимам зарядки 2, 3, как определено в МЭК 61851-1, и реверсивной передаче энергии.
Рассматриваются требования к реверсивной передаче энергии для подачи напряжения на розетки, расположенные в автомобиле.
Настоящий стандарт устанавливает требования к реверсивной передаче энергии через вилку (штекер) или ввод транспортного средства в соответствии с МЭК 62196-1 или МЭК 62196-2.
Требования к токопроводящей передаче энергии переменного тока с использованием устройства автоматического подключения (ACD the automated connection device) или аналога ACD, в соответствии с ИСО 5474-5.
Требования к системам автоматического подключения в соответствии с ИСО 5474-5.
Настоящий стандарт распространяется на бортовые секции цепей электроснабжения транспортного средства. Это относится также к специальным функциям управления источником питания, используемым для подключения автомобиля к внешней электрической цепи.
Стандарт не устанавливает требований по технике безопасности для производственного персонала, персонала по техническому обслуживанию и ремонту.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 5474-1:2024, Electrically propelled road vehicles - Functional requirements and safety requirements for power transfer - Part 1: General requirements for conductive power transfer (Транспортные средства дорожные с электрическим приводом. Функциональные требования и требования безопасности к передаче энергии между транспортным средством и внешней электрической цепью. Часть 1. Общие требования к передаче энергии по проводам)
ISO 6469-3:2021, Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Electrical safety (Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность)
IEC 60038, IEC standard voltages (Напряжения стандартные)
IEC 60364-4-43, Low-voltage electrical installations - Part 4-43: Protection for safety - Protection against overcurrent (Электроустановки низковольтные. Часть 4-43. Защита для обеспечения безопасности. Защита от сверхтока)
IEC 60364-8-82:2022, Low-voltage electrical installations - Part 8-82: Functional aspects - Prosumer’s low-voltage electrical installations (Электроустановки низковольтные. Часть 8-82. Функциональные аспекты. Низковольтные электроустановки для потребителей-профессионалов)
IEC 60664-1:2020, Insulation coordination for equipment within low-voltage supply systems - Part 1: Principles, requirements and tests (Координация изоляции для оборудования низковольтных систем питания. Часть 1. Принципы, требования и испытания)
IEC 60898-1:2015, Electrical accessories - Circuit-breakers for overcurrent protection for household and similar installations - Part 1: Circuit-breakers for a.c. operation (Арматура электрическая. Выключатели автоматические для защиты от сверхтоков электроустановок бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Выключатели автоматические для переменного тока)
IEC 61851-1:2017, Electric vehicle conductive charging system - Part 1: General requirements (Система зарядки электрических транспортных средств проводная. Часть 1. Общие требования)
IEC 62196-1, Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets - Conductive charging of electric vehicles - Part 1: General requirements (Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы для транспортных средств. Проводная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования)
IEC 62196-2, Plugs, socket-outlets, vehicle connectors and vehicle inlets - Conductive charging of electric vehicles - Part 2: Dimensional compatibility and interchangeability requirements for a.c. pin and contact-tube accessories (Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы для транспортных средств. Проводная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока)
ISO 15118 (all parts), Road vehicles - Vehicle to grid communication interface [(все части) Дорожные транспортные средства. Интерфейс связи транспортного средства и электросети)]
IEC 60364-5-54, Low-voltage electrical installations - Part 5-54: Selection and erection of electrical equipment - Earthing arrangements and protective conductors (Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 5474-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по адресу: https://www.iso.org/obp
- Электропедия МЭК (IEC): доступна по адресу https://www.electropedia.org
3.1 активный коэффициент : Для двухполюсного элемента или двухполюсной цепи в синусоидальных условиях отношение активной мощности к кажущейся мощности.
3.2 защитное разделение (защитное электрическое разделение): Отделение одной электрической цепи от другой с помощью:
- двойной изоляции; или
- базовой изоляции и электрического защитного экрана (экранирование); или
- усиленной изоляции.
3.3 передача энергии от транспортного средства к нагрузке V2L: Передача энергии от цепи электропитания транспортного средства, по крайней мере, к одной внешней электрической нагрузке, при этом предполагается, что нагрузка не имеет постоянного подключения к защитному заземлению.
Примечание - Внешняя электрическая нагрузка может быть подключена к цепи электропитания транспортного средства через стандартную бортовую розетку или ввод транспортного средства напрямую или с помощью адаптера V2L (3.4).
3.4 адаптер V2L: Оборудование, которое подключается к цепи электропитания транспортного средства через ввод транспортного средства и имеет, по крайней мере, одну стандартную розетку для подключения внешних электрических нагрузок.
3.5 режим формирования электросети: Режим обратной передачи энергии не параллельно питающей сети.
3.6 режим слежения за электросетью: Режим параллельной обратной передачи энергии в соответствии с рабочими параметрами питающей сети.
3.7 изоляция: Разъединение, обеспечивающее надлежащее изолирование электрического оборудования, системы, установки или ее части от их источников энергии.
Применяют раздел 4 ИСО 5474-1, за исключением следующих случаев:
Пример обратной передачи энергии переменного тока от транспортного средства к нагрузке (обратная передача энергии переменного тока в режиме формирования электросети в незаземленную внешнюю цепь) приведен на рисунке 1.
Пример обратной передачи энергии переменного тока от транспортного средства к электросети (обратная передача энергии переменного тока в режиме следования за электросетью в заземленную внешнюю цепь) приведен на рисунке 2.
Пример обратной передачи энергии переменного тока от автомобиля к дому (обратная передача энергии переменного тока в режиме формирования сети или в режиме следования за электросетью к заземленной внешней цепи) представлен на рисунке 3.
Обозначения:
2 - транспортное средство;
3а - соединитель транспортного средства переменного тока;
4 - адаптер V2L;
5a - розетка, оснащенная адаптером V2L, и стандартной вилкой;
5b - стандартная розетка, предусмотренная на борту автомобиля, и стандартная вилка;
11 - внешняя электрическая нагрузка;