ПНСТ 967-2024
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛГОРИТМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЛАНДШАФТНОЙ НАВИГАЦИИ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ
Методы испытаний
Artificial intelligence algorithms for solving problems of landscape navigation of road building machinery. Test procedures
ОКС 35.020
Дата введения с 2025-01-01
до 2028-01-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ДСТ-УРАЛ" (ООО "ДСТ-УРАЛ").
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2024 г. № 77-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 454081 г.Челябинск, ул.Героев Танкограда, 28П, и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр. 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Ландшафтная навигация строительно-дорожной техники является важной составляющей современных строительных процессов. Она позволяет эффективно осуществлять работы на различных местностях, учитывая особенности рельефа и обеспечивая оптимальное использование ресурсов.
Одним из ключевых элементов ландшафтной навигации является Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), которая позволяет определять точные координаты местоположения строительно-дорожной техники в режиме реального времени. Это дает возможность точно планировать и контролировать перемещение машин и оптимально распоряжаться рабочим временем.
Помимо ГЛОНАСС ландшафтная навигация может также включать в себя другие технологии, такие как системы навигации по инерции, радиолокационные системы и другие инновационные разработки. Их применение позволяет повысить точность и надежность навигации, достигнуть более высокой производительности и улучшить качество выполняемых работ.
Основной задачей ландшафтной навигации является определение оптимального маршрута движения строительно-дорожной техники с учетом препятствий на пути и особенностей рельефа. Основываясь на данных, полученных от системы позиционирования, специалисты могут разработать детальные карты местности и создать виртуальную модель окружающей среды, что существенно упрощает процесс планирования строительных работ.
Благодаря ландшафтной навигации строительно-дорожная техника с легкостью может осуществлять работы на сложных территориях, таких как горные районы или заболоченные местности. Она позволяет определить оптимальные маршруты и точки выгрузки материалов, а также обеспечивает контроль за процессом выполнения задания, позволяя операторам техники быстро и точно настраивать работу машин и решать возникающие проблемы.
Использование ландшафтной навигации в строительно-дорожной технике может значительно сократить временные и финансовые затраты, а также повысить безопасность работ. Она позволяет более эффективно использовать ресурсы, снижать требования к квалификации операторов и улучшать качество результатов.
Настоящий стандарт является частью комплекса стандартов по установлению требований к применению технологий искусственного интеллекта на промышленном транспорте для повышения доверия к технологиям искусственного интеллекта, обеспечения безопасности строительно-дорожного процесса, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, охраны окружающей среды и повышения эффективности технологических процессов.
Настоящий стандарт устанавливает общие положения в отношении работы интеллектуальной системы для решения ландшафтной навигации в совокупности с исполнительными механизмами строительно-дорожной техники, в том числе технические требования и методы испытаний.
Стандарт не относится к области испытаний строительно-дорожной техники на соответствие ее технических параметров выполнению дорожно-строительных работ.
Требования настоящего стандарта не распространяются на испытание тракторов и самоходных машин с целью определения их соответствия требованиям дорожно-строительной технологии.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 19.301 Единая система программной документации. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ Р 53613 Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Осадки и ветер
ГОСТ Р 59276 Системы искусственного интеллекта. Способы обеспечения доверия. Общие положения
ГОСТ Р 59898 Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения
ГОСТ ISO 15817 Машины землеройные. Требования безопасности к дистанционному управлению
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002 Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил применения мер обеспечения информационной безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 устройство позиционирования: Устройство, способное определять положение центральной точки своей антенны и сообщать о нем в географических координатах и в режиме реального времени с использованием спутниковых радионавигационных сигналов.
3.2 точность позиционирования: Статистическое отклонение между действительным и заданным положениями.
3.3 пульт управления: Беспроводной или проводной ручной (переносной) блок управления с интерфейсами к системе управления и с возможностью исключительно локальной или удаленной эксплуатации.
3.4 строительно-дорожная техника; СДТ: Совокупность рабочих машин, энергосредств и устройств, взаимоувязанных по конструктивным и эксплуатационным параметрам и предназначенных для дорожного строительства, а также для обслуживания и ремонта дорожного покрытия.
3.5 датчики навигации: Средства определения местоположения и параметров движения СДТ с использованием радионавигационных полей, включая абонентские терминалы спутниковых радионавигационных систем, а также гироскопы и акселерометры.
3.6
глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928-2010, пункт 1] |
3.7
программное обеспечение (программа, программное средство): Упорядоченная последовательность инструкций (кодов) для вычислительного средства, находящаяся в памяти этого средства и представляющая собой описание алгоритма управления вычислительными средствами и действий сданными. [ГОСТ Р 53622-2009, пункт 3.8] |
3.8 искусственный интеллект; ИИ: комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их.
Примечание - См. [1].
3.9
система искусственного интеллекта: Техническая система, в которой используются технологии искусственного интеллекта и обладающая искусственным интеллектом. [ГОСТ Р 59276-2020, пункт 3.16] |
3.10
алгоритм (algorithm): Конечное упорядоченное множество точно определенных правил для решения конкретной задачи. [ГОСТ 33707-2016, пункт 4.39] |
3.11
автоматизированная система; АС: Система, состоящая из комплекса средств автоматизации, реализующего информационную технологию выполнения установленных функций, и персонала, обеспечивающего его функционирование. [ГОСТ Р 59853-2021, пункт 2] Примечания 1 В зависимости от вида деятельности выделяют, например, следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др. 2 В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ подразделяют, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д. |
3.12
стабильность (maturity): Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к частоте отказов при ошибках в программном обеспечении. [ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93, пункт А.2.2.1] |