Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71611-2024/IEC TS 62840-1:2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ЗАМЕНЫ БАТАРЕЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Часть 1

Общие положения и руководство

Electric vehicle battery swap system. Part 1. General and guidance



ОКС 43.060.40

Дата введения 2025-05-01

Предисловие

 

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2024 г. № 1240-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IEC TS 62840-1:2016* "Системы замены батарей электромобилей. Часть 1. Общие положения и руководство" (IEC TS 62840-1:2016 "Electric vehicle battery swap system - Part 1: General and guidance", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Целью применения системы замены батарей является частичное или полное обеспечение энергией транспортных средств с тяговым электроприводом (ТС ТЭП) путем быстрой замены их сменной батарейной системы (СБС). В то время как зарядка ТС ТЭП обычно занимает относительно много времени, процесс замены батареи занимает всего несколько минут. Таким образом, это позволяет уменьшить беспокойство по поводу дальности поездки и облегчить поездки на большие расстояния.

Поскольку после снятия батареи с транспортного средства существует возможность заряжать ее различными способами, влияние этого процесса на критически важную инфраструктуру электросети сводится к минимуму.

Станции замены батарей в основном включают в себя одну или несколько из следующих функций:

- замена сменной батарейной системы (СБС) ТС ТЭП;

- хранение СБС ТС ТЭП;

- зарядка и охлаждение СБС ТС ТЭП;

- проверка состояния, техническое обслуживание и организация безопасности СБС ТС ТЭП.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системам замены батарей для ТС ТЭП.

Серия стандартов ГОСТ Р МЭК 62840 включает в себя две части:

- ГОСТ Р /IEC TS 62840-1 Общие положения и руководство;

- ГОСТ Р МЭК 62840-2 Требования безопасности.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системам замены батарей, предназначенных для замены батарей дорожных транспортных средств с электроприводом (ТС ТЭП) при выключенной трансмиссии транспортного средства и при условии подключения системы замены батарей с номинальным напряжением до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока к сети питания со стандартным напряжением питания в соответствии с МЭК 60038.

Настоящий стандарт применяют к системам замены батарей для ТС ТЭП, оснащенных одной или более сменными батарейными системами (СБС).

Примечание - Системы замены батарей для легких электромобилей в соответствии с МЭК 61851-3 находятся на рассмотрении.

Настоящий стандарт не применяют:

- при вопросах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом станции замены батарей (СЗБ);

- к троллейбусам, рельсовым транспортным средствам и транспортным средствам, предназначенным для использования главным образом вне дорог общего пользования;

- при техническом обслуживании и сервисе ТС ТЭП.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных ссылок - последнее издание (включая все изменения)]:

IEC 60038, IEC standard voltages (Напряжения стандартные по МЭК)

     3 Термины и определения

3.1 дорожное транспортное средство с тяговым электроприводом (электромобиль); ТС ТЭП (electric vehicle, electric road vehicle, EV): Транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питание которого обеспечивается от перезаряжаемой батареи или от других переносных устройств хранения энергии (перезаряжаемых, использующих энергию от источника вне транспортного средства, например от бытовой или общественной электросети), которое производится в первую очередь для использования на дорогах общего пользования.

[ИСО 17409:2015, 3.19, изменено - добавлены некоторые уточнения]

3.2 система замены батарей (battery swap system): Станция замены батарей и вспомогательные системы.

3.3 вспомогательная система (supporting system): Система, обслуживающая станцию замены батарей.

3.4 станция замены батарей; СЗБ (battery swap station, BSS): Комплекс оборудования, обеспечивающий ТС ТЭП сменной батарейной системой.

3.5 батарейный блок (battery pack): Устройство накопления энергии, включающее аккумуляторы или их узлы, как правило соединенные с электроникой аккумуляторов, цепи класса напряжения В и устройство отключения при перегрузке по току, включая электрические соединения и интерфейсы для внешних систем.

Примечание 1 - Дальнейшие пояснения см. в ИСО 12405-1:2011, 5.4 и А.2.

_______________

Заменен на ИСО 12405-4:2018.

Примечание 2 - Примерами внешних систем являются: охлаждение, цепи класса напряжения В, вспомогательное напряжение класса А и связь.

3.6 сменная батарейная система; СБС (swappable battery system, SBS): Батарейный блок с разъемом для подключения зарядного устройства/ТС ТЭП, устройством блокировки/разблокировки, блоком контроля и управления (БКУ), блоком терморегулирования, цепью электрической защиты, корпусом и вспомогательными устройствами.

3.7 батарейная система (battery system): Устройство аккумулирования энергии, включающее в себя аккумуляторы, сборки аккумуляторов, или батарейные блоки, а также электрические цепи и электронные системы.

Примечание 1 - Дальнейшие пояснения см. в ИСО 12405-1:2011, 5.5.2, 5.5.3, А.3.1 и А.3.2. Компоненты батарейной системы также могут быть распределены по различным устройствам внутри транспортного средства.

____________

Заменен на ИСО 12405-4:2018.

Примечание 2 - Примерами электронных систем являются СКУ и контакторы. [ИСО 12405-1:2011, 3.3]

3.8 разъем сменной батарейной системы; разъем СБС (swappable battery system coupler, SBS coupler): Специальное соединительное устройство для подключения СБС к ТС ТЭП или к зарядной стойке.

3.9 зарядное устройство сменной батарейной системы, зарядное устройство СБС (SBS charger, swappable battery system charger): Устройство, устанавливаемое вне ТС ТЭП, предназначенное для заряда постоянным током СБС или нескольких СБС.

3.10 зарядная стойка (charging rack): Оборудование, используемое для размещения на нем СБС и подключения ее к зарядному устройству для осуществления процесса зарядки СБС.

3.11 стойка хранения (storage rack): Оборудование, используемое для хранения СБС.

3.12 транспортное устройство (transferring equipment): Оборудование, используемое для перемещения СБС в пределах станции замены батарей.

3.13 устройство для смены батареи (battery swap equipment, swap equipment): Оборудование, используемое для монтажа/демонтажа СБС на/из ТС ТЭП.

Примечание 1 - В устройство для смены батареи могут быть интегрированы функции транспортного устройства.

3.14 блок контроля и управления; БКУ (battery control unit, BCU): Электронное устройство, которое контролирует, управляет, определяет или рассчитывает электрические и тепловые функции системы батареи и обеспечивает связь между батарейной системой и системой замены батареи.

[ИСО 12405-1:2011, 3.1, изменено - слова "прочие контроллеры"].

____________

Заменен на ИСО 12405-4:2018.

3.15 человеко-машинный интерфейс; ЧМИ (human machine interface): Интерфейс между обслуживающим персоналом и контрольно-измерительными приборами и компьютерными системами, подключенными к установке.

Примечание 1 - В данном случае под установкой понимается СЗБ.

[МЭК 60050-395:2014, 395-07-48, изменено - примечание к определению было заменено новым примечанием]

     4 Обзор системы

     4.1 Система замены батарей

Системы замены батарей обеспечивают быструю, безопасную и надежную замену СБС ТС ТЭП. СБС загружают на СЗБ. СБС хранят в батарейной стойке на СЗБ. Замену батарей осуществляют с помощью соответствующих устройств-манипуляторов.

Система замены батарей для ТС ТЭП состоит:

- из СЗБ;

- вспомогательных систем;

- СБС;

- системы питания.

На рисунке 1 показана схема системы замены батарей ТС ТЭП, а также взаимосвязи между различными системами.


     Рисунок 1 - Система замены батарей ТС ТЭП

     4.2 Станция замены батарей

4.2.1 Общее описание

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs