ГОСТ Р ИСО 22956-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Общие требования к управлению пациент-ориентированным персоналом
Healthcare organization management. General requirements for managing patient-centered personnel
ОКС 11.020.01
Дата введения 2025-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "МЕДИТЕСТ" (ООО "МЕДИТЕСТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 436 "Менеджмент качества и общие аспекты медицинских изделий"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2024 г. № 1231-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22956:2021* "Менеджмент в организации здравоохранения. Требования к пациент-ориентированному персоналу" (ISO 22956:2021 "Healthcare organization management - Requirements for patient-centred staffing", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Как правило, медицинский персонал работает в чрезвычайно сложных условиях, которые характеризуются множеством одновременно решаемых задач, участием в выполнении взаимозависимых процессов, а также растущим числом пожилых пациентов, госпитализированных с тяжелыми заболеваниями. Постоянно меняющиеся требования, предъявляемые к новым схемам оказания медицинской помощи, значительно усложняют решение данных задач.
Медицинский персонал работает во всех секторах оказания медицинских услуг, отслеживает и реагирует на изменения в состоянии здоровья пациентов, участвует в разработке планов ухода, проводит медицинские процедуры и обучает пациентов навыкам самообслуживания. Являясь ключевым звеном в области оказания медицинской помощи, медицинский персонал играет решающую роль в предотвращении неблагоприятных событий и оптимизации результатов лечения пациентов.
Применение стандарта в отношении ориентированного на пациента персонала является стратегическим решением самой организации здравоохранения, которое может помочь всей системе здравоохранения в повышении общей результативности и эффективности ее функционирования. Настоящий стандарт содержит четкий набор требований, которые поддерживают разработку инициатив в области устойчивого развития в рамках управляемой структуры. Ориентированный на пациента персонал превращается в глобально важную составляющую обеспечения качества услуг здравоохранения. Удовлетворенность пациентов в собственных потребностях и ожиданиях является основополагающей концепцией обеспечения качества услуг, и организации здравоохранения следует отслеживать восприятие и мнение пациентов.
Медицинским организациям рекомендуется сотрудничать с заинтересованными сторонами (см. 4.2) в разработке, внедрении и применении стандартов в отношении персонала, ориентированного на пациента. Заинтересованные стороны могут получить ценные входные данные и обратную связь для повышения результативности данных стандартов, а взаимовыгодные отношения и сотрудничество могут повысить удовлетворенность заинтересованных сторон. Аналогичным образом медицинским организациям рекомендуется делиться с заинтересованными сторонами соответствующей информацией о стандартах в отношении персонала, ориентированного на пациента, например о процессах и процедурах, которые важны для этих сторон.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению пациент-ориентированным персоналом в организациях здравоохранения и является универсальным и применимым к любой медицинской организации.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированной ссылки применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированной - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 21001, Educational organizations - Management systems for educational organizations - Requirements with guidance for uses (Образовательные организации. Системы менеджмента для образовательных организаций. Требования и руководство по применению)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.
3.1 пациент (patient): Человек, нуждающийся в получении или получающий медицинскую помощь.
3.2 потребность пациента (patient need): Важный элемент медицинской помощи для пациента.
3.3 ожидания пациента (patient expectation): Мнение пациента о том, что должно произойти до, в процессе и после оказания медицинской помощи.
3.4 восприятие пациента (patient perception): Впечатление или мнение пациента.
3.5 ориентированный на результат (outcome-based): Подход, при котором медицинские услуги ориентированы на достижение намеченных результатов.
3.6 медицинская услуга (healthcare service): Результат работы организации здравоохранения, при которой было осуществлено хотя бы одно взаимодействие между организацией и пациентом.
3.7 персона, человек, люди (person, people): Физическое лицо, семья, член семьи, пациент, сообщество или работник (например, проходящие обучение и т.д.).
3.8 персонал (staff): Люди, которые работают в организации или в интересах организации.
Примечание - Пациенту должны оказываться поддержка, медицинское вмешательство и/или лечение, предоставляемые организацией здравоохранения. Требования к пациент-ориентированному персоналу сохраняются на протяжении всех этапов лечения и оказания помощи пациентам.
Организация должна принимать во внимание перечень оказываемых медицинских услуг для того, чтобы определить сферу своей деятельности, отслеживать и анализировать информацию о внешних и внутренних факторах, включая:
a) внутренние факторы: положительные, отрицательные, а также условия работы, такие как возраст пациентов, медицинские потребности пациентов, требования к персоналу, уровень сложности медицинских услуг; ценности медицинской организации, культура и результативность;
b) внешние факторы: юридические, технологические, конкурентные, маркетинговые, культурные, социальные, экономические, погодные, а также национальное, региональное или местное регулирование.
Для целей настоящего стандарта к заинтересованным сторонам относят:
a) пациентов, их родственников и круг лиц, которые заинтересованы в услугах для оптимизации своих потребностей в области здравоохранения;
b) персонал;
c) сообщества (социальные группы, нуждающиеся в предоставлении должной медицинской помощи);
d) внешние поставщики услуг для медицинского персонала;
e) регулирующие и коллегиальные организации;
f) профсоюзы и иные профессиональные организации, представляющие интересы медицинского персонала;
g) физические или группы, которые финансируют систему здравоохранения (налогоплательщики, правительство, страховые компании);
h) государственные и негосударственные организации;
i) высшее руководство самой организации;
j) представители индустрии (медицинские изделия, фармацевтика, страхование);
k) иные заинтересованные стороны, включая Всемирную организацию здравоохранения.
Заинтересованные стороны имеют схожие ожидания от результативности кадрового обеспечения здравоохранения, хотя могут рассматривать их с разных точек зрения.