ГОСТ Р 71537-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ. АЛГОРИТМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования
Intelligent transport infrastructure management systems. Artificial intelligence algorithms for recognition of violations of the rules of stopping and parking of vehicles. Requirements
ОКС 35.240.60
Дата введения 2024-12-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Симетра Групп" (ООО "Симетра Групп"), Обществом с ограниченной ответственностью "А-Я эксперт" (ООО "А-Я эксперт")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2024 г. № 1185-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт содержит принципиальные положения и основные требования к использованию технологий искусственного интеллекта в системах управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой для выявления нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств.
Технологии искусственного интеллекта обладают высоким потенциалом для повышения безопасности дорожного движения, оптимизации управления дорожным движением и обеспечения эффективного применения правил дорожного движения. Настоящий стандарт направлен на создание надежной основы для применения алгоритмов искусственного интеллекта, специально разработанных для распознавания нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств.
Системы управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой, оснащенные методами искусственного интеллекта, открывают широкие возможности для решения проблем городской мобильности, устранения дорожных заторов и эффективного решения вопросов, связанных с парковкой транспортных средств. Внедрение алгоритмов искусственного интеллекта для обнаружения нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств позволяет транспортным службам эффективно контролировать дорожную активность, выявлять нарушения правил и принимать соответствующие меры для поддержания бесперебойного движения транспорта.
В настоящем стандарте изложены комплексные требования, которым должны соответствовать алгоритмы искусственного интеллекта для выявления нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств. Наличие стандартизированных требований обеспечивает последовательную и объективную оценку, позволяя разрабатывать надежные и безопасные решения на основе технологий искусственного интеллекта для управления транспортной инфраструктурой.
Обеспечивая структурированный подход к оценке систем искусственного интеллекта для распознавания нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств, настоящий стандарт призван повысить безопасность дорожного движения, оптимизировать управление дорожным движением и способствовать развитию интеллектуальных транспортных систем, способных решать проблемы мобильности. Стандарт служит важным справочным материалом для заинтересованных сторон, участвующих в разработке и внедрении технологий искусственного интеллекта на автомобильном транспорте, способствуя созданию более безопасной и эффективной транспортной среды для всех участников дорожного движения.
Настоящий стандарт определяет требования к алгоритмам искусственного интеллекта (ИИ) для распознавания нарушений, связанных с остановкой и стоянкой транспортных средств (далее - алгоритмы ИИ). Стандарт охватывает весь жизненный цикл таких алгоритмов, включая проектирование, разработку, тестирование, внедрение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации. Алгоритмы ИИ, рассматриваемые в настоящем стандарте, могут, не ограничиваясь, функционировать в составе комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, реализованных как в стационарном исполнении, так и на базе мобильных комплексов, базирующихся в носимых устройствах инспекторов или на автомобилях (в том числе беспилотных) муниципальных служб, ответственных за контроль исполнения правил дорожного движения.
Стандарт распространяется на алгоритмы ИИ, разработанные непосредственно для обнаружения и распознавания нарушений, связанных с остановкой и стоянкой транспортных средств (ТС) на автомобильных дорогах общего пользования (далее - нарушения). В настоящем стандарте под транспортным средством понимается эксплуатируемое на автомобильных дорогах общего пользования колесное транспортное средство категорий M и N (по ГОСТ Р 52051).
Настоящий стандарт предназначен для заинтересованных сторон, участвующих в разработке, внедрении и эксплуатации систем управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой и интеллектуальных транспортных систем, включая дорожные службы, транспортных операторов, производителей и системных интеграторов, и содержит основные требования, реализация которых обеспечивает эффективную интеграцию решений на основе ИИ в процессы организации и управления дорожным движением. Благодаря соблюдению стандартизированных требований стандарт способствует разработке надежных и безопасных систем на основе ИИ для интеллектуального управления транспортной инфраструктурой, что способствует повышению безопасности дорожного движения и оптимизации транспортных операций.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
алгоритм: Конечное упорядоченное множество точно определенных правил для решения конкретной задачи. [ГОСТ 33707-2016, статья 4.39] |
3.2 алгоритм ИИ: Алгоритм, реализованный методами ИИ.
3.3
искусственный интеллект: Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение, поиск решений без заранее заданного алгоритма и достижение инсайта) и получать при выполнении конкретных практически значимых задач обработки данных результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. [ГОСТ Р 59277-2020, пункт 3.18] |
3.4
остановка ТС: Преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки ТС. |
3.5
реальное время: Режим обработки данных, при котором обеспечивается взаимодействие вычислительной системы с внешними процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов. Примечание - Термин "работающий в реальном времени" используется также для описания систем, работающих в диалоговом режиме, и процессов, которые могут подвергаться вмешательству человека. [ГОСТ 33707-2016, статья 4.1181] |
3.6
система управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой; СУИТИ: Система управления, объектом управления которой является интеллектуальная транспортная инфраструктура. [ГОСТ Р 70980-2023, пункт 3.10] |
3.7
стоянка ТС: Преднамеренное прекращение движения ТС на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой ТС. |
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
ГРЗ - государственный регистрационный знак;
ИТС - интеллектуальная транспортная система;
ПО - программное обеспечение;
ТЗ - техническое задание;
ТС - транспортное средство;
ЧАИИ - частный алгоритм ИИ.
5.1 Алгоритмы ИИ должны распознавать нарушения [1] в части остановки и стоянки ТС.
5.2 Алгоритмы ИИ должны:
- оптимизировать использование вычислительных ресурсов для минимизации нагрузки и энергопотребления;
- обеспечивать возможность настройки и адаптации к различным сценариям дорожного движения;
- соответствовать законодательным и нормативным требованиям, регламентирующим использование систем ИИ на автомобильном транспорте;
- быть разработаны таким образом, чтобы исключить возможность предвзятого отношения к таким факторам, как тип ТС, цвет, номерной знак или какая-либо иная характеристика ТС, не относящаяся непосредственно к задаче выявления нарушений.
5.3 В документации, описывающей требования к алгоритмам ИИ (технические требования, ТЗ на разработку ПО, ТЗ на разработку СУИТИ в части требований к математическому и (или) программному обеспечению, далее - требования к ЧАИИ), должны быть приведены конкретные требования к значениям следующих характеристик и к следующим аспектам функционирования алгоритмов ИИ: