ГОСТ Р ИСО 10013-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества
РУКОВОДСТВО ПО ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Quality management systems. Guidance for documented information
ОКС 03.120.10
Дата введения 2025-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 июня 2024 г. № 815-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10013:2021* "Системы менеджмента качества. Руководство по документированной информации" (ISO 10013:2021 Quality management systems - Guidance for documented information, IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества", подкомитетом ПК 3 "Вспомогательные технологии".
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
В ИСО 9001 установлено, что организации следует использовать и хранить документированную информацию для поддержания функционирования своих процессов и обеспечения уверенности в том, что данные процессы осуществляются так, как запланировано.
Документированная информация - это информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией, и носитель, который ее содержит. Ее можно использовать в целях информирования, предоставления объективного свидетельства или обмена знаниями.
Документированная информация позволяет поддерживать знания и опыт организации и может вносить ценный вклад в улучшение продукции или услуг.
Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и внедрению документированной информации.
Внедрение системы менеджмента качества является стратегическим решением организации, которое может помочь улучшить показатели ее деятельности и создать хорошую базу для инициатив, направленных на поддержание устойчивого развития организации, независимо от ее размера, сложности или бизнес-модели. Основная задача состоит в том, чтобы повысить осведомленность внутри организации о ее обязанностях и обязательствах по выполнению потребностей и ожиданий ее потребителей и заинтересованных сторон, а также в достижении удовлетворенности ее продукцией и услугами.
Важно учитывать среду организации, т.е. то окружение и условия, в которых работает организация, включая законодательные и другие обязательные требования, потребности и ожидания заинтересованных сторон, риски и возможности, стратегический курс организации, в рамках которого она принимает решение о том, какую именно документированную информацию использовать и хранить для своей системы менеджмента качества. Внедрение системы менеджмента качества является стратегическим решением организации и применимо к ее документированной информации.
Документирование может охватывать всю деятельность организации или отдельные ее аспекты, например, специальные требования в зависимости от вида продукции или услуг, процессов, условий контракта, законодательных и других обязательных требований, а также от среды организации.
Содержание документированной информации должно соответствовать требованиям тех стандартов, применительно к которым намечено достижение соответствия, например требованиям отраслевых стандартов.
За последние два десятилетия наблюдается переход от систем на бумажных носителях к электронным средствам. Это нашло отражение в ИСО 9001, в котором такие понятия как "документация", "руководство по качеству", "документированные процедуры и записи" заменены на термин "документированная информация". В настоящем стандарте используется термин "документированная информация" для ссылки на информацию, подлежащую управлению организацией, и термин "документы" - для информации. В ряде случаев также используется слово "document" в значении "документировать".
Стандарты на системы менеджмента ИСО разработаны с использованием "структуры высокого уровня", чтобы содействовать использованию интегрированных систем менеджмента. Настоящий стандарт ориентирован на системы менеджмента качества, и в нем применена терминология из ИСО 9000:2015. Однако его можно использовать в других стандартах на системы менеджмента.
В предыдущей версии настоящего стандарта в качестве способа документирования системы менеджмента качества была предложена иерархия документации, включающая руководство по качеству, процедуры, рабочие инструкции и формы/чек-листы. В настоящем стандарте нет определенной иерархии, здесь отражена способность электронного средства/носителя самому упорядочивать данную информацию различными способами. При этом важно осознавать, что, хотя применение руководства по качеству не является обязательным, оно несет с собой преимущества, во многих отраслевых стандартах остаются требования, связанные с наличием "руководств по качеству и документированных процедур".
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по разработке и поддержанию в рабочем состоянии документированной информации, необходимой для обеспечения результативности системы менеджмента качества и соответствующей потребностям организации.
Настоящий стандарт также может использоваться для других систем менеджмента, например систем экологического менеджмента или систем менеджмента безопасности и охраны труда.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ИСО 9000:2015, Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000:2015, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для применения в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна по адресу: https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК доступна по адресу: http://www.electropedia.org/
3.1 рабочая инструкция (work instruction): Подробное описание порядка выполнения поставленных задач.
Пример - Подробные письменные описания, карты или блок-схемы производственных процессов, модели, технические примечания в составе чертежей, спецификации, инструкции по эксплуатации оборудования, рисунки, аудио- и видеозаписи, чек-листы или комбинации вышеперечисленного.
Примечания
1 Рабочие инструкции могут быть представлены в документированной форме.
2 Рабочие инструкции описывают любые материалы, оборудование и документированную информацию, которая будет использована. В них также могут описываться критерии приемлемости/допустимости.
3.2 форма (form): Документированная информация, в которую вносятся данные, необходимые для системы менеджмента качества.
Примечание - Форма становится документированной информацией, подлежащей сохранению (т.е. записью), после того как в нее вносятся данные.
3.3 рабочий процесс (workflow): Последовательность операций, необходимых для выполнения задачи.
Примечания
1 Рабочий процесс, который частично или полностью выполняется без операций в ручном режиме, может называться "автоматизированным рабочим процессом".
2 Рабочие процессы могут быть представлены в документированной форме.
4.1 Общие положения
4.1.1 Структура
Документированная информация может структурироваться и создаваться многими способами, исходя из потребностей конкретной организации и других факторов, таких как руководство, запланированные результаты системы менеджмента, среда (включая законодательные и другие обязательные требования) и заинтересованные стороны.
Структура взаимодействия документированной информации, используемой в системе менеджмента качества, может быть иерархической. Подобная структура облегчает распределение, использование и понимание документированной информации. Электронные системы обеспечивают дополнительные альтернативы/варианты для структурирования документированной информации. В приложении А приведены примеры структур документированной информации. Организации небольшого размера могут выбирать упрощенную структуру документированной информации.
Тип и объем документированной информации, необходимой для системы менеджмента качества, должны основываться на анализе процессов и могут отличаться для организаций в зависимости от следующих факторов:
a) размера организации и вида деятельности;
b) сложности процессов и форм их взаимодействия;
c) зрелости системы менеджмента качества;
d) рисков и возможностей;
e) компетентности персонала;
f) законодательных и других обязательных требований;
g) требований потребителей и других заинтересованных сторон;
h) потребности в свидетельствах достигнутых результатов;
i) потребности в обеспечении доступа к информации и возможности ее извлечения в дистанционном режиме.
4.1.2 Определения
Документированная информация может включать определения. Чтобы облегчить понимание, организации следует рассмотреть возможность применения словаря, который соответствует стандартным терминам и определениям, приведенным в ИСО 9000, будь то общеупотребительные термины или специальные термины, применяемые в среде деятельности рассматриваемой организации. В рамках системы менеджмента качества организации может использоваться различная терминология для определенных типов документированной информации.
4.1.3 Состав
Документированная информация организации должна включать следующее:
a) область применения системы менеджмента качества (см. 4.2.1);
b) политику в области качества (см. 4.2.2);
c) цели в области качества (см. 4.2.3);
d) информацию, которую организация сочтет необходимой для поддержания функционирования системы менеджмента качества и ее процессов, по мере необходимости, включая следующее:
1) руководство по качеству (см. 4.2.4.2);
2) блок-схемы (см. 4.2.4.3);
3) схемы процессов, карты производственных процессов и/или их описание (см. 4.2.4.4);
4) процедуры и рабочие инструкции (см. 4.2.4.5);
5) автоматизированные рабочие процессы (см. 4.2.4.6);
6) спецификации на продукты и услуги (см. 4.2.4.7);
7) информацию, передаваемую по внутренним и внешним каналам связи (см. 4.2.4.8);
8) планы, графики и перечни (см. 4.2.4.9);
9) формы и чек-листы (см. 4.2.4.10);