ГОСТ Р 22.3.24-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
СОЗДАНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОСПОЛНЕНИЕ РЕЗЕРВОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Общие требования
Safety in emergency situations. Creation, storage, use and replenishment of reserves of material resources for emergency response. General requirements
ОКС 13.200
Дата введения 2024-11-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июня 2024 г. № 702-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.0.05/ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.3.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Общие требования
ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ Р 50444 Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические требования
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
СП 43.13330 "СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.3.01, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 22.0.05, [1], [2], а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1.1 резервы материальных ресурсов: Материальные ценности, создаваемые заблаговременно и предназначенные для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
АСС - аварийно-спасательная служба;
АСФ - аварийно-спасательное формирование;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
ЛП - лесной пожар;
НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования;
ОГЯ - опасное гидрологическое явление;
ОИЗЖ - опасное инфекционное заболевание сельскохозяйственных животных;
ОМЯ - опасное метеорологическое явление;
ОТП - опасное техногенное происшествие;
ПВР - пункт временного размещения пострадавшего населения;
ПЖОН - первоочередное жизнеобеспечение населения;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резервы материальных ресурсов) являются важнейшей и неотъемлемой составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях и повышают эффективность ликвидации ЧС.
Резервы материальных ресурсов предназначены для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС.
Резервы материальных ресурсов включают продовольствие, лекарственные средства и медицинские изделия, строительные материалы, нефтепродукты, аварийно-спасательный и шанцевый инструмент, вещевое имущество, ресурсы жизнеобеспечения, средства связи, информирования и оповещения, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Резервы материальных ресурсов предназначены для использования при проведении АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания ПВР, пунктов питания и организации ПЖОН в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Для обеспечения своевременного использования рекомендуется осуществлять фактическое создание резервов, т.е. закупку номенклатуры резерва материальных ресурсов и хранение их в специализированных складских помещениях (складах, хранилищах), специализированных местах хранения при соблюдении необходимых требований к хранению.
При создании резервов материальных ресурсов рекомендуется руководствоваться принципами, указанными в [3].
Номенклатуру резервов материальных ресурсов рекомендуется определять в соответствии с опасностью ЧС, характерных для соответствующих территорий.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет бюджетов создающих их органов.
Методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ответственность за создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Резервы материальных ресурсов создаются (используются):
- федеральными органами исполнительной власти - для проведения АСДНР при ликвидации ЧС по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания ПВР и пунктов питания пострадавших граждан, а также для других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением федерального органа исполнительной власти при решении задач по ликвидации ЧС в соответствии с [4]. Для регламентирования порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов федеральный орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, утверждающий положение о резерве, объемах и номенклатуре резерва;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для ликвидации ЧС регионального и межмуниципального характера, в том числе для организации ПЖОН, пострадавшего при ЧС, включающего развертывание и содержание ПВР, пунктов обогрева и питания; оснащения АСФ и АСС для проведения АСДНР и других мероприятий [3]. Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов и его номенклатура утверждается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- органами местного самоуправления - для ликвидации ЧС муниципального характера, в том числе для организации ПЖОН, пострадавшего при ЧС, включающего развертывание и содержание ПВР, пунктов обогрева и питания; оснащения АСФ и АСС для проведения АСДНР и других мероприятий [3]. Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов и его номенклатура утверждается высшим должностным лицом муниципального образования;
- организациями - для ликвидации ЧС локального характера, в том числе для защиты работников организации при ЧС природного и техногенного характера и оснащения НАСФ (при их наличии) для проведения АСДНР. Порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяется приказом руководителя организации.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом положений, изложенных в [3].
Тем не менее, при оценке прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС приоритетной рекомендуется считать оценку опасности ЧС, характерных для соответствующих территорий.
В соответствии с опасностью ЧС, характерных для соответствующих территорий, рекомендуется создавать отдельные виды материальных ресурсов, представленные в приложении А.
Основные источники [5], в результате которых произошла или может возникнуть ЧС различного характера и/или использовались резервы материальных ресурсов различного уровня, включают:
________________
По результатам научной деятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.
- ОГЯ, в основном высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок);
- опасные явления в лесах, в основном ЛП и другие ландшафтные (природные) пожары;
- ОМЯ, в основном, очень сильный ветер, ураганный ветер, шквал, смерч, очень сильный дождь, сильная жара, засуха атмосферная, засуха почвенная и пр.;
- биолого-социальная опасность, связанная с ОИЗЖ;
- ОТП, связанные с взрывами и/или разрушениями (обрушениями) в зданиях и сооружениях различного назначения, авариями на опасных производственных объектах и системах жизнеобеспечения, авариями с разливом (выбросом) нефти (нефтепродуктов).
Опасность ЧС от вышеперечисленных источников ЧС рекомендуется считать неприемлемой (необходимы отдельные виды материальных ресурсов) при соблюдении следующих условий:
- в период с 2010 г. зарегистрировано более одной ЧС регионального, межмуниципального, муниципального характера;
- в период с 2010 г. при ликвидации ЧС различного характера использовались резервы материальных ресурсов различного уровня.
Опасность ЧС от вышеперечисленных источников ЧС рекомендуется считать приемлемой (отсутствует необходимость в отдельных видах материальных ресурсов) при условии, что на территории с 2010 г. ЧС вышеуказанного характера не зарегистрировано, резервы материальных ресурсов не использовались. Тем не менее, рекомендуется учитывать опасность ЧС от ОТП (характерных для всей территории Российской Федерации).
В случае если территория находится в сейсмически опасных регионах Российской Федерации, рекомендуется учитывать ЧС от ОТП, при этом рассчитывать более продолжительный период ПЖОН.
Примерная номенклатура резервов материальных ресурсов по их видам представлена в приложении Б.
При создании резервов материальных ресурсов рекомендуется:
- федеральным органам исполнительной власти рассчитывать объемы создаваемых резервов материальных ресурсов в соответствии с предназначением и территориальным размещением резерва федерального органа исполнительной власти;
- субъектам Российской Федерации рассчитывать объемы создаваемых резервов материальных ресурсов с учетом ПЖОН не менее 500 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС регионального (межмуниципального) характера;
- муниципальным образованиям рассчитывать объемы создаваемых резервов материальных ресурсов с учетом ПЖОН не менее 50 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС муниципального характера;