МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 мая 2024 года № 2377

Об утверждении методических рекомендаций по порядку категорирования и составления паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации



В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)"

приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по порядку категорирования и составления паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министр

А.А.Алиханов

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минпромторга России

от 30 мая 2024 года № 2377

Методические рекомендации по порядку категорирования и составления паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации



I. Общие положения

     

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требования).

2. В соответствии с пунктом 1 Требований они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство), перечень которых утвержден приказом Министерства от 25 апреля 2024 года № 1858.

3. Под обязательностью выполнения мероприятий рекомендуется понимать необходимость неукоснительного соблюдения правил, методик, регламентов и требований по антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, поскольку их игнорирование создает угрозу для безопасности предприятия, его имущества и персонала, а также приведет к нарушению действующего законодательства в сфере противодействия терроризму.

4. К организационным мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности могут относиться:

а) разработка и реализация планов, инструкций и регламентов по обеспечению безопасности на предприятии;

б) проведение обучения и тренировок с персоналом;

в) анализ рисков и оценка безопасности на предприятии с целью выявления потенциальных опасностей и уязвимостей;

г) контроль за соблюдением правил безопасности и проведение регулярных проверок работоспособности систем безопасности;

д) взаимодействие с органами безопасности, правоохранительными органами, органами МЧС России и Минобороны России, а также составление совместных планов и регламентов взаимодействия.

5. Инженерно-технические мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности заключаются в установке на предприятии различного оборудования и средств, к которым могут относиться:

а) система видеонаблюдения, которая служит средством обнаружения и фиксации инцидентов и может включать в себя камеры с аудио- и видеофиксацией, датчики движения и устройства записи и хранения полученных данных;

б) система контроля доступа, которая позволяет управлять доступом к объекту путем использования карточек доступа, биометрических данных, пин-кодов или других методов идентификации (например электронные замки, турникеты, системы распознавания лиц и так далее);

в) система сигнализации, которая включает в себя охранные, пожарные и иные сигнализации, предупреждающие о нарушениях безопасности или о возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций;

г) система дистанционного управления, которая позволяет операторам управлять различными системами безопасности предприятия удаленно через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" или специальные программы;

д) система защиты от проникновения, включающая в себя физические барьеры, такие как заборы, решетки, ограждения, а также технические средства защиты, например, инфракрасные барьеры или электрические ограждения.

6. В своей совокупности вышеуказанные средства можно условно разделить на средства активной и пассивной защиты.

7. К средствам активной защиты могут относиться:

а) датчики движения;

б) видеокамеры;

в) сигнализация;

г) система пожаротушения;

д) система оповещения;

е) огнестрельное оружие;

ж) противодроновые ружья;

з) средства радиоэлектронной борьбы;

и) иные устройства.

8. К средствам пассивной защиты могут относиться:

а) заборы и ограждения;

б) блокировочные барьеры и ворота;

в) усиленные двери и окна;

г) система освещения;

д) усиленные запирающие устройства;

е) габионные сетчатые изделия;

ж) капониры;

з) сетки;

и) тросы;

к) иные изделия.

9. Эффективное сочетание вышеуказанных элементов позволяет создать надежную систему охраны объекта (территории) промышленности, которая может быть адаптирована под конкретные потребности и требования каждого предприятия.

10. К правовым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности можно отнести составление и утверждение локальных нормативно-правовых актов предприятия (приказов, распоряжений, указаний и так далее), направленных на реализацию мер по антитеррористической защищенности объекта (территорий) промышленности.

11. Ввиду того что вышеназванные мероприятия не являются исчерпывающими для обеспечения надлежащей антитеррористической защищенности объекта (территорий) промышленности, законодательством предусмотрено выполнение иных мероприятий по ее обеспечению, и к ним можно отнести различные действия, направленные на повышение эффективности действия системы антитеррористической защищенности объекта. К таким мероприятиям могут относиться, например:

а) участие в выставках, семинарах и научных конференциях, посвященных антитеррористической защищенности;

б) применение опыта по обеспечению антитеррористической защищенности на иных объектах, которые ввиду положений действующего законодательства должны иметь паспорт безопасности;

в) применение международного опыта по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности;

г) анализ информации, связанной с обеспечением мер по антитеррористической защищенности, полученной из открытых источников;

д) иные мероприятия.

II. Порядок категорирования объекта (территории) промышленности

     

12. В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности возлагается на физическое лицо или руководителя юридического лица, эксплуатирующего объект (территорию) промышленности, которому на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежит объект (территория) промышленности, либо на назначенное им должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории) промышленности (далее - руководитель объекта (территории) промышленности).

13. В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников, в том числе обеспечить оснащение работников средствами коллективной защиты, к которым относятся не только индивидуальные средства защиты работающих, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием и процессом, но и средства защиты, применяемые в области антитеррористической защищенности.

Учитывая, что террористический акт всегда связан с угрозой жизни и безопасности работников объекта (территории) промышленности и иных лиц, попавших в зону поражения, руководителям организаций, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, надлежащим образом рекомендуется реализовывать меры по антитеррористической защищенности, предусмотренные Требованиями.

Несоблюдение мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности может повлечь за собой привлечение руководителя данного объекта к административной либо уголовной ответственности.

14. Как следует из пункта 5 Требований, категорирование объекта (территории) промышленности проводится в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности с учетом возможных последствий совершения на нем или в отношении его террористического акта путем отнесения объекта (территории) промышленности к определенной категории потенциальной опасности.

15. В соответствии с пунктом 12 Требований устанавливаются следующие категории потенциальной опасности:

а) высокая категория "В", к которой относятся объекты (территории) промышленности, на которых в результате совершения террористического акта прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, составит более 300 человек, и объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит 500 млн рублей и более;

б) средняя категория "С", к которой относятся объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, составит от 50 человек до 300 человек, и объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит от 500 тыс. рублей до 500 млн рублей;

в) низкая категория "Н", к которой относятся объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, не превысит 50 человек, и объекты (территории) промышленности, в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит менее 500 тыс. рублей.

16. В соответствии с пунктом 13 Требований объектам (территориям) промышленности присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 Требований. Данное положение означает, что в случае подпадания объекта (территории) промышленности по вышеуказанным критериями под разные категории потенциальной опасности, его стоит категорировать по наивысшей категории. Например, прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения террористического акта на объекте (территории) промышленности, не превысит 50 человек, что относит его к низкой ("Н") категории потенциальной опасности, однако возможный размер материального ущерба от совершения террористического акта на данном предприятии составит более 500 млн рублей, что относит объект (территорию) промышленности к высокой ("В") категории потенциальной опасности. В таком случае, по смыслу положений пункта 13 Требований, категорию потенциальной опасности объекта (территории) промышленности необходимо установить как высокую ("В").

17. Как следует из пункта 6 Требований, необходимые и достаточные меры к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности стоит определять в соответствии с присвоенной ему категорией потенциальной опасности - "В", "С" или "Н".

18. В свою очередь, под необходимыми и достаточными мерами к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности рекомендуется понимать такие меры и действия, которые будут исчерпывающими для обеспечения безопасности предприятия и достижения требуемого уровня защиты, а также для предотвращения террористического акта либо минимизации его последствий.

19. Принятие необходимых мер безопасности подразумевает определение конкретных угроз и рисков, с которыми сталкивается объект (территория) промышленности, а также принятие соответствующих мер для их предотвращения или смягчения. Это может включать в себя разработку планов, регламентов и инструкций, а также обучение и тренировку персонала, установку систем безопасности и так далее.

20. Необходимые и достаточные меры безопасности должны быть адекватными для конкретной ситуации и рисков, с которыми сталкивается объект (территория) промышленности, и обеспечивать оптимальное соотношение между уровнем защиты и затратами на их реализацию.

21. Как следует из пункта 7 Требований, категорирование объекта (территории) промышленности должно осуществляться:

а) в отношении функционирующего объекта (территории) промышленности;

б) при вводе объекта (территории) промышленности в эксплуатацию;

в) передаче объекта (территории) промышленности в ведение Министерства;

г) в начале осуществления деятельности, относящейся к сфере деятельности Министерства.

22. Также категорирование объекта (территории) промышленности осуществляется при актуализации паспорта безопасности, которая, согласно пункту 44 Требований, осуществляется должностным лицом объекта (территории) промышленности, ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, не реже одного раза в 3 года, а также при:

а) изменении основного предназначения объекта (территории) промышленности;

б) изменении общей площади и периметра объекта (территории) промышленности;

в) изменении количества потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории) промышленности;

г) изменении сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»