Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 13778-2024

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Подшипники скольжения

ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТОНКОСТЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ. СЕЛЕКТИВНАЯ СБОРКА ПОДШИПНИКОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЗКОГО ДИАПАЗОНА ЗАЗОРА

Plain bearings. Quality assurance of thin-walled half bearings. Selective assembly of bearings to achieve a narrow clearance range



МКС 21.100.10

Дата введения 2024-08-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Управляющая компания ЕПК" (ОАО "УК ЕПК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения и скольжения"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 февраля 2024 г. № 170-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узбекское агентство по техническому регулированию

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 апреля 2024 г. № 495-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 13778-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2024 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 13778:2017* "Подшипники скольжения. Проверка качества тонкостенных вкладышей. Селективная сборка подшипников для достижения узкого диапазона зазора" ("Plain bearings - Quality assurance of thin-walled half bearings - Selective assembly of bearings to achieve a narrow clearance range", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 123 "Подшипники скольжения", подкомитетом CS 5 "Проверка и анализ качества" Международной организации по стандартизации (ISO).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть предметом патентных прав. Сведения о патентах могут быть доступны на www.iso.org/patents

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к процессу селективной сборки подшипников (в соответствии с ISO 3548-1).

Диаметральный зазор подшипника определяют диаметром корпуса, диаметром шейки вала и толщиной стенок двух вкладышей. Как правило, это детали с "наложением" общего допуска от 50 до 60 мкм. Текущие разработки двигателя и, в частности, стремление к его усовершенствованию обусловили необходимость уменьшения диапазона зазоров за счет "наложения" допусков. В настоящем стандарте описаны различные схемы селективной сборки для достижения таких диапазонов.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 3548-1, Plain bearings - Thin-walled half bearings with or without flange - Part 1: Tolerances, design features and methods of test (Подшипники скольжения. Вкладыши тонкостенные с фланцем или без него. Часть 1. Допуски, особенности конструкции и методы испытания)

ISO 4378-1, Plain bearings - Terms, definitions, classification and symbols - Part 1: Design, bearing materials and their properties (Подшипники скольжения. Термины, определения, классификация и символы. Часть 1. Конструкция, подшипниковые материалы и их свойства)

     3 Термины и определения

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных, используемые в целях стандартизации, по следующим адресам:

- Электропедия IEC: доступна по ссылке http://www.electropedia.org/

- платформа онлайн-просмотра ISO: доступна по ссылке http://www.iso.org/obp

В настоящем стандарте применены термины по ISO 4378-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 теоретический диаметральный зазор подшипника C (theoretical bearing diametral clearance C): Разность между диаметром корпуса и суммой удвоенной толщины стенки вкладыша и диаметра шейки вала.

Примечание - Теоретический диаметральный зазор подшипника вычисляют по формуле

.                                                          (1)

3.2 диаметр корпуса (housing diameter ): Диаметр корпуса без установленного подшипника, измеряемый перпендикулярно к линии разъема.

3.3 толщина стенки подшипника (bearing wall thickness ): Толщина стенки, измеряемая под углом 90° от линии разъема (в средней части).

Примечание - Если измерение выполняют два раза, то используют тот показатель, который имеет большее значение.

3.4 диаметр шейки вала (journal diameter ): Диаметр обработанного вала, измеренный в положении, обеспечивающем получение максимального значения диаметра.

3.5 допуск (tolerance): Диапазон между верхним и нижним пределами, указанный на чертеже.

3.6 расширение корпуса (housing swell): Расширение отверстия в корпусе, возникшее в результате посадки подшипника с натягом.

     4 Расширение корпуса и тепловое расширение

Под расширением корпуса понимают расширение отверстия в корпусе, возникшее в результате посадки подшипника с натягом. Когда два вкладыша собраны в корпус, а корпус скреплен болтами, полученное отверстие будет немного больше, чем то, которое получается путем выполнения арифметического действия: вычитание из диаметра корпуса, измеренного до установки подшипника, двух толщин стенок подшипника. Расширение корпуса обычно составляет порядка нескольких микрометров. Максимальное расширение корпуса происходит при сочетании максимального выступания подшипника (сжатие) и минимального диаметра корпуса. Целесообразно измерять действительное расширение корпуса путем проведения сборочных испытаний. Действительная деформация корпуса может также зависеть от степени контроля растяжения болтов.

В корпусах из легких сплавов расширение корпуса может быть больше не только из-за более низкого модуля упругости, но также из-за теплового расширения.

При фиксации диаметрального зазора подшипника необходимо учитывать расширение корпуса и тепловое расширение.

     5 Измерение и идентификация

5.1 Корпуса и шейки вала

В более сложных схемах сортировки на группы может понадобиться отдельное измерение каждого корпуса и каждой шейки вала. В то время как подшипники сортируют по толщине стенки в средней части, для шеек вала могут быть необходимы измерения в нескольких местах, как по оси, так и по окружности, для определения среднего диаметра шейки вала. Диаметр корпуса, измеренный в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема, может быть единственным необходимым для корпуса измерением. Для допусков по группам в несколько микрометров необходимо точное измерение с минимальным загрязнением и постоянной температурой.

Как правило, шейки коленчатого вала разных групп идентифицируют с помощью мазка краски или чернил рядом с шейкой вала. Корпуса идентифицируют аналогичным образом. Такой метод основан на визуальном распознавании оператора, но в некоторых случаях он может быть ненадежным. В качестве альтернативы используют нанесение штрихового или точечного кода на корпус и/или шейку вала с помощью клейких этикеток или гравировки. Еще один альтернативный вариант - хранение данных на компьютере для их извлечения на этапе сборки.

5.2 Подшипники

Если необходимы меньшие классы точности подшипников с допусками на толщину стенки, чем нормальная технологическая способность, то следует обратить внимание на то, как подшипники маркируют и идентифицируют. Номер детали штампуют на подшипнике до окончательной механической обработки по толщине стенки. Дополнительная штамповка после маркировки подшипника недопустима, поскольку она приведет к изменению толщины вкладыша в месте маркировки. Общепринятая практика - маркировать торец вкладыша после сортировки на группы с помощью нанесения цветного кода перманентным маркером или другими подходящими способами.

     6 Предлагаемые схемы подгонки

6.1 Общие положения

Селективную сборку подшипников осуществляют в соответствии с ISO 3548-1.

Перед тем как выбирать схему для селективной сборки подшипников, необходимо предварительно установить желаемый диапазон зазора. Как правило, чем уже диапазон зазора, тем сложнее схема сортировки на группы и тем жестче допуски на каждую деталь. Например, если требуемый диапазон зазора 24 мкм, то это предполагает допуски по группе 6 мкм, в то время как при диапазоне зазора 32 мкм надлежащими будут допуски по группе 8 мкм.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs