Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71233-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подвесные канатные дороги для транспортирования людей

ДОРОГИ КОЛЬЦЕВЫЕ ОДНОКАНАТНЫЕ. ПРИВОДЫ И ДРУГОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Требования безопасности

Suspended cableways for transportation of people. Single-rope ring cableways. Drives and other mechanical equipment. Safety requirements



ОКС 45.100

Дата введения 2024-09-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "Мысль" Новочеркасского государственного технического университета (ООО "ИКЦ "Мысль" НГТУ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2024 г. № 328-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13223:2015* "Требования безопасности к устройствам пассажирских подвесных канатных дорог. Приводные системы и другое механическое оборудование" (EN 13223:2015 "Safety requirements for cableway installations designed to carry persons - Drive systems and other mechanical equipment", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к приводам и другим механическим системам одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог, применяемые при их проектировании и изготовлении, ремонте и реконструкции.

Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13223:2015, а также требований нормативно-правовых актов в области безопасности пассажирских подвесных канатных дорог, действующих в Российской Федерации.

Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия пассажирских подвесных канатных дорог и их конструктивных элементов требованиям безопасности.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы конструирования и требования безопасности к приводным системам и другим механическим устройствам одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД), а также их системам управления, применяемые при проектировании, изготовлении, ремонте и реконструкции.

Стандарт не распространяется на приводы маятниковых ППКД, грузовых и буксировочных канатных дорог, в том числе безопорных, для стационарных и передвижных аттракционов на канатной тяге, на водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта, для паромов, приводимых в движение канатами.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к снижению уровня безопасности при использовании ППКД.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 9.101 Единая система защиты от коррозии и старения. Основные положения

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 24643 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения

ГОСТ 33855 Обоснование безопасности оборудования. Рекомендации по подготовке

ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению

ГОСТ 34872 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Термины и определения

ГОСТ 34952 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Канаты. Требования безопасности

ГОСТ ISO 898-1 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы

ГОСТ ISO 898-2 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 2. Гайки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы

ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ Р 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ Р 27.102 Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения

ГОСТ Р 53688 (ИСО 9606-2:2004) Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 2. Алюминий и алюминиевые сплавы

ГОСТ Р 54124 Безопасность машин и оборудования. Оценка риска

ГОСТ Р 71236-2024 Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Принципы расчета нагрузок и их комбинаций

ГОСТ Р ИСО 5817 Сварка. Сварные соединения из стали, никеля, титана и их сплавов, полученные сваркой плавлением (исключая лучевые способы сварки). Уровни качества

ГОСТ Р ИСО 9606-1 Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали

ГОСТ Р ИСО 10042 Сварка. Сварные соединения из алюминия и его сплавов, полученные дуговой сваркой. Уровни качества

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34872, ГОСТ 34952, ГОСТ Р 27.102, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматическое управление: Управление приводом, движение которого осуществляется автоматически с пульта.

3.2 антиблокировочная система: Система, предотвращающая проскальзывание каната по приводному шкиву при торможении.

3.3 динамическое торможение: Торможение, при котором основной электродвигатель работает в режиме генератора.

3.4 дистанционное управление: Управление приводом, осуществляемое с мобильных устройств.

3.5 контроль въезда и выезда: Контроль скорости в зонах въезда и выезда станции.

3.6 контроль замедления: Контроль замедления при остановке привода с помощью основного двигателя, рабочего или аварийного тормозов.

3.7 многодвигательный привод: Привод с последовательным или параллельным соединением выходных валов двух или более двигателей.

3.8 наработка: Время работы, определяемое счетчиком моточасов.

3.9 остановка аварийным тормозом: Остановка привода аварийным тормозом и прекращением подачи электроэнергии на основной двигатель.

3.10 остановка рабочим тормозом: Остановка привода, при котором накладывается рабочий тормоз и прекращается подача электроэнергии на основной двигатель.

3.11 подвесные рельсовые пути: Металлическая конструкция для парковки подвижного состава, обеспечивающая возможность снятия с каната подвижного состава.

3.12 мобильный пульт управления: Пульт с автономным питанием, управление приводом с которого осуществляется посредством беспроводной связи.

3.13 переносной пульт управления: Пульт с кабельным подключением к системе управления.

3.14 ручное управление: Способ управления приводом, осуществляемый из пункта или с пульта управления.

     4 Требования к приводам пассажирских подвесных канатных дорог

Принципы обеспечения безопасности при проектировании приводов ППКД должны соответствовать ГОСТ ISO 12100 и быть основаны на оценке риска по ГОСТ Р 54124.

Результаты оценки риска должны быть отражены в обосновании безопасности, рекомендации по подготовке которого установлены в ГОСТ 33855. Количественные показатели риска определяют в соответствии с категориями опасности объектов внеуличного транспорта, установленными нормативно-правовыми документами.

4.1 Общие положения

4.1.1 Привод должен обеспечивать наработку не менее 22500 ч с момента первого ввода в эксплуатацию.

4.1.2 Привод ППКД оборудуется не менее чем двумя двигателями (основным и аварийным) с независимыми источниками питания второй категории (от двух независимых источников питания).

Примечание - В качестве аварийного может быть использован двигатель внутреннего сгорания, жестко установленный на раме и имеющий электростартерную систему пуска.

4.1.3 Конструкция привода должна обеспечивать доступ к его элементам для выполнения проверок, технического обслуживания и регламентных работ.

4.1.4 Закрытые внутренние полости ответственных конструкций должны иметь защиту от коррозии по ГОСТ 9.101 и дренажные отверстия в соответствующих точках для удаления возможного скопления влаги.

4.1.5 Крепежные изделия резьбовых соединений ответственных деталей выбирают в соответствии с ГОСТ ISO 898-1 и ГОСТ ISO 898-2. Элементы крепежа ответственных деталей должны иметь класс прочности не менее 8.8. Резьбовые соединения должны быть оснащены средствами против самоотвинчивания. Отверстия болтовых и шпилечных соединений ответственных деталей должны быть выполнены сверлением.

4.1.6 При проектировании и изготовлении стальных конструкций рекомендуется выполнять требования ГОСТ 34587.

4.1.7 Качество стальных конструкций рекомендуется оценивать в соответствии с требованиями ГОСТ 34587.

4.1.8 Соответствие принимаемых при проектировании конструктивных решений критериям работоспособности и долговечности должно быть подтверждено расчетом с учетом расчетных коэффициентов и комбинаций эксплуатационных нагрузок. Методы подтверждения работоспособности и долговечности, принципы и методы определения нагрузок должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 71236.

4.1.9 Сварные соединения конструктивных элементов должны быть выполнены квалифицированным персоналом, аттестованным в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9606-1, ГОСТ Р 53688.

4.1.10 Детали и узлы, предназначенные для проведения ремонта приводов находящихся в эксплуатации ППКД должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, а также требованиям технической документации изготовителя привода, а при ее отсутствии - полностью соответствовать геометрическим и механическим характеристикам заменяемой детали (узла), которые должны быть подтверждены результатами соответствующих проверок и испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории.

4.1.11 Если анализом риска установлена необходимость резервирования, в конструкции должно быть предусмотрено наличие резервных элементов.

4.2 Главный привод

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».