ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2023 года N 2227

Об отдельных вопросах предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подачи и рассмотрения заявления на предоставление лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и направления информации о принятом решении;

Правила выпуска и реализации сертификата на выплату лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой;

форму сертификата на выплату лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

2. Установить, что положения правил, утвержденных настоящим постановлением, предусматривающие использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", применяются с 1 октября 2024 г.

3. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществить разработку и размещение в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" интерактивной формы заявления о предоставлении выплаты лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в срок до 1 апреля 2024 г.

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации:

в 3-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

обеспечить доработку и интеграцию информационных систем, используемых органами опеки и попечительства для предоставления услуги по предоставлению выплаты лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в срок до 1 октября 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2023 года N 2227



Правила подачи и рассмотрения заявления на предоставление лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и направления информации о принятом решении



1. Настоящие Правила устанавливают:

а) порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - заявитель), выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность, в том числе в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом, или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее соответственно - заявление, выплата);

б) порядок направления информации о принятии решения о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - многофункциональный центр, единый портал);

в) перечень документов, прилагаемых к заявлению;

г) порядок создания комиссии по принятию решения о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении (далее - комиссия).

2. Заявитель имеет право на получение выплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Заявитель направляет заявление и прилагаемые к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документы в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями (далее - уполномоченный орган) одним из следующих способов:

непосредственно (лично) на бумажном носителе;

через многофункциональный центр (при наличии соглашения о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным органом, заключенного в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг");

в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке с использованием единого портала;

заказным почтовым отправлением.

Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов в уполномоченный орган определяются соглашением о взаимодействии. При этом срок передачи многофункциональным центром принятых им заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов в уполномоченный орган не должен превышать 5 рабочих дней со дня их получения.

4. К заявлению прилагаются следующие документы, которые должны быть действительны на дату подачи заявления:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи;

б) справки из наркологического и психоневрологического диспансеров об отсутствии у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;

в) выписка из федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в случае принятия заявителем решения об использовании средств материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения;

г) документы, подтверждающие участие заявителя в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (при наличии).

5. Уведомление о принятии заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов с указанием их перечня и даты получения, а также с указанием перечня документов, которые будут получены уполномоченным органом или многофункциональным центром по межведомственным запросам о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия (далее - межведомственный запрос), выдается заявителю в течение одного рабочего дня уполномоченным органом или многофункциональным центром на бумажном носителе или направляется заявителю в электронной форме в личный кабинет на едином портале.

6. Уполномоченный орган или многофункциональный центр в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня приема заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов, в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" самостоятельно запрашивает, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, следующие документы:

копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка (детей) заявителя;

справка о доходах и суммах налога заявителя не менее чем за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением;

справка об отсутствии у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

решение налогового органа о предоставлении заявителю отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (при наличии);

справка об отсутствии у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;

заключение об отсутствии у заявителя обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, выданное органом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на выдачу такого заключения.

В случае отсутствия возможности направления межведомственного запроса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и направления такого запроса на бумажном носителе срок получения ответа на межведомственный запрос составляет не более 5 рабочих дней со дня его поступления в орган (организацию), предоставляющий соответствующие сведения.

Срок предоставления сведений при межведомственном информационном взаимодействии в электронной форме не должен превышать 48 часов с момента направления межведомственного запроса.

7. Уполномоченный орган или многофункциональный центр не вправе отказать в приеме заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов.

В случае выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган или многофункциональный центр в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов, направляет заявителю запрос об уточнении указанных сведений (далее - запрос).

Уполномоченный орган направляет запрос на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием единого портала в форме электронного документа.

Многофункциональный центр направляет запрос на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Срок рассмотрения заявления приостанавливается со дня направления заявителю запроса уполномоченным органом или многофункциональным центром в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, но не более чем на 5 рабочих дней.

Заявитель представляет в уполномоченный орган или многофункциональный центр доработанное заявление и (или) доработанные документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса одним из следующих способов:

представляет непосредственно (лично) или направляет заказным почтовым отправлением - на бумажном носителе;

с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Срок рассмотрения заявления возобновляется со дня поступления в уполномоченный орган или многофункциональный центр доработанного заявления и (или) доработанных документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

В случае непредставления заявителем доработанного заявления и (или) доработанных документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса или неустранения указанных в абзаце втором настоящего пункта замечаний уполномоченный орган или многофункциональный центр в течение 10 рабочих дней со дня направления запроса направляет заявителю уведомление о возврате заявления и документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, с указанием причин такого возврата в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронной форме в личный кабинет на едином портале.

8. Уполномоченным органом в бумажном и (или) электронном виде формируется дело о выплате заявителю, в которое включаются заявление и документы, указанные в пунктах 4 и 6 настоящих Правил и пунктах 8, 11 и 14 Правил выпуска и реализации сертификата на выплату лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. N 2227 "Об отдельных вопросах предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8_1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой" (далее - дело о выплате заявителю).

Дело о выплате заявителю передается уполномоченным органом в комиссию, созданную в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов.

Дело о выплате заявителю хранится в архиве уполномоченного органа в течение 5 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

9. Решение о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты заявителю принимается комиссией, созданной уполномоченным органом.

10. Комиссия образуется на основании распорядительного акта уполномоченного органа в целях соблюдения принципов открытости процедуры принятия решения о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты заявителю, недопущения злоупотреблений и нарушений законодательства Российской Федерации при реализации выплаты.

В состав комиссии входят 9 человек. Персональный состав комиссии утверждается уполномоченным органом. В состав комиссии включаются представители исполнительных органов субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления в случае создания комиссии органами местного самоуправления), осуществляющих деятельность в сфере защиты прав детей, образования, социальной защиты, строительства, имущественных прав и юриспруденции, заинтересованных ведомств и общественных организаций.

Положение о комиссии утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

11. Решение о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты принимается комиссией и оформляется протоколом комиссии в течение 20 рабочих дней по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил документов и документов, полученных по межведомственным запросам.

В случае подачи заявления через многофункциональный центр либо посредством единого портала срок принятия решения о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты исчисляется со дня получения такого заявления уполномоченным органом, о чем в течение одного рабочего дня заявителю направляется уведомление на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронной форме в личный кабинет на едином портале.

12. На основании протокола комиссии уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней издает распорядительный акт о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты, выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего акта направляется уполномоченным органом заявителю.

Одновременно с выпиской из акта о предоставлении выплаты заявителю уполномоченным органом направляется сертификат на выплату для приобретения жилого помещения (далее - сертификат).

Выписка из акта о предоставлении выплаты и сертификат направляются заявителю одним из следующих способов:

на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

с использованием единого портала в форме электронного документа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»