МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Лифты
ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ
Общие требования безопасности к устройству и установке
Lifts. Lifts for the transport of persons or persons and goods. General safety requirements for the construction and installation
МКС 91.140.90
Дата введения 2024-11-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Евразийской лифтовой ассоциацией (Ассоциация "ЕЛА"), Акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" (АО "ЩЛЗ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 октября 2023 г. N 166-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2023 г. N 1352-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33984.1-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2024 г.
5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 8100-1:2019* "Лифты для транспортирования людей и грузов. Часть 1. Пассажирские и грузопассажирские лифты" ("Lifts for the transport of persons and goods - Part 1: Passenger and goods passenger lifts", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт разработан с учетом положений межгосударственных стандартов ГОСТ 1.3 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов" и ГОСТ 1.5 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".
Настоящий стандарт разработан при участии:
- Ассоциации делового сотрудничества "Саморегулируемая организация "Лифтсервис" (А.В.Зоточкин - подраздел 5.2);
- АО "Щербинский лифтостроительный завод" (С.В.Павлов - подразделы 5.3 и 5.4);
- ПАО "Карачаровский механический завод" (М.А.Цимбаревич - подразделы 5.5, 5.7 и 5.9);
- АО "Метеор Лифт Москва" (В.В.Комаров - подразделы 5.10, 5.11 и 5.12);
- ООО ПО "Евролифтмаш" (Н.А.Лапин - подразделы 5.6 и 5.8);
- ООО Инженерный центр "НЕТЭЭЛ" (Е.И.Боксер).
Общие положения
Целью настоящего стандарта является определение требований безопасности к конструкции и установке пассажирских и грузопассажирских лифтов (лифтов, предназначенных в основном для транспортирования грузов, сопровождаемых людьми) в зданиях и сооружениях, направленных на защиту людей и объектов от рисков в период использования по назначению, технического обслуживания и аварийных ситуаций.
При разработке стандарта были учтены опасности и опасные ситуации, перечисление которых приведено в разделе 4.
Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:
а) пользователей лифтами, персонала, осуществляющего техническое обслуживание, осмотр, оценку соответствия, обследование лифтов;
б) лиц, находящихся в непосредственной близости к шахте, машинному или блочному помещениям (при их наличии).
Настоящий стандарт устанавливает требования по предотвращению причинения вреда:
а) грузам в кабине лифта;
б) лифтовому оборудованию;
в) зданию, в котором установлен лифт.
Требования пожарной безопасности, вандалозащищенности и доступности лифтов для инвалидов и других маломобильных групп населения установлены в других стандартах.
В тех случаях, когда вес, размер и/или форма узлов, сборочных единиц и оборудования, входящих в состав лифта, не позволяют обеспечить их перемещение вручную, они должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их перемещения при помощи грузоподъемных средств.
Принципы
Настоящий стандарт не повторяет общетехнические правила, относящиеся к электрическому, механическому оборудованию и строительным конструкциям.
Требования стандарта относятся к специфике конструкции и применения лифтового оборудования.
Настоящий стандарт устанавливает требования к строительной части лифтов. Выполнение этих требований не относится к области ответственности лифтовых организаций.
Требования настоящего стандарта к применяемым материалам и оборудованию лифтов ограничены задачей обеспечения безопасности лифтов.
Анализ рисков, выполненный при разработке требований настоящего стандарта, осуществлен по методам, предусмотренным ГОСТ ISO 14798.
Расчетная масса человека в стандарте принята равной 75 кг.
Принятые допущения
При заключении договора на поставку лифта заказчик и поставщик согласовывают:
а) назначение и предполагаемое использование лифта;
б) размеры и массу средств, планируемых к использованию для загрузки/разгрузки грузов грузопассажирских лифтов;
в) условия окружающей среды (температура, влажность и т.п.);
г) особенности установки лифта в здание, включая условия монтажа.
Требования к лифтовому оборудованию разработаны на основе анализа рисков и основаны на следующем:
а) применены современные методы расчета и конструирования;
б) изготовлены из материалов требуемой прочности и надлежащего качества;
в) не имеют дефектов;
г) не содержат опасных материалов (например, асбеста).
Лифтовое оборудование обеспечено регулярным техническим обслуживанием, ремонтом, оценкой соответствия и сохраняет нормируемые размеры в ходе эксплуатации.
Применяемое лифтовое оборудование обеспечивает безопасную работу лифта при прогнозируемых условиях эксплуатации, включая влияние окружающей среды.
Конструкция несущих элементов лифта обеспечивает безопасную работу лифта в нормальном режиме при нагрузках от 0% до 100% номинальной грузоподъемности лифта плюс допускаемая расчетная перегрузка (5.12.1.2).
Требования настоящего стандарта к электрическим устройствам безопасности и к устройствам безопасности, подлежащим сертификации, такие, что их отказ при выполнении требований настоящего стандарта считается маловероятным и не учитывается.
Пользователи защищены от возможных рисков при соблюдении ими правил пользования лифтом.
Если при проведении работ по техническому обслуживанию лифта устройство безопасности, обычно недоступное для пользователей, переводится в нерабочее состояние (нейтрализация), должны быть приняты компенсирующие меры безопасности для обслуживающего персонала.
Обслуживающий персонал должен иметь требуемую квалификацию и выполнять работы в соответствии с инструкцией изготовителя.
Статическая нагрузка на элементы конструкции лифта, создаваемая человеком, принимается:
а) 300 Н;
б) 1000 Н (эквивалентная для случая удара).
Требования настоящего стандарта обеспечивают безопасность для случаев выхода из строя или отказа следующего лифтового оборудования:
а) обрыв подвески, тяговых элементов;
б) обрыв или ослабление любых вспомогательных канатов, цепей или ремней;
в) выход из строя одного из механических компонентов электромеханического тормоза, участвующего в передаче тормозного усилия на тормозной барабан или диск;
г) выход из строя некоторых компонентов, кинематически связывающих электродвигатель с канатоведущим шкивом;
д) разрыв в гидравлической системе (исключая гидроцилиндр);
е) небольшие утечки рабочей жидкости в гидравлической системе (включая гидроцилиндр). Считается допустимым несрабатывание ловителей в случае свободного падения кабины из стационарного положения с крайнего нижнего этажа до посадки ее на буфер(а).
В тех случаях, когда скорость движения кабины зависит от частоты тока источника электроснабжения лифта, принимается, что скорость движения не превысит 115% от номинальной скорости или меньшей скорости, устанавливаемой настоящим стандартом для режима "Ревизии", подхода к этажу и т.п.
В пространствах для размещения тяжелого оборудования лифтов должна быть предусмотрена возможность применения грузоподъемных средств для подъема и перемещения этого оборудования.
Температура в шахте и машинном помещении должна поддерживаться в пределах от 5°C до 40°C. В тех случаях, когда температурные условия окружающей среды отличаются от приведенных значений, должны быть приняты специальные меры и использованы средства для обеспечения безопасности.
При этом следует учитывать тепло, выделяемое при работе лифтового оборудования.
Шахта и машинное помещение должны надлежащим образом вентилироваться в соответствии с требованиями нормативныхдокументов по строительству, учитывающими характеристики окружающей среды.