ГОСТ CISPR 25-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Совместимость технических средств электромагнитная
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, СУДА И ВСТРОЕННЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДИОПОМЕХ
Нормы и методы измерений для защиты бортовых приемников
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Vehicles, boats and internal combustion engines. Radio disturbance characteristics. Limits and methods of measurement for protection of on-board receivers
МКС 33.100.10
Дата введения 2024-10-01
с правом досрочного применения
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Ордена Трудового Красного Знамени Российский научно-исследовательский институт радио имени М.И.Кривошеева" - Санкт-Петербургским филиалом - "ЛОНИИР" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 030 "Электромагнитная совместимость технических средств" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2023 г. N 164-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2023 г. N 946-ст межгосударственный стандарт ГОСТ CISPR 25-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2024 г. с правом досрочного применения
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту CISPR 25:2021* "Транспортные средства, суда и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики радиопомех. Нормы и методы измерения для защиты бортовых приемников" ("Vehicles, boats and internal combustion engines - Radio disturbance characteristics - Limits and methods of measurement for protection of onboard receivers", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт CISPR 25:2021 подготовлен Международным специальным комитетом по радиопомехам (CISPR) Международной электротехнической комиссии (IEC), Подкомитетом D "Электромагнитные помехи, относящиеся к электрическому/электронному оборудованию, установленному на борту транспортных средств и в устройствах, работающих от двигателей внутреннего сгорания".
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт разработан для обеспечения защиты бортовых приемников от излучаемых и кондуктивных радиопомех, возникающих в транспортном средстве.
Процедуры испытания и приведенные значения норм предназначены для выполнения предварительного контроля уровня помех, излучаемых транспортным средством, а также для контроля уровня излучаемых и кондуктивных помех большой и малой длительности от компонентов/модулей.
Значения норм для испытания транспортных средств приведены в качестве руководства и основаны на использовании типового приемника с антенной, являющейся частью транспортного средства, или с испытательной антенной, если конкретная используемая антенна не указана. Указанные частотные полосы могут не подходить для всех регионов или стран мира. По экономическим причинам производитель транспортного средства свободен в определении частотных полос, используемых в конкретных странах, где будет продаваться транспортное средство, и какими радиослужбами, вероятно, будут пользоваться в данном транспортном средстве.
Например, во многих моделях транспортных средств не предполагается установка телевизионного (ТВ) приемника; тем не менее, полосы телевизионных частот занимают существенную часть радиоспектра. Проведение испытания и подавления источников шума в таких транспортных средствах экономически не оправдано.
Производитель транспортного средства должен определить страны, в которых оно должно продаваться, затем выбрать применимые полосы частот и нормы. После этого допускается выбрать параметры для испытания элементов из настоящего стандарта в целях поддержания выбранного маркетингового плана.
Всемирная административная конференция по радиосвязи (WARC) понизила границу нижней частоты в регионе 1 в 1979 г. до 148,5 кГц. Для транспортного средства корректными считаются испытания на частоте 150 кГц. В настоящем стандарте полосы частот были обобщены для охвата радиослужб в разных частях мира. В большинстве случаев можно ожидать защиту радиоприема и на соседних частотах.
Радиотехнологии, разработанные для использования правительственными агентствами, аварийными службами (силами полиции, пожарными, службами скорой помощи и т.п.), детально не указаны, и предусмотренные нормы по защите применять не обязательно. Для данных технологий нормы и/или параметры измерения, как правило, согласуются между производителем и провайдерами служб.
Настоящее издание стандарта распространяется на мобильные службы радиосвязи с технологиями до 4G. Технология 5G и/или все разрабатываемые мобильные технологии не рассматриваются из-за отсутствия доказательной информации относительно частотных полос и значений норм.
Для обеспечения защиты радиоприема данный стандарт:
- устанавливает метод испытания для измерения излучаемых помех от электрической системы транспортного средства;
- устанавливает нормы на излучаемые помехи от электрической системы транспортного средства;
- устанавливает методы для испытания бортовых компонентов и модулей, независимо от транспортного средства;
- устанавливает нормы на излучаемые и кондуктивные помехи от компонентов для предотвращения нежелательной помехи бортовым приемникам;
- классифицирует автомобильные компоненты по длительности помехи для создания диапазона норм.
Примечание - Испытания компонентов не призваны заменить испытания транспортных средств. Корреляция между испытательными характеристиками компонента и транспортного средства зависит от места установки компонента, длины кабелей и проводов, заземления и трассировки, а также местоположения антенны.
Однако испытание компонентов позволяет оценить их до установки в реальное транспортное средство.
Настоящий стандарт устанавливает нормы и процедуры измерения радиопомех в полосе частот от 150 кГц до 5925 МГц. Стандарт применяют к транспортным средствам, моторным лодкам, двигателям внутреннего сгорания, трейлерам, устройствам и любому электронному/электрическому компоненту, предназначенному для использования в транспортных средствах, лодках, трейлерах и устройствах. Относительно подробной информации о назначении и распределении частот следует обращаться к публикациям Международного Союза электросвязи (ITU). Нормы призваны обеспечить защиту приемников, установленных в транспортном средстве (по указанию производителя), от радиопомех, создаваемых компонентами/модулями в самом транспортном средстве.
Типами приемников, подлежащих защите, являются, например: вещательные приемники (звуковые и телевизионные), наземные мобильные радиосистемы, радиотелефон, любительские, гражданские радиосистемы, системы спутниковой навигации (GPS и т.п.), Wi-Fi, V2X и Bluetooth.
Данный стандарт не устанавливает требований в части защиты электронных систем управления от внешнего радиочастотного (РЧ) излучения или от помех переходного характера и от флюктуаций напряжения питания импульсного типа. Эти вопросы включены в публикации ISO.
Значения норм, приведенных в настоящем стандарте, носят рекомендательный характер и являются предметом модификации по согласованию между заказчиком (например, производителем транспортного средства) и поставщиком (например, изготовителем компонентов). Данный стандарт также предназначен для использования производителями транспортных средств и поставщиками компонентов и оборудования, которое может добавляться и подключаться к проводке транспортного средства или к бортовому разъему питания после поставки транспортного средства.
В настоящем стандарте приведены методы испытания для производителей транспортных средств и поставщиков для помощи в конструировании транспортных средств и компонентов и обеспечении контролируемых уровней радиочастотного излучения на подвижных средствах.
Требования к излучению, приведенные в настоящем стандарте, не предназначены для применения к намеренному излучению радиопередатчиков, как указано в ITU, включая их паразитные излучения.
Примечание 1 - Данное исключение относится к тем намеренным излучениям передатчика, которые исходят от EUT в виде излучаемой эмиссии, и наводятся на проводные линии в измерительной установке. К кондуктивной передаче на частотах, намеренно создаваемых радиочастью EUT, данное исключение не применяется.
Примечание 2 - Если нормы на паразитное излучение в плане испытания не согласованы, для контроля паразитного излучения от радиопередатчика заказчики и поставщики, как правило, используют стандарты по регламентированию радиосвязи.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
IEC 61851-1:2017, Electric vehicle conductive charging system - Part 1: General requirements (Проводная система зарядки/система токопроводящей зарядки электрического транспортного средства. Часть 1. Общие требования)
CISPR 16-1-1:2019, Specification for radio disturbance and immunity measuring apparatus and methods - Part 1-1: Radio disturbances and immunity measuring apparatus - Measuring apparatus (Технические требования к аппаратуре для измерения радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения радиопомех и помехоустойчивости. Измерительная аппаратура)
CISPR 16-1-2:2014, Specification for radio disturbance and immunity measuring apparatus and methods - Part 1-2: Radio disturbances and immunity measuring apparatus - Coupling devices for conducted disturbance measurements (Технические требования к аппаратуре для измерения радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-2. Аппаратура для измерения радиопомех и помехоустойчивости. Устройства связи для измерений кондуктивных помех)
CISPR 16-1-2:2014/AMD1:2017
CISPR 16-1-6:2014, Specification for radio disturbance and immunity measuring apparatus and methods - Part 1-6: Radio disturbances and immunity measuring apparatus - EMC antenna calibration (Технические требования к аппаратуре для измерения радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-6. Аппаратура для измерения радиопомех и помехоустойчивости. Калибровка ЭМС антенн)
CISPR 16-1-6:2014/AMD1:2017
ISO 7637-3:2016, Road vehicles - Electrical disturbances from conduction and coupling - Part 3: Electrical transient transmission by capacitive and inductive coupling via lines other than supply lines (Дорожные транспортные средства. Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные. Часть 3. Передача электроэнергии в переходном режиме, посредством емкостной и индуктивной связи через линии, отличные от линий питания)
ISO 11452-4:2020, Road vehicles - Component test methods for electrical disturbances from narrowband radiated electromagnetic energy - Part 4: Harness excitation methods (Дорожные транспортные средства. Методы испытаний компонентов на электрические помехи, создаваемые излучаемой в узкополосном диапазоне электромагнитной энергией. Часть 4. Методы возбуждения пучков/жгутов электропроводки)
SAE ARP 958.1 Rev D: 2003-02, Electromagnetic Interference Measurement Antennas; Standard Calibration Method (Антенны для измерения электромагнитных помех. Стандартный метод калибровки)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 экранированная камера, покрытая поглощающим материалом; ALSE (absorber lined shielded enclosure, ALSE): Экранированное помещение, внутренняя поверхность стен и потолка которого покрыта радиопоглощающим материалом.
3.2 коэффициент калибровки антенны (antenna factor): Коэффициент, который прибавляют к напряжению, измеренному на входе измерительного прибора, чтобы получить напряженность поля, воздействующую на измерительную антенну.
3.3 устройство согласования антенны (antenna matching unit): Устройство для согласования полного сопротивления антенны с входным сопротивлением измерительного приемника 50 Ом в частотном диапазоне измерения антенны.
3.4 эквивалент сети питания; AMN (artificial mains network, AMN): Устройство, включаемое в цепь питания EUT, которое создает регламентированное полное сопротивление на радиочастотах при измерении напряжения помех и устраняет связь между испытуемым оборудованием и сетью питания.
Примечание 1 - Существует два основных типа эквивалентов: V-образный эквивалент сети питания (V-AMN), который предназначен для измерения несимметричного напряжения помех, и дельтаобразный эквивалент сети питания, который предназначен для измерения симметричного и асимметричного напряжения помех по отдельности. В качестве аналога термина "V-AMN" используют термин "схема стабилизации полного сопротивления линии (LISN)".
Примечание 2 - Устройство, включаемое в сеть питания транспортного средства в режиме зарядки или компонента (например, зарядного устройства), которое создает в заданной полосе частот регламентированное полное сопротивление нагрузки и которое изолирует транспортное средство/компонент от сети питания в этой полосе частот.