ГОСТ Р 57363-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ (ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА)
Project management for real estate development (construction). Project manager (client's technical representative) activities
ОКС 91.010.30
Дата введения 2023-09-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2023 г. N 734-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 57363-2016
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования и рекомендуемый порядок по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечивать эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности, определяет этапы реализации проекта и области управления проектами в строительстве.
Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве. Настоящий стандарт может быть применен при строительстве зданий, сооружений различного функционального назначения и линейных сооружений, их реконструкции и капитальном ремонте, за исключением объектов, определенных в соответствии с [1] (статья 48.1) как особо опасные и технически сложные, линейные объекты железнодорожного транспорта, объекты культурного наследия [2].
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52807 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов
ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом
ГОСТ Р 54870 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов
ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой
ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р МЭК 62198 Проектный менеджмент. Руководство по применению менеджмента риска при проектировании
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инвестиционно-строительная деятельность: Деятельность, направленная на привлечение, вложение и управление инвестициями (инвестирование) для строительства, реконструкции и капитального ремонта, организацию (планирование), ввод в эксплуатацию объектов производственного и непроизводственного назначения и линейных сооружений.
3.2 оптимизация проектных решений: Внесение изменений в проектную или рабочую документацию, направленное на определение и принятие проектных решений, снижающих стоимость капитальных затрат, затрат на эксплуатацию, улучшающих эффективность строительства и качество объекта.
3.3 предпроектная подготовка строительства: Комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории, и получение права на ее проведение.
3.4 проект в строительстве (инвестиционно-строительный проект): Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), группы объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.5 управляющая компания в строительстве: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению проектами в строительстве, направленную на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, действующее по договору и от имени застройщика (инвестора) в рамках полномочий, установленных договором.
3.6 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта): Ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, контролю финансовых средств, оценке и управлению рисками.
Примечание - Управляющий проектом представляет управляющую компанию или непосредственно организацию застройщика (инвестора).
3.7 зрелость заказчика [инвестора, застройщика, технического заказчика]: Готовность организации к внедрению технологий информационного моделирования на различных стадиях жизненного цикла инвестиционно-строительного объекта.
Примечание - Включает в себя (но не ограничивается перечисленным ниже) политики компании, процессы компании, стандарты организаций, уровень технического и технологического оснащения, компетенцию персонала.
3.8 проектирование безопасности (безопасность с начала проектирования): Концептуальный подход к созданию безопасной среды на объекте на всех стадиях жизненного цикла, направленный на интеграцию риск-ориентированного метода оценки и идентификацию рисков для снижения их потенциального влияния на пользователей.
Примечание - Данный подход применим ко всем разделам проектной документации, включая здания, сооружения, инженерные системы и оборудование, материалы, энергоэффективность, объемно-планировочные и конструктивные решения, организацию труда на строительной площадке и эксплуатацию построенного объекта.
4.1 Управление проектом в строительстве - деятельность, направленная на достижение целей и решение задач инвестиционно-строительного проекта, начиная с формирования инвестиционных намерений, выбора земельных участков или объектов, инженерных изысканий, предпроектной и проектной подготовки строительства и заканчивая строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов, последующим вводом их в эксплуатацию.
4.2 Стандарт содержит рекомендуемые унифицированные подходы по деятельности управляющего проектом, его основные функции и задачи, в число которых может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство "под ключ", в том числе:
- организация реализации инвестиционно-строительного проекта;
- сбор и подготовка исходных данных;
- предпроектная подготовка строительства;
- анализ участников инвестиционно-строительного проекта, их компетенций, финансово-хозяйственного состояния, репутации и соответствия их возможностей предъявляемым требованиям;
- оценка и управление рисками;
- обеспечение функции технического заказчика и строительного контроля;
- планирование, организация и контроль строительства, включая проектные, изыскательские (в том числе специальные: сейсмические, геофизические и др.), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные и другие работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения и линейных сооружений;
- обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения прогрессивных и современных решений, с учетом использования местных материалов, современных информационных технологий, других требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат;
- ввод объекта в эксплуатацию.
4.3 Управляющий проектом в строительстве взаимодействует с другими участниками инвестиционно-строительного проекта на основе договорно-правовых отношений и установленных для него застройщиком (инвестором) полномочий.
4.4 Управляющая компания в строительстве может совмещать функции управления проектом и технического заказчика, так как роль, ответственность и участие технического заказчика при реализации инвестиционно-строительного проекта ограничены стадиями предпроектной и проектной подготовки строительства, строительства и сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Большую часть управленческих, организационных, финансовых и технических решений принимают на этапах инициирования и планирования проекта.
4.5 При осуществлении управляющей компанией функций строительного контроля она должна быть членом саморегулируемой организации в области строительства, а в ее штате должны быть специалисты в области строительства, обладающие требуемыми квалификацией и компетенциями.
4.6 Методология управления проектом в строительстве разработана в соответствии с передовыми практиками по управлению проектами. Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1 (приложение А).
4.7 Функциональная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2 (приложение А).
5.1 Управление проектом в строительстве предполагает использование соответствующих методов и компетенций для их реализации. Существенное значение имеют системная последовательность и взаимоувязка различных этапов реализации проектов в строительстве, которые, в основном регламентирует действующее законодательство Российской Федерации.
5.2 Управление взаимодействием участников проекта в строительстве осуществляют с учетом процессов проектного менеджмента, приведенных в ГОСТ Р 52807, ГОСТ Р 54869, ГОСТ Р 54870, ГОСТ Р 54871, ГОСТ Р ИСО 21500, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р МЭК 62198.
5.3 Организационная структура управления проектом в строительстве зависит от сложности проекта, его специфики, объема инвестирования, сроков реализации, региональных и климатических особенностей (таких как работа в условиях Крайнего Севера, значительная удаленность от населенных пунктов) и прочих неблагоприятных условий.
5.4 Определение организационной структуры управления проектом, компетенции экспертов команды проекта напрямую влияют на достижение результата: объекта, завершенного строительством, отвечающего требованиям норм и правил, выполненного с надлежащим качеством, в рамках определенного бюджета и в установленные сроки.
5.5 Организационная структура управления проектом в строительстве - временная структура, включающая в себя участников команды проекта, определение зон их ответственности, уровней и границ полномочий, которые следует четко определять и доводить до сведения всех заинтересованных лиц проекта. Состав основных участников проектной команды приведен в приложении Б.
5.6 Для руководства проектом на уровне организации застройщика (инвестора) рекомендуется определить куратора (ответственного представителя), уполномоченного санкционировать начало проекта и использование ресурсов, способствовать успешной реализации проекта в строительстве и осуществлять его поддержку. Куратор принимает управленческие решения, разрешает задачи и вопросы, для решения которых полномочий управляющего проектом недостаточно, включая изменения бюджета инвестиционно-строительного проекта и сроков его реализации.
5.7 Для повышения эффективности управления проектом застройщик, инвестор или технический заказчик, в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации, могут принимать решение о необходимости применения в проекте технологий информационного моделирования (ТИМ), включая создание и поддержание на протяжении всего жизненного цикла объекта информационной модели и Единого информационного пространства (ЕИП). Уровень применения ТИМ определяется застройщиком, инвестором или техническим заказчиком, в зависимости от потребностей проекта, квалификации и компетенции команды проекта, интегрального показателя зрелости применения ТИМ.
6.1.1 На этом этапе определяют необходимость и возможность инвестиционного проекта в строительстве, его бизнес-планирование.
6.1.2 Инвестиционную деятельность в Российской Федерации осуществляют в соответствии с [3], [4] и другими нормативными правовыми документами.
6.1.3 Объекты капитальных вложений в Российской Федерации - находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и/или модернизируемого имущества [3].
6.1.4 В рамках этапа инициирования проекта застройщик (инвестор) устанавливает изначальные цели и ожидаемые результаты проекта (критерии успеха), назначает куратора и управляющего проектом, осуществляет бизнес-планирование, в котором определяет содержание, финансовые ресурсы, внутренние и внешние заинтересованные стороны и другие факторы, влияющие на конечный результат.
6.1.5 Утверждение проекта и принятие решения о его финансировании осуществляют до начала самого проекта. Управляющего проектом и команду проекта следует привлекать для участия в подготовке и анализе данных в процессе бизнес-планирования. Участие экспертов на ранней стадии позволяет выявить потенциальные риски проекта в строительстве и определить пути их максимального снижения или устранения на первоначальном этапе.
6.1.6 В процессе принятия решения о целесообразности и возможности инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на соответствующей территории, а также для получения предварительных исходных данных, наличии земельных участков для строительства, условий присоединения объекта к источникам снабжения, инженерным коммуникациям и сетям необходимо разрабатывать Ходатайство (Декларацию) [5] о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. При разработке Ходатайства (Декларации) [5] следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими нормативными правовыми и нормативными документами, регулирующими инвестиционно-строительную деятельность.