МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 июня 2023 года N 412/пр
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктами 5 и 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710,
приказываю:
Утвердить методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
И.Э.Файзуллин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 сентября 2023 года,
регистрационный N 75096
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 9 июня 2023 года N 412/пр
Методика оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них
1. Настоящая Методика используется в отношении налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, предусмотренного положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - налоговый расход, налоговая льгота).
2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговой льготы.
3. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют понятиям, предусмотренным статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила).
4. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.
5. Целевая категория налогового расхода относится к социальным налоговым расходам Российской Федерации.
6. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в Паспорт налогового расхода Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода, в соответствии с настоящей Методикой могут использоваться данные федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимые для оценки эффективности налогового расхода.
7. Оценка целесообразности налогового расхода проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:
а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговой льготы, за пятилетний период.
Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и выражается в дополнительном финансовом стимулировании улучшения жилищных условий семей при приобретении (строительстве) ими жилья.
Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение количества граждан, получивших налоговый вычет, и количества граждан, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства, за пять лет, по следующей формуле:
,
где:
- востребованность плательщиками налоговой льготы в j-м году;
- количество граждан, обратившихся впервые и получивших налоговый вычет в j-м году, определяется на основании сведений, представляемых Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 12 Правил;
- количество граждан, являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и купивших жилое помещение по договору купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства в j-м году, определяется на основании сведений, представляемых Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 12 Правил;
j - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (j = 1 при расчете показателей в рамках отчетного года).
Количество граждан, обратившихся впервые и получивших налоговый вычет (), определяется по следующей формуле:
,
где:
- количество налогоплательщиков, которым предоставлены имущественные налоговые вычеты по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества, по декларациям о доходах, определяемое на основании сведений Федеральной налоговой службы;
- количество физических лиц, которым предоставлены имущественные налоговые вычеты по коду вычета 311, определяемое на основании сведений Федеральной налоговой службы;
- корректировочный коэффициент, учитывающий средний расчетный срок (количество лет) получения налогового вычета в размере 260 тысяч рублей, исходя из среднегодового дохода налогоплательщика, рассчитываемый по формуле:
,
где:
ЗП - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в отчетном году, в рублях, определяемое на основании сведений Федеральной службы государственной статистики;
- ставка налога на доходы физических лиц, установленная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Количество граждан, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства (), определяется на основании данных по показателю федерального проекта "Жилье", "Количество семей, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства" по формуле:
,
где:
- количество семей, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства, определяемое на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- коэффициент пересчета, показывающий количество граждан, являющихся налогоплательщиками НДФЛ, приходящихся в среднем на 1 семью в отчетном году, рассчитываемый по формуле:
,
где:
Н - общее количество физических лиц, получивших доходы в отчетном году, определяемое на основании сведений Федеральной налоговой службы;
- численность населения Российской Федерации на конец отчетного года, по данным Федеральной службы государственной статистики;
2,2 - средний размер частного домохозяйства по данным Всероссийской переписи населения 2020 года, рассчитанный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Налоговая льгота считается востребованной в случае, если ей воспользовались не менее 30 процентов плательщиков от их общего количества.
Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в настоящем пункте. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из таких критериев, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход.
8. Оценка результативности налогового расхода включает:
а) оценку вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;
б) оценку бюджетной эффективности налоговых расходов;
в) оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода не производится в соответствии с пунктом 17 Правил.
Для целей оценки результативности налогового расхода, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, в качестве показателя, на значение которого оказывает влияние налоговый расход, используется показатель "Количество семей, улучшивших жилищные условия".
Оценка результативности налогового расхода, указанная в подпункте "а" настоящего пункта, в значение показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия" () проводится по следующей формуле:
,
где:
- количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году, определяемое в соответствии с методикой расчета показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия" за отчетный период (прошедший год), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542.
- количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году без учета лиц, получивших налоговую льготу.
Количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году без учета лиц, получивших налоговую льготу (), определяется по следующей формуле:
,
где:
,
где:
- количество семей, улучшивших жилищные условия, получивших налоговый вычет в отчетном году;