РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТАЛЕВЫХ КАНАТОВ БУРОВЫХ И ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ"
(РБ-2023)
1. Руководство по безопасности "Рекомендации по мониторингу технического состояния талевых канатов буровых и подъемных установок, применяемых в нефтяной и газовой промышленности, инструментальными средствами измерений" (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 534, зарегистрированным Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61888.
2. Руководство по безопасности разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
3. Руководство по безопасности распространяется на опасные производственные объекты, на которых применяются буровые установки поискового, разведочного и эксплуатационного бурения, изготовленные по ГОСТ 16293-89 "Государственный стандарт Союза ССР. Установки буровые комплектные для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Основные параметры", введенному в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 ноября 1989 г. N 3486, и подъемные установки для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин, изготовленные по ГОСТ 28113-89 "Установки подъемные для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин. Типы и основные параметры", введенному в действие постановлением Госстандарта СССР от 24 апреля 1989 г. N 1062, на которых используются талевые канаты.
4. Руководство по безопасности содержит рекомендации по выполнению работ по профилактическому осмотру и инструментальному контролю талевых канатов буровых и подъемных установок в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 534, зарегистрированным Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61888, для обеспечения промышленной безопасности и не является нормативным правовым актом.
5. Руководство по безопасности в части применения методов неразрушающего контроля при оценке технического состояния талевых канатов соответствует выполнению рекомендаций ГОСТ 20911-89 "Государственный стандарт Союза ССР. Техническая диагностика. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР 26 декабря 1989 г. N 4143, ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. N 1984-ст, ГОСТ Р 53564-2009 "Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга", утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 856-ст, ГОСТ Р 55612-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 6 сентября 2013 г. N 1029-ст, ГОСТ Р 56542-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 30 октября 2019 г. N 1071-ст.
6. Руководство по безопасности рекомендуется к использованию организациям и персоналу, осуществляющим применение, контроль и оценку технического состояния талевых канатов на буровых и подъемных установках в процессе бурения, освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин.
7. Периодический профилактический осмотр и инструментальный контроль (далее - мониторинг технического состояния) проводится для определения текущего технического состояния талевых канатов, наблюдения за динамикой их износа и оценкой допустимости дальнейшей эксплуатации, а также с целью обеспечения безопасности эксплуатации как самих канатов, так и буровых и подъемных установок в целом.
8. Мониторинг технического состояния талевого каната включает:
- периодический профилактический осмотр каната с целью выявления наружных дефектов (повреждений);
- визуальный и измерительный контроль каната с целью оценки критичности наружных дефектов (повреждений);
- инструментальный контроль каната с применением ручных и/или автоматизированных средств измерений с целью выявления и оценки критичности как наружных, так и внутренних дефектов (повреждений), полученных в процессе его эксплуатации;
- определение текущего технического состояния каната на основании полученных данных мониторинга.
9. Мониторинг технического состояния талевых канатов предусматривает:
- выявление локальных дефектов типа "обрыв проволоки", "обрыв пряди" или металлического сердечника каната;
- выявление распределенных по длине каната дефектов типа "потеря сечения" наружных и внутренних проволок, возникающих из-за механического и фрикционного износа или коррозии;
- обнаружение механических повреждений и нарушений структурной целостности каната (при его осмотре) по причине действия на него различных эксплуатационных факторов (особенности работы каната на блоках талевой системы, возможные механические и термические воздействия и т.п.);
- оценку динамики изменения качественных и/или количественных контролируемых параметров - локальных дефектов и потери сечения каната;
- интерпретацию полученных результатов;
- определение текущего (фактического) технического состояния каната;
- заключение о возможности дальнейшей эксплуатации каната.
10. При мониторинге технического состояния талевых канатов рекомендуется использовать положения Руководства по безопасности, федеральных норм и правил, технических регламентов, стандартов, иных документов, утвержденных в установленном порядке и содержащих специфические требования по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтяной и газовой промышленности, на которых применяются буровые и подъемные установки.
11. Выбор талевого каната буровых или подъемных установок обусловлен обеспечением необходимого значения коэффициента запаса прочности, регламентируемого нормативно-технической документацией.
12. В качестве талевых применяются канаты:
- прядевые;
- с органическим или металлическим сердечником;
- из неоцинкованной или оцинкованной проволоки;
- канаты с пластически обжатыми прядями.
13. Для оснастки талевой системы буровых или подъемных установок применяются канаты, изготовленные в соответствии с ГОСТ 16853-88 "Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Технические условия" утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 24 мая 1988 г. N 1444, в том числе импортные канаты, соответствующие требованиям ГОСТ 3241-91 "Межгосударственный стандарт. Канаты стальные. Технические условия", утвержденного и введенного в действие постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 21 ноября 1991 г. N 1775.
14. На каждую применяемую на буровых или подъемных установках бухту каната рекомендуется иметь сертификат соответствия изготовителя каната на основании Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
15. Допускается использование импортного каната, имеющего сертификат соответствия изготовителя, требования к которому не ниже требований отечественных стандартов.
16. Рекомендуется использование талевого каната, соответствующего паспортным требованиям буровой или подъемной установки, применяемого талевого блока, кронблока, лебёдки.
17. Канаты, не соответствующие требованиям буровой или подъемной установки, и срощенные канаты не рекомендуется применять для оснастки талевой системы.
18. За техническим состоянием талевого каната буровой или подъемной установки устанавливается контроль путем его периодического профилактического осмотра и диагностирования ручными и/или автоматизированными средствами инструментальных измерений - дефектоскопами.
19. Рекомендуемая периодичность и объем мониторинга технического состояния талевых канатов зависит от характера и условий работы и регламентируется проектной (конструкторской) документацией завода-изготовителя и технологической документацией, стандартами (техническими регламентами, инструкциями) эксплуатирующей организации (буровой или ремонтной компании) и настоящим Руководством по безопасности.
20. Профилактический осмотр с целью обнаружения наружных дефектов и повреждений талевого каната буровой или подъемной установки рекомендуется проводить ежесменно перед началом проведения работ.
21. Периодичность технического диагностирования талевого каната инструментальными средствами измерений - дефектоскопами с целью определения его текущего (фактического) технического состояния рекомендуется устанавливать в соответствии с Регламентом (Инструкцией) буровой или ремонтной организации, руководством по эксплуатации и рекомендациями завода-изготовителя дефектоскопов канатов.
22. Периодичность обследования талевых канатов устанавливается в зависимости от характера и условий работы. Визуальный и измерительный контроль, диагностирование талевых канатов рекомендуется проводить не реже одного раза в сутки. В случае необходимости частота проведения обследования может быть увеличена.
23. Рекомендуется наблюдать за процессом диагностирования талевого каната в режиме реального времени в соответствии с руководством по эксплуатации применяемых дефектоскопов.
24. Оценка технического состояния по результатам мониторинга талевого каната проводится по следующим показателям:
- наличие механических, эксплуатационных или термических воздействий (повреждений) на всей длине каната;
- максимальное значение потери сечения на всей длине каната;
- максимальное количество локальных дефектов на заданной длине каната;
- динамика роста потери сечения и локальных дефектов (скорость износа) и снижения несущей способности (прочности) каната.
25. Рекомендуемые критерии браковки талевого каната буровой или подъемной установки приведены в приложении N 2 Руководства по безопасности.
26. Решение о выводе из эксплуатации или удалении дефектного участка талевого каната путем его перетяжки или переоснастки (полной замены) принимается на основании полученных результатов мониторинга его технического состояния.
27. Мониторинг технического состояния талевых канатов буровой и/или подъемной установки с использованием дефектоскопов рекомендуется проводить персоналом, прошедшим аттестацию в соответствии с установленным в эксплуатирующей организации порядком с учетом положений проектов и эксплуатационной документации изготовителей применяемого оборудования.
28. При мониторинге и определении текущего технического состояния талевых канатов учитываются их конструктивные особенности и режимы работы, а также технические характеристики применяемых дефектоскопов для диагностирования талевых канатов.
29. Результаты мониторинга технического состояния талевых канатов вносят в Журнал учета наработки и мониторинга технического состояния талевого каната, форма которого приведена в приложении N 3 Руководства по безопасности.
30. Для диагностирования и оценки технического состояния талевых канатов буровых и подъемных установок применяют методы неразрушающего контроля.
31. Критериями выбора инструментальных средств диагностирования талевых канатов могут являться:
- соответствие средств измерения положениям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";
- точность измерений;
- погрешность измерений;
- измеряемые величины;
- диапазон измерений;
- точность определения координат дефектов;
- возможность неразрушающего контроля всей рабочей длины каната;
- возможность записи, обработки и хранения результатов диагностирования;
- длительность процесса диагностирования;
- конструктивные факторы;
- требуемая квалификация специалистов;
- эргономика;
- безопасность.
32. При мониторинге технического состояния талевых канатов инструментальными средствами измерений применяются:
- оборудование, соответствующее техническим регламентам Таможенного союза: ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работ во взрывоопасных средах", утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 г. N 825, ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 879;
- инструментальные средства измерений, соответствующие Федеральному закону от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
33. Руководство по безопасности используют при применении инструментальных средств измерений, попадающих в сферу действия Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", для мониторинга технического состояния талевых канатов, позволяющих проводить диагностирование каната, анализ и хранение результатов диагностирования, включая оценку критичности выявленных дефектов, и определение текущего технического состояния каната.
34. В комплект ручных и/или автоматизированных дефектоскопов включаются:
- измерительное устройство - блок первичных преобразователей, создающих на выходе электрический сигнал, который после усиления и преобразования в цифровую форму обрабатывается в микропроцессоре;
- блок обработки и индикации, имеющий индикаторы и дисплей для визуализации результатов диагностирования талевого каната в режиме реального времени;