ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2023 года N 797

Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 3



В соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 3 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 4, ст.634).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

     УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 мая 2023 года N 797

     

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - индивидуальные предприниматели), по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения) (далее соответственно образовательные программы, государственная аккредитация).

2. Образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации образовательной деятельности в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

Образовательная деятельность на территории Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации осуществляется участниками Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации без получения ими государственной аккредитации образовательной деятельности на его территории в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 21 Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственная аккредитация образовательной деятельности, осуществляемой на федеральной территории "Сириус", осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус".

3. Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее соответственно - исполнительный орган субъекта, аккредитационные органы), в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 8 части 1 статьи 6 и пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

4. Исполнительный орган субъекта при государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, а также при государственной аккредитации индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории одного субъекта Российской Федерации и осуществляющего образовательную деятельность на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации во взаимодействии с исполнительными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

5. Государственная аккредитация проводится на основании направленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем в аккредитационный орган заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов по форме и в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к указанному заявлению, утверждаемым в соответствии с частью 9 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в заявлении о государственной аккредитации указывают уровень образования, либо профессию, специальность, направление подготовки, либо укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, либо область образования, область или вид профессиональной деятельности, к которым относится заявленная для государственной аккредитации образовательная программа. Индивидуальные предприниматели в заявлении о государственной аккредитации указывают уровень образования, заявленный для государственной аккредитации общеобразовательных программ.

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по таким программам (заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности (далее - реестр лицензий).

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

8. При реализации образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в ее филиале заявление о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а также ее филиалом, подается одновременно.

II. Порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей

9. Аккредитационные показатели могут устанавливаться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, профессии, специальности, одной области образования, области и виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Аккредитационные показатели, методика расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

10. Министерство просвещения Российской Федерации направляет на согласование проекты нормативных правовых актов об утверждении аккредитационных показателей, проект методики расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласование Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления проектов нормативных правовых актов об утверждении аккредитационных показателей, проекта методики расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования.

11. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет на согласование проект нормативного правового акта об утверждении аккредитационных показателей, проекта методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласование Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта об утверждении аккредитационных показателей, проекта методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования.

12. Нормативные правовые акты, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, издаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с установленными сферами ведения и регистрируются Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

III. Порядок проведения аккредитационной экспертизы

13. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, у индивидуального предпринимателя по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям (далее - аккредитационная экспертиза).

14. Аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, а также индивидуальным предпринимателем.

15. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, соответствующие установленным квалификационным требованиям (далее - эксперты), и (или) экспертные организации, соответствующие установленным квалификационным требованиям (далее - экспертные организации).

16. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы (далее - заключение экспертной группы), размещается аккредитационными органами на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети ''Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также направляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальному предпринимателю посредством использования их личных кабинетов в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), информационных системах аккредитационных органов, на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

17. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

18. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы проводится на основании распорядительных актов аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы и заключенных с экспертами и (или) экспертными организациями гражданско-правовых договоров.

19. В распорядительных актах аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы указываются:

а) полное наименование аккредитационных органов;

б) полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или филиала, в котором проводится аккредитационная экспертиза;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы;

д) срок проведения аккредитационной экспертизы;

е) фамилии, имена, отчества (при наличии) экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы (далее - члены экспертной группы), с указанием лица из числа членов экспертной группы, назначенного ее руководителем;

ж) сведения о закреплении за членами экспертной группы заявленных для государственной аккредитации образовательных программ;

з) фамилии, имена, отчества (при наличии) работников аккредитационных органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка работы экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы и ответственных за рассмотрение заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

20. Распорядительные акты, указанные в пункте 19 настоящего Положения, издаются в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов и размещаются на официальном сайте аккредитационного органа в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня их издания.

Срок проведения аккредитационной экспертизы составляет не более 10 рабочих дней со дня начала проведения аккредитационной экспертизы, указанного в распорядительных актах аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы.

21. Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю при проведении мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся.

22. Аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленная для государственной аккредитации:

а) реализуется с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

б) осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации;

в) осуществляется российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) осуществляется иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

д) осуществляется в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, действующих на территории субъекта Российской Федерации.

23. Исполнительным органом субъекта к аккредитационной экспертизе в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные аккредитационным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующий филиал.

24. Для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы направляют руководителю экспертной группы заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, полученные по запросу аккредитационных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также копии распорядительных актов аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы.

25. При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы обязан:

а) проводить аккредитационную экспертизу образовательных программ, закрепленных за членом экспертной группы распорядительными актами аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

б) изучить и проанализировать заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, информацию и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом, на своих официальных сайтах в сети "Интернет" (при наличии), а также документы и (или) информацию, полученные по запросу аккредитационных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

в) изучить и проанализировать заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы индивидуального предпринимателя, а также документы и (или) информацию, полученные по запросу аккредитационных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

г) изучить и проанализировать сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования (при наличии), профессионально-общественной аккредитации (при наличии), общественной аккредитации (при наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, в том числе с использованием открытых данных в сети "Интернет", и установить соответствие либо несоответствие указанных сведений аккредитационным показателям;

д) провести мероприятия по оценке качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, включая образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, в том числе с применением дистанционных технологий, в том числе посредством информационных систем аккредитационных органов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»