ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2023 года N 690
Об особенностях правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
(с изменениями на 7 февраля 2025 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2025, № 0001202502100012) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123).
____________________________________________________________________
В соответствии с федеральными конституционными законами "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение об особенностях правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
(с изменениями на 7 февраля 2025 года)
1. Настоящее Положение устанавливает особенности правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - территории новых субъектов Российской Федерации).
2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"территориальные участники оборота товаров" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные филиалы и представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие производство, хранение, ввод в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке (далее - товары), на территориях новых субъектов Российской Федерации, за исключением лиц, на которых не распространяются требования по обязательной маркировке товаров средствами идентификации в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка (далее - правила маркировки отдельных видов товаров), в отношении товаров.
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
3. Особенности правового регулирования, предусмотренные настоящим Положением, применяются к территориальным участникам оборота товаров и к участникам оборота товаров.
4. В срок до 1 апреля 2026 г. территориальные участники оборота товаров (за исключением территориальных участников оборота товаров, осуществляющих ввод в оборот табачной и никотинсодержащей продукции) обязаны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), в порядке, определенном правилами маркировки отдельных видов товаров. Территориальные участники оборота товаров, осуществляющие ввод в оборот табачной и никотинсодержащей продукции, производят такую регистрацию в информационной системе мониторинга до 1 января 2024 г.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123. - См. предыдущую редакцию)
5. Лица, которые получили доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, и допустили утрату этой информации, ее незаконное разглашение, распространение и (или) предоставление, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Ввод в оборот, оборот и вывод из оборота на территории Российской Федерации товаров, не маркированных средствами идентификации по причине их производства на экспорт на территории новых субъектов Российской Федерации до 5 октября 2022 г., не допускается, если иное не установлено настоящим разделом.
Поставка на территории новых субъектов Российской Федерации немаркированных средствами идентификации товаров, произведенных, и (или) приобретенных, и (или) помещенных до 5 октября 2022 г. под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и (или) вывозимых после 5 октября 2022 г., в пределах установленных сроков годности таких товаров (если такой срок годности установлен) и при наличии у поставщика таких товаров подтверждающих документов, предусмотренных статьями 106 и 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, оформленных в соответствии с приложением N 8 к решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов", оформленных до 5 октября 2022 г., допускается до 1 апреля 2024 г.
7. В случае если маркированный товар был помещен под таможенную процедуру экспорта в целях его поставки до 5 октября 2022 г. на территории новых субъектов Российской Федерации, но такой товар не был перемещен за пределы территории Российской Федерации до указанной даты, то сведения о выводе из оборота такого товара должны быть скорректированы в информационной системе мониторинга. При этом участник оборота товаров представляет оператору информационной системы мониторинга уведомление об изменении (отмене) ранее поданных сведений.
Оборот и вывод из оборота таких товаров на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, если иное не установлено настоящим разделом и разделом IV настоящего Положения.
8. До 1 апреля 2026 г. на территориях новых субъектов Российской Федерации ввод товаров в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота товаров могут осуществляться без маркировки средствами идентификации таких товаров и соответствующей передачи сведений в информационную систему мониторинга, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123. - См. предыдущую редакцию)
9. Ввод в оборот табачной и никотинсодержащей продукции на территориях новых субъектов Российской Федерации без маркировки средствами идентификации такой продукции и соответствующей передачи сведений в информационную систему мониторинга может осуществляться до 1 января 2024 г.
10. До 1 апреля 2026 г. допускается на территории Российской Федерации ввод в оборот без маркировки средствами идентификации товаров (за исключением табачной и никотинсодержащей продукции), ввозимых (ввезенных) с территорий государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, в целях их поставки на территории новых субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123. - См. предыдущую редакцию)
Декларирование таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта осуществляется территориальными участниками оборота товаров или иными лицами по поручению территориальных участников оборота товаров в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
____________________________________________________________________
С 1 января 2026 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123 абзац второй пункта 10 настоящего Положения утрачивает силу.
____________________________________________________________________
Перевозка (транспортировка) товаров без маркировки средствами идентификации допускается только по территориям новых субъектов Российской Федерации и территориям приграничных (прилегающим к территориям новых субъектов Российской Федерации) субъектов Российской Федерации. При этом в товаросопроводительном документе должны содержаться в том числе следующие сведения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2025 года N 123. - См. предыдущую редакцию)
конечный пункт назначения, расположенный на территориях новых субъектов Российской Федерации;
полное наименование территориального участника оборота товаров - грузополучателя.
11. При поставке товаров с территорий новых субъектов Российской Федерации на территории других субъектов Российской Федерации указанные товары подлежат маркировке средствами идентификации в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, сведения о вводе в оборот таких товаров подаются в информационную систему мониторинга в порядке, установленном правилами маркировки отдельных видов товаров. При этом маркировка товаров и внесение сведений в информационную систему мониторинга возможна непосредственно самими территориальными участниками оборота товаров или по их поручению логистическим оператором.
В целях реализации настоящего Положения под логистическим оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее по поручению территориального участника оборота товаров следующие действия в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров:
преобразование кода маркировки в средство идентификации и (или) нанесение средства идентификации;
регистрация товара территориального участника оборота товаров в информационной системе мониторинга;
заказ кода маркировки, его преобразование в средство идентификации и (или) нанесение средства идентификации;
предоставление в информационную систему мониторинга отчета о нанесении средств идентификации и сведений о вводе в оборот товара и (или) универсального передаточного документа.
12. Логистический оператор должен соответствовать следующим требованиям:
а) логистический оператор располагается на территориях новых субъектов Российской Федерации или территориях приграничных (прилегающих к территориям новых субъектов Российской Федерации) субъектов Российской Федерации;
б) логистический оператор зарегистрирован в информационной системе мониторинга в качестве участника оборота товаров;
в) сведения о логистическом операторе внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
г) наличие у логистического оператора усиленной квалифицированной электронной подписи;
д) наличие у логистического оператора комплекса полиграфического оборудования с производительностью, достаточной для преобразования и нанесения средств идентификации, но не ниже регулярно размещаемых заказов на производство упаковки и этикеток от территориального участника оборота товаров, и обеспечивающей нанесение символов кодов маркировки не ниже класса 2,5 (В) в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний символов штрихового кода для оценки качества печати. Двумерные символы", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 357-ст и введенного в действие с 1 июля 2013 г.
13. Логистический оператор обеспечивает соблюдение следующих правил обращения с кодами маркировки:
а) хранение полученных кодов маркировки с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки, предоставляемого оператором информационной системы мониторинга;
б) использование программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки для получения кодов маркировки, а также их передачи (при необходимости) юридическому лицу (сервис-провайдеру), осуществляющему по поручению логистического оператора или территориального участника оборота товаров преобразование кода маркировки в средство идентификации и (или) нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на этикетку, и на стикер в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров;
в) направление в информационную систему мониторинга сведений о нанесении и (или) валидации средства идентификации с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки;
г) аппаратная (с применением средств технического зрения) валидация преобразования кодов маркировки в средство идентификации и его нанесения;
д) удаление крипто-части кодов маркировки после валидации преобразования кодов маркировки и формирования сведений о нанесении средств идентификации и валидации кодов маркировки;
е) выбор кодов маркировки из хранилища программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки с раздельным оперативным хранением (в процессе производственного цикла преобразования кодов маркировки в средства идентификации) кодов маркировки и сведений о нанесении и валидации средств идентификации различных территориальных участников оборота товаров;
ж) обеспечение невозможности повторного нанесения кодов маркировки после их преобразования и валидации и направление в информационную систему мониторинга сведений о валидации.
14. Логистический оператор обеспечивает:
а) преобразование кодов маркировки в средства идентификации (управление печатью);
б) формирование сведений о нанесении и (или) валидации средств идентификации и их предоставление территориальному участнику оборота товаров или оператору информационной системы мониторинга по поручению территориального участника оборота товаров;
в) соблюдение стандартов качества печати средств идентификации в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров и валидацию нанесения средств идентификации перед передачей территориальному участнику оборота товаров потребительской упаковки, или этикеток, или стикеров с нанесенными средствами идентификации.
15. При осуществлении маркировки средствами идентификации молочной продукции логистический оператор обязан по поручению территориального участника оборота товаров осуществить нанесение средств идентификации и представление в информационную систему мониторинга сведений о нанесении средств идентификации и сведений о вводе в оборот товара в следующие сроки:
а) в отношении продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно) - не позднее 24 часов с момента получения продукции, если иное не установлено в договоре между логистическим оператором и территориальным участником оборота товаров;
б) в отношении продукции со сроком хранения более 40 суток - не позднее 7 рабочих дней со дня получения продукции, если иное не установлено в договоре между логистическим оператором и территориальным участником оборота товаров.
16. Предоставление логистическому оператору программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки осуществляется оператором информационной системы мониторинга на безвозмездной основе. В целях получения программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки логистический оператор заключает с оператором информационной системы мониторинга соответствующий договор, условия которого определяются оператором информационной системы мониторинга на недискриминационной основе по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
17. Регистрация логистического оператора в информационной системе мониторинга осуществляется на основании заявления, направленного в информационную систему мониторинга и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности в порядке, предусмотренном для участников оборота товаров разделом III Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров".
18. При привлечении территориальным участником оборота товаров логистического оператора территориальный участник оборота товаров или оператор информационной системы мониторинга передает коды маркировки логистическому оператору для преобразования и нанесения посредством программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки. После преобразования кода маркировки в средство идентификации и его нанесения логистическим оператором производится валидация нанесения средства идентификации. Сведения о нанесении и валидации средств идентификации логистический оператор представляет посредством программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки.