ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2023 года N 690

Об особенностях правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области



В соответствии с федеральными конституционными законами "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 мая 2023 года N 690



Положение об особенностях правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области



I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает особенности правового регулирования в сфере маркировки товаров средствами идентификации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - территории новых субъектов Российской Федерации).

2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"территориальные участники оборота товаров" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные филиалы и представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие производство, хранение, ввод в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке (далее - товары), на территориях новых субъектов Российской Федерации, за исключением лиц, на которых не распространяются требования по обязательной маркировке товаров средствами идентификации в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка (далее - правила маркировки отдельных видов товаров), в отношении товаров.

Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.

3. Особенности правового регулирования, предусмотренные настоящим Положением, применяются к территориальным участникам оборота товаров и к участникам оборота товаров.

4. В срок до 1 апреля 2025 г. территориальные участники оборота товаров (за исключением территориальных участников оборота товаров, осуществляющих ввод в оборот табачной и никотинсодержащей продукции) обязаны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), в порядке, определенном правилами маркировки отдельных видов товаров. Территориальные участники оборота товаров, осуществляющие ввод в оборот табачной и никотинсодержащей продукции, производят такую регистрацию в информационной системе мониторинга до 1 января 2024 г.

5. Лица, которые получили доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, и допустили утрату этой информации, ее незаконное разглашение, распространение и (или) предоставление, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Ввод в оборот, оборот и вывод из оборота на территории Российской Федерации товаров, не маркированных средствами идентификации по причине их производства на экспорт на территории новых субъектов Российской Федерации до 5 октября 2022 г., не допускается, если иное не установлено настоящим разделом.

Поставка на территории новых субъектов Российской Федерации немаркированных средствами идентификации товаров, произведенных, и (или) приобретенных, и (или) помещенных до 5 октября 2022 г. под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и (или) вывозимых после 5 октября 2022 г., в пределах установленных сроков годности таких товаров (если такой срок годности установлен) и при наличии у поставщика таких товаров подтверждающих документов, предусмотренных статьями 106 и 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, оформленных в соответствии с приложением N 8 к решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов", оформленных до 5 октября 2022 г., допускается до 1 апреля 2024 г.

7. В случае если маркированный товар был помещен под таможенную процедуру экспорта в целях его поставки до 5 октября 2022 г. на территории новых субъектов Российской Федерации, но такой товар не был перемещен за пределы территории Российской Федерации до указанной даты, то сведения о выводе из оборота такого товара должны быть скорректированы в информационной системе мониторинга. При этом участник оборота товаров представляет оператору информационной системы мониторинга уведомление об изменении (отмене) ранее поданных сведений.

Оборот и вывод из оборота таких товаров на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, если иное не установлено настоящим разделом и разделом IV настоящего Положения.

II. Порядок обращения товаров на территориях новых субъектов Российской Федерации

 

8. До 1 апреля 2025 г. на территориях новых субъектов Российской Федерации ввод товаров в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота товаров могут осуществляться без маркировки средствами идентификации таких товаров и соответствующей передачи сведений в информационную систему мониторинга, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

9. Ввод в оборот табачной и никотинсодержащей продукции на территориях новых субъектов Российской Федерации без маркировки средствами идентификации такой продукции и соответствующей передачи сведений в информационную систему мониторинга может осуществляться до 1 января 2024 г.

10. До 1 апреля 2025 г. допускается на территории Российской Федерации ввод в оборот без маркировки средствами идентификации товаров, ввозимых (ввезенных) с территорий государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, в целях их поставки на территории новых субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

Декларирование таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта осуществляется территориальными участниками оборота товаров или иными лицами по поручению территориальных участников оборота товаров в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".

Перевозка (транспортировка) таких товаров допускается только по территориям новых субъектов Российской Федерации и территориям приграничных (прилегающим к территориям новых субъектов Российской Федерации) субъектов Российской Федерации. При этом в товаросопроводительном документе должны содержаться в том числе следующие сведения:

конечный пункт назначения, расположенный на территориях новых субъектов Российской Федерации;

полное наименование территориального участника оборота товаров -грузополучателя.

III. Порядок поставки товаров с территорий новых субъектов Российской Федерации в другие субъекты Российской Федерации

 

11. При поставке товаров с территорий новых субъектов Российской Федерации на территории других субъектов Российской Федерации указанные товары подлежат маркировке средствами идентификации в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров, сведения о вводе в оборот таких товаров подаются в информационную систему мониторинга в порядке, установленном правилами маркировки отдельных видов товаров. При этом маркировка товаров и внесение сведений в информационную систему мониторинга возможна непосредственно самими территориальными участниками оборота товаров или по их поручению логистическим оператором.

В целях реализации настоящего Положения под логистическим оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее по поручению территориального участника оборота товаров следующие действия в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров:

преобразование кода маркировки в средство идентификации и (или) нанесение средства идентификации;

регистрация товара территориального участника оборота товаров в информационной системе мониторинга;

заказ кода маркировки, его преобразование в средство идентификации и (или) нанесение средства идентификации;

предоставление в информационную систему мониторинга отчета о нанесении средств идентификации и сведений о вводе в оборот товара и (или) универсального передаточного документа.

12. Логистический оператор должен соответствовать следующим требованиям:

а) логистический оператор располагается на территориях новых субъектов Российской Федерации или территориях приграничных (прилегающих к территориям новых субъектов Российской Федерации) субъектов Российской Федерации;

б) логистический оператор зарегистрирован в информационной системе мониторинга в качестве участника оборота товаров;

в) сведения о логистическом операторе внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

г) наличие у логистического оператора усиленной квалифицированной электронной подписи;

д) наличие у логистического оператора комплекса полиграфического оборудования с производительностью, достаточной для преобразования и нанесения средств идентификации, но не ниже регулярно размещаемых заказов на производство упаковки и этикеток от территориального участника оборота товаров, и обеспечивающей нанесение символов кодов маркировки не ниже класса 2,5 (В) в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний символов штрихового кода для оценки качества печати. Двумерные символы", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 357-ст и введенного в действие с 1 июля 2013 г.

13. Логистический оператор обеспечивает соблюдение следующих правил обращения с кодами маркировки:

а) хранение полученных кодов маркировки с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки, предоставляемого оператором информационной системы мониторинга;

б) использование программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки для получения кодов маркировки, а также их передачи (при необходимости) юридическому лицу (сервис-провайдеру), осуществляющему по поручению логистического оператора или территориального участника оборота товаров преобразование кода маркировки в средство идентификации и (или) нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на этикетку, и на стикер в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров;

в) направление в информационную систему мониторинга сведений о нанесении и (или) валидации средства идентификации с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки;

г) аппаратная (с применением средств технического зрения) валидация преобразования кодов маркировки в средство идентификации и его нанесения;

д) удаление крипто-части кодов маркировки после валидации преобразования кодов маркировки и формирования сведений о нанесении средств идентификации и валидации кодов маркировки;

е) выбор кодов маркировки из хранилища программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки с раздельным оперативным хранением (в процессе производственного цикла преобразования кодов маркировки в средства идентификации) кодов маркировки и сведений о нанесении и валидации средств идентификации различных территориальных участников оборота товаров;

ж) обеспечение невозможности повторного нанесения кодов маркировки после их преобразования и валидации и направление в информационную систему мониторинга сведений о валидации.

14. Логистический оператор обеспечивает:

а) преобразование кодов маркировки в средства идентификации (управление печатью);

б) формирование сведений о нанесении и (или) валидации средств идентификации и их предоставление территориальному участнику оборота товаров или оператору информационной системы мониторинга по поручению территориального участника оборота товаров;

в) соблюдение стандартов качества печати средств идентификации в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров и валидацию нанесения средств идентификации перед передачей территориальному участнику оборота товаров потребительской упаковки, или этикеток, или стикеров с нанесенными средствами идентификации.

15. При осуществлении маркировки средствами идентификации молочной продукции логистический оператор обязан по поручению территориального участника оборота товаров осуществить нанесение средств идентификации и представление в информационную систему мониторинга сведений о нанесении средств идентификации и сведений о вводе в оборот товара в следующие сроки:

а) в отношении продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно) - не позднее 24 часов с момента получения продукции, если иное не установлено в договоре между логистическим оператором и территориальным участником оборота товаров;

б) в отношении продукции со сроком хранения более 40 суток - не позднее 7 рабочих дней со дня получения продукции, если иное не установлено в договоре между логистическим оператором и территориальным участником оборота товаров.

16. Предоставление логистическому оператору программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки осуществляется оператором информационной системы мониторинга на безвозмездной основе. В целях получения программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки логистический оператор заключает с оператором информационной системы мониторинга соответствующий договор, условия которого определяются оператором информационной системы мониторинга на недискриминационной основе по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

17. Регистрация логистического оператора в информационной системе мониторинга осуществляется на основании заявления, направленного в информационную систему мониторинга и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности в порядке, предусмотренном для участников оборота товаров разделом III Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров".

18. При привлечении территориальным участником оборота товаров логистического оператора территориальный участник оборота товаров или оператор информационной системы мониторинга передает коды маркировки логистическому оператору для преобразования и нанесения посредством программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки. После преобразования кода маркировки в средство идентификации и его нанесения логистическим оператором производится валидация нанесения средства идентификации. Сведения о нанесении и валидации средств идентификации логистический оператор представляет посредством программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки.

19. Полиграфическое оборудование, на котором выполняется преобразование средства идентификации, должно обеспечивать необходимое разрешение печати, предусмотренное правилами маркировки отдельных видов товаров.

20. Логистический оператор должен использовать сертифицированные материалы, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769.

Порядок нанесения средств идентификации логистическим оператором и их характеристики должны удовлетворять требованиям, установленным правилами маркировки отдельных видов товаров.

21. Товары при их транспортировке от территориального участника оборота товаров к логистическому оператору не подлежат маркировке средствами идентификации. Такая транспортировка допускается только по территориям новых субъектов Российской Федерации и территориям приграничных (прилегающим к территориям новых субъектов Российской Федерации) субъектов Российской Федерации. При этом в товаросопроводительном документе, подтверждающем такую транспортировку (товарно-транспортная накладная и договор, заключенный между территориальным участником оборота товаров и логистическим оператором), должны содержаться в том числе следующие сведения:

конечный пункт назначения - место осуществления деятельности логистического оператора;

полное наименование производителя - территориального участника оборота товаров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»