ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 27 марта 2023 года N 162/23
Об утверждении требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии и методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", пунктом 18 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, подпунктами "г" и "ж" пункта 4 Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1164, пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331,
приказываю:
1. Утвердить требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г.Королева.
Руководитель
М.А.Шаскольский
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 апреля 2023 года,
регистрационный N 73196
Требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии
1. Требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии (далее - Требования) распространяются на ценовые заявки на продажу электрической энергии, подаваемые для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед участником оптового рынка, в отношении которого в реестре субъектов оптового рынка электроэнергии зарегистрирована группа(ы) точек поставки генерации, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка (далее - поставщик (производитель) в отношении одного часа операционных суток (далее - часовая подзаявка), которые содержат в себе совокупность параметров и условий поставки электроэнергии, включающие в себя цену электроэнергии и соответствующее ей количество электроэнергии (далее - пара "цена-количество").
2. Требования не распространяются на ценопринимающие заявки на продажу электрической энергии или пары "цена-количество", в которых не содержится указание цены на электрическую энергию, и отражающие намерение поставщика (производителя) продать указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора цене.
3. Цены, указанные в часовых подзаявках, должны соответствовать следующим требованиям:
- цена, указанная в паре "цена-количество" часовой подзаявки, не может превышать значение предельных экономически обоснованных затрат, связанных с производством электрической энергии, определенное в соответствии с пунктами 3-5 методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности, предусмотренной в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Методика), за исключением случая, установленного в абзаце третьем пункта 2 Методики;
- цена, указанная в паре "цена-количество" часовой подзаявки, не может превышать расчетное значение затрат, связанных с производством электрической энергии, определенное в соответствии с пунктами 6-15 Методики.
Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности
1. Методика определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности (далее - Методика) предусматривает определение федеральным антимонопольным органом соответствия требованиям экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, предусмотренным в Приложении N 1 к настоящему приказу (далее - Требования), в том числе ценовых заявок в отношении одного часа операционных суток (далее - часовая подзаявка), подаваемых участником оптового рынка, в отношении которого в реестре субъектов оптового рынка электроэнергии зарегистрирована группа(ы) точек поставки генерации, функционирующим в ценовых зонах оптового рынка (далее - поставщик (производитель), для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед на каждый час указанного периода.
2. Для определения соответствия Требованиям ценовой заявки федеральным антимонопольным органом проводится проверка в следующем порядке.
На первом этапе проводится сравнение цены, указанной в часовой подзаявке, которая содержит в себе совокупность параметров и условий поставки электроэнергии, включающей в себя цену электроэнергии и соответствующее ей количество электроэнергии (далее - пара "цена-количество"), со значением предельных экономически обоснованных затрат, связанных с производством электрической энергии, определенным в соответствии с пунктами 3-5 Методики.
В случае превышения значения цены предельных экономически обоснованных затрат в результате проведенного сравнения поставщик (производитель) вправе представить в федеральный антимонопольный орган расчеты и документы, обосновывающие допущенное превышение, которые рассматриваются федеральным антимонопольным органом в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничных рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), утвержденным приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. N 413 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2012 г., регистрационный N 25297).
На следующем этапе, в случае непревышения значения цены предельных экономически обоснованных затрат в результате проведенного сравнения на первом этапе осуществляется сравнение цены в паре "цена-количество" с определенным согласно Методике расчетным значением затрат, связанных с производством электрической энергии, равным наибольшей из величин: расчетного значения дополнительных затрат на прирост отпуска электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 6 Методики с учетом положений пункта 14 Методики, и затрат, определенных в соответствии с пунктами 7-15 Методики.
При наличии предписания, выданного федеральным антимонопольным органом в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о принятии мер, установленных в пункте 5 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающего требования к производителю электрической энергии относительно формирования ценовых заявок, расчетное значение затрат, связанных с производством электрической энергии, должно определяться с учетом таких требований в отношении периодов действия указанного предписания.
3. Значение предельных экономически обоснованных затрат (руб./МВт·ч), связанных с производством электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации электростанции, определяется исходя из предельного (максимального) уровня удельного расхода топлива для целей подачи ценовых заявок на продажу электрической энергии, цены топлива и прочих переменных затрат на производство электрической энергии:
(т у.т./МВт·ч) - предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, определенный в соответствии с пунктом 4 Методики для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g;
(руб./т у.т.) - фактическая средневзвешенная цена топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, определенная в соответствии с пунктом 5 Методики;
- коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам на топливо, но непосредственно связанные с производством электрической энергии), принимается равным 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций.
4. Предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции:
,
где
- предельный (максимальный) уровень удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на отпуск электрической энергии в час h для единицы генерирующего оборудования i, имеющего включенное состояние, отнесенной к группе точек поставки генерации g, при проведении конкурентного сбора ценовых заявок на сутки вперед, (г у.т./кВт·ч).
Числовые значения предельного (максимального) уровня удельного расхода условного топлива для целей подачи ценовых заявок на продажу электрической энергии для различных типов генерирующего оборудования устанавливаются наблюдательным советом совета рынка по согласованию с федеральным антимонопольным органом.
5. Средневзвешенная цена топлива (руб./т у.т.), использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции:
где,
- натурального топлива по списанию, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, руб./кг (для твердого и жидкого топлив), руб./м (для газообразного топлива);
- суммарный абсолютный расход условного топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, где i - вид использованного топлива от 1 до n, т у.т.;
- абсолютный расход условного i-го топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, т у.т.:
где,
- абсолютный расход натурального i-го топлива, использованного для производства электрической энергии в рассматриваемый час h в отношении генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, т н.т. (для твердого и жидкого топлив), тыс.м (для газообразного топлива);
- низшая теплота сгорания i-го натурального топлива, ккал/кг (для твердого и жидкого топлив), ккал/м (для газообразного топлива);
7000 - теплота сгорания условного топлива, ккал/кг у.т.
6. Расчетное значение дополнительных затрат на прирост отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования (руб/МВтч), отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, определяется по следующей формуле (с учетом требования возрастания цен в последовательных парах "цена-количество" при увеличения значения параметра "количество"):
(руб.) - величина изменения стоимости топлива, планируемого к использованию для производства электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, при увеличении объема производства электрической энергии в случае включения рассматриваемой часовой подзаявки в объем планового почасового производства электрической энергии, определяемого по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед. Расчет величины изменения стоимости топлива выполняется на основании действующей нормативно-технической документации по топливоиспользованию, стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии и технологических характеристик генерирующего оборудования (при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток для каждой пары "цена-количество" учитывается средневзвешенная стоимость всех видов используемого топлива (смеси) в пределах одного технологического цикла). При этом расчет величины изменения стоимости топлива выполняется с учетом принципа минимизации стоимости топлива (при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществляется потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива) в рамках одного вида топлива (смеси) на выработку единицы электрической энергии;
(МВт·ч) - объем прироста отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования, отнесенного к группе точек поставки генерации g электростанции, в случае включения рассматриваемой часовой подзаявки в объем планового почасового производства электрической энергии, определяемый по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед;
- коэффициент, отражающий прочие затраты (не относящиеся к затратам топлива), принимается равным 1,1 для электростанций, использующих газ в качестве основного топлива, и 1,15 - для прочих электростанций.
применяется при расчете затрат на прирост отпуска электрической энергии в час h для генерирующего оборудования только для первой пары "цена-количество" соответствующей часовой подзаявки, следующей за ценопринимающей ступенью принятой ценовой заявки на продажу электрической энергии или пары "цена-количество", в которых не содержится указания цены на электрическую энергию, и отражающие намерение поставщика (производителя) продать указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора цене (далее - ценопринимающая ступень ценовой заявки).
7. Значение экономически обоснованных затрат на производство электрической энергии определяется исходя из плановых и фактических экономически обоснованных затрат.
Расчеты, произведенные в соответствии с Методикой, и подтверждающие указанные расчеты документы представляются поставщиком (производителем) по запросу федерального антимонопольного органа.
При определении значений плановых и фактических экономически обоснованных затрат на вид топлива, используемый при производстве электрической энергии электростанцией, федеральный антимонопольный орган использует информацию, запрашиваемую у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Федеральный антимонопольный орган использует источники информации о ценах (тарифах), в том числе:
а) цены (тарифы), действовавшие на период подачи ценовых заявок поставщиком, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) рыночные цены на топливо, включающие затраты на его доставку, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;