Действующий

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 28.02.2023 N 137

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КБ

2

Соисполнители государственной программы

КПП ООС;
КЭиИО;
УВ;
Комитет по строительству;
АР

3

Участники государственной программы

АО "Невский экологический оператор" (далее - Общество)

4

Цели государственной программы

Создание комфортной и безопасной среды для жизни, включая повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение экологического благополучия, улучшение санитарного и эстетического состояния территорий Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов;
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства зеленых насаждений Санкт-Петербурга для сохранения благоприятной окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, сохранение полезных свойств лесов, их экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций;
улучшение экологической обстановки в Санкт-Петербурге;
обеспечение стабильной и благополучной эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки на территории Санкт-Петербурга и реализация мероприятий по созданию благоприятных условий по развитию гуманного отношения к животным на территории Санкт-Петербурга;
формирование комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов;
повышение уровня благоустройства, комфортности и безопасности городской среды. Улучшение условий жизни граждан в Санкт-Петербурге за счет создания качественных и современных общественных территорий, формирования новых возможностей для отдыха, занятий спортом, самореализации людей

6

Основания разработки государственной программы

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р;
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 68);
Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт-Петербург)";
региональный проект "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (город федерального значения Санкт-Петербург)";
региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)";
региональный проект "Чистая страна (город федерального значения Санкт-Петербург)"

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

2023 год - 5529,0 тыс.руб.;
2024 год - 2305,0 тыс.руб.;
2025 год - 2388,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее совместно - подпрограммы)

Подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Эффективное управление территориями зеленых насаждений Санкт-Петербурга, сохранение средообразующих, защитных, оздоровительных и полезных функций указанных территорий, а также повышение их потенциала" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Региональная программа Санкт-Петербурга в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия на территории Санкт-Петербурга, реализация мероприятий по гуманному и ответственному отношению к животным на территории Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Развитие и содержание объектов благоустройства" (далее - подпрограмма 5)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы - 131729176,8 тыс.руб.,
в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 122925632,2 тыс.руб.,
из них по годам:
2023 г. - 24721181,1 тыс.руб.;
2024 г. - 23835066,4 тыс.руб.;
2025 г. - 24674618,6 тыс.руб.;
2026 г. - 15917696,8 тыс.руб.;
2027 г. - 16986915,6 тыс.руб.;
2028 г. - 16790153,7 тыс.руб.,
за счет средств федерального бюджета - 239209,5 тыс.руб.,
из них по годам:
2023 г. - 81187,1 тыс.руб.;
2024 г. - 57945,9 тыс.руб.;
2025 г. - 99881,4 тыс.руб.;
2026 г. - 62,5 тыс.руб.;
2027 г. - 65,0 тыс.руб.;
2028 г. - 67,6 тыс.руб.,
за счет внебюджетных средств - 8564335,1 тыс.руб.,
из них по годам:
2023 г. - 3589698,4 тыс.руб.;
2024 г. - 4974636,7 тыс.руб.,
из них на реализацию региональных проектов - 17277922,1 тыс.руб.,
в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 17169922,1 тыс.руб,
из них по годам:
2023 г. - 8109345,1 тыс.руб.;
2024 г. - 9060577,0 тыс.руб.,
за счет средств федерального бюджета - 108000,0 тыс.руб.,
из них по годам:
2023 г. - 35000,0 тыс.руб.;
2025 г. - 73000,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Обеспечение низкого уровня загрязнения атмосферного воздуха и удовлетворительное состояние водного бассейна;
увеличение доли жителей, положительно оценивающих уровень благоустройства среды проживания;
увеличение количества обезвреженных ТКО;
выполнение всех необходимых эпизоотических и ветеринарных мероприятий;
повышение уровня благоустройства, комфортности и безопасности городской среды

     

2. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Благоустройство территорий является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности Санкт-Петербурга в целом и отдельных его районов для проживания, работы и проведения свободного времени. Успешная реализация государственной программы приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории. Все это способствует увеличению производительности труда в экономике Санкт-Петербурга.

Основным направлением развития благоустройства в Санкт-Петербурге является переход от нормативно-распределительного принципа управления к программно-инвестиционному. В Санкт-Петербурге должна быть создана система управления проектами благоустройства территорий, которая позволит планировать прямые и косвенные эффекты вложения бюджетных средств в благоустройство.

Объекты благоустройства обеспечивают оформление городского пространства и стабильность функционирования Санкт-Петербурга, а также комфортные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности его населения.

Качество городской среды в Санкт-Петербурге определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы, зеленые насаждения, биологические виды, а также геологическую среду.

Для реформирования системы общественных пространств необходимо обеспечить превращение зеленых насаждений, улиц, площадей, набережных в комфортные и безопасные места проведения досуга и социализации с широким набором услуг для жителей и гостей Санкт-Петербурга. При этом для развития озелененных общественных пространств необходимо обеспечить применение комплексного подхода к благоустройству существующих зеленых насаждений с наполнением их нестационарными объектами сферы услуг, спорта и культуры в районах массовой жилой застройки, а также созданием рекреационных зон, в том числе тематических парков.

Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт.

В 2022 году в Санкт-Петербурге было образовано 1566,2 тыс.т ТКО, из них подверглось обработке 690,8 тыс.т (44,1% от общего объема ТКО), утилизации после обработки - 58,3 тыс.т (3,7% от общего объема ТКО), направлено на захоронение - 1506,4 тыс.т (96,2% от общего объема ТКО).

По состоянию на 01.01.2023 на территории Санкт-Петербурга находится более 1000 водных объектов. Суммарная площадь водоемов в границах Санкт-Петербурга составляет более 32 кв.км или 2,2% территории Санкт-Петербурга.

Благоприятная окружающая среда на территории Санкт-Петербурга во многом обеспечивается за счет зеленого фонда Санкт-Петербурга. Сохранение зеленого фонда и биоразнообразия за счет создания особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга. По состоянию на 01.01.2023 на территории Санкт-Петербурга организовано семь памятников природы регионального значения общей площадью 530,6 га и девять государственных природных заказников регионального значения общей площадью 5968,05 га.

За последние 10 лет объемы ежегодных посадок деревьев возросли почти в 4 раза, объемы посадок кустарников - в 3 раза, объемы посадок цветов - в 3,4 раза. Большое значение уделяется цветочному оформлению основных магистралей, садов и парков Санкт-Петербурга. Для объемного цветочного оформления Санкт-Петербурга используется более 20 тыс. конструкций разнообразной конфигурации с посадками ампельных видов растений. Для озеленения территорий Санкт-Петербурга с ограниченной площадью мест посадок деревьев начато внедрение приемов контейнерного озеленения.

В Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет сохраняется благополучная эпизоотическая обстановка. Среди животных разных видов, содержащихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по содержанию животных на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии проводится комплекс противоэпизоотических ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями животных, обеспечивающий защиту территории Санкт-Петербурга от карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

Методика формирования индекса качества городской среды, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 N 510-р, позволяет обеспечивать проведение на постоянной и системной основе оценки уровня качества городской среды Санкт-Петербурга, по итогам которой ежегодно формируется и публикуется индекс качества городской среды Санкт-Петербурга.

Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности Санкт-Петербурга на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.

Значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2021 год (рассчитано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 01.04.2022) составляет 256 баллов. Текущее состояние городской среды оценивается как благоприятное. Улучшение качества городской среды по отношению к 2019 году составило 5%, что соответствует показателю паспорта федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".

Значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2022 год будет рассчитано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок до 01.04.2023.

Определение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, которые будут положены в основу принятия управленческих решений ИОГВ при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение актуальных проблем.

3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга, прогноз развития сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы


Основной целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Основными приоритетами политики в экологической сфере являются:

предотвращение загрязнения всех компонентов окружающей среды;

ликвидация накопленного вреда окружающей среде;

обеспечение экологической безопасности ГТС и защиты территорий от опасных природных явлений;